В статье автор рассматривает технологии развития туристической привлекательности муниципального образования город-курорт Геленджик. Описаны результаты реализации инвестиционных проектов города-курорта Геленджика. Также обсуждаются примеры совокупности факторов, повышающих благоприятный инвестиционный климат в создании курорта мирового уровня.
Ключевые слова: туризм, туристическая привлекательность, туристическая индустрия, туристический регион, инфраструктура, муниципалитет, муниципальное образование, муниципальное управление.
Геленджик — город на юге России, в Краснодарском крае. Административный центр муниципального образования «город-курорт Геленджик». Основной градообразующей отраслью Геленджика является санаторно-курортный и туристский комплекс Геленджика. Это 99 предприятий санаторно-курортного комплекса, 23 кемпинга и около 4 тысяч частных средств размещения, которые предлагают отдыхающим места размещения на любой вкус и по различным ценам. Санаторно-курортный и туристский комплексы являются основным направлением развития курорта и оказывают стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики и, соответственно, влекут за собой увеличение налоговых поступлений и повышение уровня жизни населения города-курорта Геленджик.
Согласно Генеральному плану развития города-курорта до 2040 года, у г. Геленджика два приоритетных направления развития — санаторно-курортная отрасль и туризм. Эволюция курорта затронет несколько стратегических целей:
– создание комфортной и безопасной городской среды,
– повышение качества жизни за счет модернизации инфраструктуры,
– развитие города как всесезонного инновационного лечебно-оздоровительного центра с доступным и эффективным медицинским обслуживанием.
Помимо этого, в городе создадут высокоэффективный агропромышленный комплекс, расширят привычные рамки винодельческой отрасли, что позволит привлечь энотуристов. А культурные и развлекательные мероприятия, которые запланированы в повестке Геленджика, позволят увеличить турпоток и построить экономику, не зависящую от сезонных факторов.
Можно выделить следующие технологии развития туристической привлекательности муниципального образования город-курорт Геленджик:
- Межмуниципальное сотрудничество. Обеспечивает создание туристических кластеров, сетевое взаимодействие и обмен ресурсами между участниками разных социальных сетей.
- Социальное конструирование туристского пространства. Привлекает ресурсы местного сообщества для создания объектов туристского притяжения и организации сопутствующих услуг, популяризации местного туристского продукта.
- Трёхстороннее партнёрство. Включает властные структуры, бизнес-сообщества и жителей локального социума на основе принципов экономики сотрудничества.
- Проектное управление. Комплекс методов организации взаимодействия местных жителей и органов власти, который снижает риски в процессе совместной проработки проблем развития внутреннего туризма и повышает эффективность включения местных жителей в проекты и туристские инициативы муниципальных органов власти [3, с. 93].
По данным пресс-службы городской администрации, в 2024 году в Геленджике реализуется ряд крупных инвестиционных проектов на общую сумму более 100 млрд руб. Одним из самых масштабных станет проект реконструкции береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик и строительства многофункционального рекреационного комплекса «Геленджик Марина». Проект предполагает создание пассажирского терминала с возможностью приемки судов международного сообщения, круглогодичного яхтенного порта на 300 яхт, круизного терминала, яхт-клуба, отеля на 600 номеров с магазинами и кафе, театра водных представлений, а также детского развлекательного центра. Площадь озеленения береговой зоны превысит 25 %. Инвестор «Геленджик Марина» сообщал о планах приступить к строительству объекта летом 2024 года и завершить его за три года. Стоимость проекта составит более 100 млрд руб.
Многофункциональный рекреационный комплекс «Геленджик Марина» — это новый курортный комплекс, который не имеет аналогов в России. Это проект, создающий в Геленджике новое пространство для отдыха всей семьей, современную и доступную среду нового качества для жителей и гостей курорта с уровнем комфорта, которого еще не было в городе. Реализация этого мощнейшего проекта увеличит привлекательность Геленджика, даст новые рабочие места, улучшит транспортную логистику. В ближайшие годы власти города планируют также обратить внимание на реконструкцию уже существующих причалов в Геленджике и прибрежных населенных пунктах, а также займутся строительством новых.
Рассмотрим перспективы энотуризма в г. Геленджике. Паломничество за вином на Кубань стало устойчивым трендом относительно недавно, но по итогам 2023 года уже достигло 1 млн человек, что в пять раз больше, чем годом ранее. Масштабный проект, посвященный винодельческому и гастрономическому наследию региона, — ТРК «Винный город», площадью 25 тыс. кв. м, появится в Геленджике уже в 2024 году. В комплексе разместят музей вина им. Льва Голицына, школу виноделов и сомелье, дегустационные залы, винотеки и рестораны известных винных производителей. Благодаря этому проекту Геленджик войдет в новый национальный маршрут «Винные дороги Краснодарского края». Высокий спрос на этно-гастрономический туризм отмечают и игроки рынка. Так, винодельню «Шато де Талю» только в период новогодних каникул 2023–2024 гг. посетило более 5 тыс. человек, что на 45 % больше, чем годом ранее.
Винодельни Кубани — ценная составляющая в туристическом кластере юга России. Задача отрасли — формировать доверие к российскому вину и на собственном примере доказывать: российское = достойное [2, с. 56].
Еще один интересный новый объект строительства — торгово-развлекательный комплекс «Винный город». Проект, выполненный в футуристическом стиле, выглядит очень привлекательно. Он реализуется на ул. Туристической на месте бывшего пансионата «Строитель». В обозримом будущем появится винотека, винодельня, ресторан, гостиничный комплекс. Также планируется создание площадей для проведения ярмарок и выставок. Винодельческое и гастрономическое развитие курорта, как считают специалисты, вызывает интерес у многих людей. Отмечается, что «Винный город» станет интересным, притягательным местом для развлечений и отдыха.
