Совершенствование правового регулирования контрактной системы в сфере закупок на основе Федерального Закона № 44-ФЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 06.03.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Яхьяев, Ш. С. Совершенствование правового регулирования контрактной системы в сфере закупок на основе Федерального Закона № 44-ФЗ / Ш. С. Яхьяев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — URL: https://moluch.ru/archive/561/123199/ (дата обращения: 09.03.2025).

Препринт статьи



В статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основе Федерального закона № 44-ФЗ. Авторы анализируют основные проблемы правоприменительной практики, связанные с реализацией данного закона, и предлагают пути их решения. Особое внимание уделено вопросам повышения прозрачности, конкуренции и эффективности закупочной деятельности, а также внедрению цифровых технологий в процессы закупок.

Ключевые слова: контрактная система, закупки, ФЗ-44, государственные нужды, муниципальные нужды, правовое регулирование, цифровизация.

The article discusses current issues of legal regulation of the contract system in the field of procurement of goods, works and services for state and municipal needs based on Federal Law No. 44-FZ. The authors analyze the main problems of law enforcement practice related to the implementation of this law and suggest ways to solve them. Special attention is paid to the issues of increasing transparency, competition and efficiency of procurement activities, as well as the introduction of digital technologies in procurement processes.

Keywords: contract system, procurement, FZ-44, state needs, municipal needs, legal regulation, digitalization.

Введение

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является важным инструментом государственного управления. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44) устанавливает основные принципы и механизмы регулирования закупочной деятельности [1]. Однако, несмотря на значительные усилия законодателя, правоприменительная практика выявляет ряд проблем, таких как коррупционные риски, недостаточная прозрачность процессов и сложности в применении норм закона [2, с. 45].

Целью данной статьи является анализ основных проблем правового регулирования контрактной системы на основе ФЗ-44 и разработка предложений по совершенствованию механизмов её реализации.

1. Теоретические основы контрактной системы в сфере закупок

Контрактная система, согласно ФЗ-44, представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, положений, стандартов и процедур, обеспечивающих реализацию закупочной деятельности. Основными целями системы являются обеспечение экономической эффективности, прозрачности и защиты интересов всех участников закупок [3, с. 12].

Ключевые принципы контрактной системы, закрепленные в статье 4 ФЗ-44, включают равноправие участников, публичность информации, конкуренцию, экономическую целесообразность и ответственность участников [4, с. 18]. Эти принципы направлены на создание условий для честной конкуренции и минимизацию коррупционных рисков.

2. Проблемы правоприменительной практики ФЗ-44

Несмотря на детальную регламентацию закупочной деятельности, ФЗ-44 сталкивается с рядом проблем в правоприменительной практике. Основные из них включают нарушения со стороны заказчиков, такие как неправильное планирование закупок, задержки в проведении торгов и необоснованное ограничение конкуренции [5, с. 22].

Со стороны поставщиков также наблюдаются нарушения, включая предоставление недостоверной информации и неисполнение обязательств по контрактам [6, с. 34].

Кроме того, недостатки в работе контролирующих органов, такие как недостаточная эффективность проверок и отсутствие единой системы мониторинга закупочной деятельности, также являются серьезной проблемой [7, с. 56].

3. Пути совершенствования контрактной системы

Для повышения эффективности контрактной системы и устранения выявленных проблем авторы предлагают следующие меры.

Во-первых, необходимо упростить процедуры для малого бизнеса. Это может быть достигнуто за счет внедрения упрощенных способов закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства и снижения административной нагрузки на участников закупок [8, с. 78].

Во-вторых, важно усилить ответственность заказчиков. Это может быть сделано через введение более строгих санкций за нарушения при планировании и проведении закупок, а также повышение прозрачности процессов закупок через публикацию отчетов о результатах проверок [9, с. 90].

В-третьих, необходимо внедрить цифровые технологии. Автоматизация процессов планирования и проведения закупок, а также использование электронных торговых площадок могут значительно повысить конкуренцию и прозрачность закупочной деятельности [10, с. 102].

Заключение

Совершенствование правового регулирования контрактной системы в сфере закупок на основе ФЗ-44 является важным шагом на пути повышения эффективности государственных и муниципальных закупок. Предложенные меры, такие как упрощение процедур для малого бизнеса, усиление ответственности заказчиков и внедрение цифровых технологий, могут способствовать повышению прозрачности, конкуренции и экономической эффективности закупочной деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1491.
  2. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” / А. Н. Борисов, Т. Н. Трефилова. — М.: Деловой двор, 2017. — 592 c.
  3. Доронин, С. Н. Госзакупки. Законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С. Н. Доронин, Н. А. Рыхтикова, А. О. Васильев. — М.: Форум, 2019. — 232 c.
  4. Кузин, В. И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В. И. Кузин, С. Э. Зуев. — Москва: СИНТЕГ, 2018. — 120 c.
  5. Рыхтикова, Н. А. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / Н. А. Рыхтикова. — М.: Форум, 2019. — 185 c.
  6. Савельев, Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ: моногр. / Ю. Р. Савельев. — М.: Совпадение, 2017. — 400 c.
  7. Сарафанов, В. И. Информатизация системы государственного управления России: моногр. / В. И. Сарафанов. — М.: ИНИОН РАН, 2017. — 458 c.
  8. Спектор, А. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” / А. А. Спектор, Э. В. Туманов. — М.: Юркомпани, 2017. — 192 c.
  9. Стахова, М. В. Госзакупки. Новые правила игры / М. В. Стахова, Е. С. Урумова. — М.: Инфотропик Медиа, 2018. — 152 c.
  10. Тасалов, Ф. А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США. Сравнительно-правовое исследование / Ф. А. Тасалов. — М.: Проспект, 2019. — 238 c.


Задать вопрос