Формирование фразовой речи у детей 3–4 лет посредством театрализованной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 05.03.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Липантьева, И. В. Формирование фразовой речи у детей 3–4 лет посредством театрализованной деятельности / И. В. Липантьева, А. Н. Хлыстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — URL: https://moluch.ru/archive/561/123189/ (дата обращения: 09.03.2025).

Препринт статьи



В статье рассматривается формирование фразовой речи детей 3–4-летнего возраста с нарушением речи с помощью театрализованной деятельности.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: 3–4 года.

Фразовая речь является сложной формой организации коммуникативной деятельности. Она включает в себя протяженность речевых высказываний, многообразие в употреблении разных частей речи, их последовательность в предложении и логические взаимосвязи между фразами.

Самостоятельная фразовая речь детей с речевыми нарушениями аграмматична, обеднена, имеет нарушения смыслового содержания и лексико-грамматического оформления. С возрастом сложности формирования фразовой речи у данной категории дошкольников без специально организованной помощи не устраняются.

Таким образом, возрастает значимость логопедической работы с данной категорией воспитанников с целью коррекции их коммуникативного развития и подготовки к обучению в школе.

Проблемы нарушений формирования фразовой речи у дошкольников с нарушениями речи освещались В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой и другими авторами.

По мнению Л. Н. Ефименковой, коррекционная работа по формированию речевого развития ребенка с речевым недоразвитием состоит из трех этапов, при этом на каждом этапе происходит расширение словарного запаса и количества фраз:

— формирование пассивного и активного словаря;

— формирование фразовой речи;

— формирование связной речи.

Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную структуру нарушения, нужно создать такие условия, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения имеющегося отставания. Поиски радикальных путей устранения нарушений в формировании фразовой речи привели нас к театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность — один из эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В театр невозможно играть молча. Ребенок озвучивает персонажей, рассказывает ход истории, говорит разными голосами.

В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Особенность театрализованных игр — заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, становятся раскрепощенными и общительными.

Самым распространенным способом развития фразы является устное народное творчество, потешки, сказки, и т д.

Мы в своих работах по использованию театрализованной деятельности чаще всего используем сказки. Знакомое устное народное творчество легче повторяется детьми, знание текста сказки пересказывается детьми в большем объёме.

Ребенку, чтобы рассказать сказку, надо удержать в памяти сюжет, запомнить последовательность рассказа и научиться удерживать внимание, импровизировать. Так развивается память и мышление.

Цель нашей работы: формирование фразовой речи у детей 3–4 лет.

Виды театрализованной деятельности:

Театр из фетра

Пальчиковый театр

Магнитный театр

Тканевый театр

Театр на липучках

Театр из фетра, магнитный театр, тканевый театр, театр на липучках сходны по способу применения, отличаются друг от друга новизной и материалами.

Возможностей применения такого театра множество — как часть занятия, в групповой и самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе.

Пальчиковый театр — это сказка на ладошке у ребенка, где он принимает непосредственное участие. Это истории, которые он может наглядно пережить, применить на себя, узнать что-то новое и справиться со своими страхами или опасениями. Пальчиковый театр помогает ребенку развивать свое воображение и фантазию. Ребенок может разыгрывать сюжет классической сказки, а может и вовсе придумать свою историю.

Формирование фразовой речи необходимо проводить поэтапно, в определенной последовательности, по принципу возрастающей сложности, в зависимости от уровня развития импрессивной речи и познавательной деятельности.

1 этап:

  1. Проводится работа над произношением и накоплением слов, обозначающих названия предметов.
  2. Составление фраз из 2 слов, как правило, существительное +глагол.

После того, как накопился определенный предметный словарь (1 класс слог. структуры, либо 3 класс слог стр.), учим детей образовывать простые фразы.

С помощью театра проигрываем сказки с персонажами (дед, баба, Маша, Миша, лиса), складываем слова-предметы в простую фразу, выкладываем фигурки на магнитном, тканевом, фетровом театре на каждую фигуру проговариваем слово: Маша идет, деда сидит, и т д.

Дети учатся договаривать фразу, например: Волк говорит: «Колобок, я …(тебя съем). Дет зовет внучку, иди…(репку тянуть).

Затем эту фразу расширяем до 3-х слов (тянуть большую репку) и переходим ко второму этапу.

2 этап : построение более сложных фраз, 3–4 слова.

На этом этапе накапливается база из 3–4 слов для построении фразы. Выстраиваемая система дает возможность в дальнейшем спонтанно наращивать словарь-предметов, словарь-действий и соединять их во фразу, в дальнейшем расширяя ее.

Использование в работе русских народных сказок, русского фольклора помогает развить у детей интонационную выразительность речи, формирует диалогическую речь в театрализованной сказке.

Ребенок может договаривать фразу «Кто в теремочке живет?», составлять фразу типа «Большой, злой, голодный волк».

3 этап : составление простых предложений и объединение их в рассказ с помощью взрослого.

На этом этапе вводим в речь ребёнка наречия, местоимения, числительные. Дети начинают использовать предлоги для указания на местоположение или направление: «на столе», «под кроватью». Также в речи используются союзы: «и», «но», «потому что». Обращаем внимание на четкое произнесение окончаний. Учим детей слитно, плавно произносить слова, соблюдая количество слогов, их последовательность и ударность в слове.

С помощью театрализованной деятельности дети учатся рассказывать простую сказку.

Заключение.

Таким образом, в результате систематической работы с использованием театрализованной деятельности фразовая речь детейусложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.

Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.Предложения усложняются, состоят уже из 5–6 слов, дети используют предлоги и союзы, легко запоминают и рассказывают сказки, могут отвечать на вопросы по содержанию, передавать своими словами личные впечатления.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов / Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 1999. — 134 с.
  2. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.
  3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
  4. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. — 320 с.
  5. Ковригина, Л. В. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями:/Л. В. Ковригина. — Новосибирск, 1998. -124 с.
  6. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: монография / науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения АПН СССР / Т. А. Ладыженская. — М.: Педагогика, 1975. — 256 с.
  7. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. — М.: КомКнига, 2005. — 312 с.
  8. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 416 с.
  9. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М.: Гном и Д, 2000. — 128 с.
  10. Шаховская 0.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: Дис. канд. пед. наук; 13,00,03,- М,, 1964,- 169 с,
  11. Шаховская С. Н. Алании// Расстройства речи у детей и подростков/Под ред. С. С. Ляпидевского- М: МГПИ им. В. И. Ленина, 1969:- 0,156–176
  12. Шаховская С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией// Патология речи: Ученые записки МИШ им, В. И. Ленина,- М, 1971,-Т,406,- 0,30–62.


Задать вопрос