Когда речь идет о достопримечательностях, прежде всего имеется в виду музеи и театры, архитектурные памятники с богатой историей. Но облик городов меняется, создаются общественные центры с авторской архитектурой и инновационными технологиями, которые также становятся точками притяжения. Они имеют большую социальную значимость и стратегическую цель — сделать культуру доступной и привлекательной для всех жителей нашей огромной страны. Культурно-деловой центр «Геленджик Арена», открытый летом 2024 г., должен стать именно таким знаковым местом. Новый комплекс с его современными инновационными решениями отвечает запросам настоящего времени.
Проект по созданию креативного кластера направлен на продвижение образа Краснодарского края как экономически и инвестиционно привлекательного региона. На площадке планируют проводить до 180 мероприятий ежегодно. В курортный сезон наполнять культурную жизнь города будут концерты и события семейного формата, а с октября по апрель, когда туристическая активность на побережье снижена, деловые мероприятия, рассчитанные на более чем 1,5 тыс. человек.
Активно ведется строительство рекреационно-туристического комплекса «Марьина роща» в одноименном населенном пункте. Кластер включит в себя виноградники с высокотехнологичной винодельней, гольф-клуб, конноспортивный клуб, стрелковый клуб и СПА-курорт с группой бассейнов. Не исключено, что там же появятся коттеджный поселок, сафари-парк и этнокультурный центр. Цель развития курорта в этом направлении — сделать Геленджик культурной столицей Черноморья. Для этого будут вовлекаться гости и жители города в культурные мероприятия новых форматов, участвовать в региональной экспертной группе по развитию креативных индустрий, поддерживать молодых творцов совместно с арт-кластером «Таврида».
Гольф-клуб «Геленджик Гольф Резорт» — это уникальное место, расположенное на Тонком мысу в Геленджике. Это единственный гольф-клуб в России, который предлагает своим гостям не только игру в гольф, но и другие развлечения. Гольф-клуб «Геленджик Гольф Резорт» занимает живописную территорию более 80 гектаров и включает в себя чемпионское 18-луночное гольф-поле, клубный дом с зоной отдыха для гостей и членов клуба, Гольф-академию, закрытый клубный посёлок.
Цель проекта Геленджик Гольф Резорт — создание гольф-поля, позволяющего максимально раскрыть потенциал гольфистов, создавая удовольствие и сохраняя интерес к игре, как у профессионалов, так и любителей разного уровня. За основу концепции дизайна гольф-поля взяты классические поля Великобритании, лучшие поля США. Опыт компании, основанной профессиональными гольфистами, позволяет лучше понять и реализовать проект на сложном горном участке, соответствующий максимальным требованиям игроков. Гольф — это смесь эмоций и соревнований, а также отличная возможность создать идеальный ландшафт в естественной среде. Однако первоклассный гольф-дизайн — это не только правильное расположение стратегических гольф-обьектов, но и точная строительная документация, современные решения, позволяющие эффективно реализовать проект на всех его стадиях. Правильный гольф дизайн не только работает с существующим ландшафтом, но и улучшает экологию всей местности. Команда профессионалов Russian Golf Design и Dave Thomas limited сделала все возможное, чтобы проект гольф-поля был не только эффективным и красивым, но и максимально надежным с точки зрения последующей эксплуатации всего поля.
Горизонт развития города-курорта Геленджика до 2040 года — устойчивый долгосрочный рост туристической отрасли. Для этого Администрация города-курорта определила территории комплексного развития и наметила проекты планировки для освоения новых земель. В городе активно создаются новые точки притяжения: разрабатывается мастер-план набережной курорта, концепция парка между улицами Солнцедарской и Туристической, а также проект планировки второй очереди Андреевского парка. Эта территория обладает большим туристическим потенциалом и уже объединяет в себе культурно-деловой центр, готовится строительство физкультурно-оздоровительного комплекса и планетария.
Также к технологиям развития туристической привлекательности муниципального образования можно отнести участие в выставочных и презентационных мероприятиях международного, общероссийского и регионального уровня с целью популяризации туристической деятельности на территории муниципального образования. Рекламную и информационную деятельность по продвижению экскурсионных и туристских возможностей муниципального образования с использованием различных средств массовой информации, информационно-рекламных материалов, буклетов, брошюр, презентационных макетов. Организацию мероприятий для роста квалификации туристических кадров в форме семинаров, конкурсов, иных мероприятий, обеспечивающих повышение профессионального мастерства [4].
Современный облик города-курорта Геленджика — это результат реализации инвестиционных проектов за счет как частных инвестиций, так и бюджетных средств. Совокупность таких факторов, как выгодное географическое положение, благоприятный инвестиционный климат и наличие четкой стратегии развития, позволит к 2040 году создать курорт мирового уровня.
Литература:
- Кузин В. Ю. Потенциал туристских территорий: учебное пособие для магистрантов по направлению подготовки «География» / В. Ю. Кузин; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Институт естественных наук. — Якутск: Изд. дом СВФУ, 2022. — 234 с.
- Петраш Е. В. Проблемы и перспективы развития спортивного, спортивно событийного и экологического туризма в России. ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2022. № 1 (19). — С. 54–59.
- Смирнов С. А. Подходы к развитию туристической инфраструктуры на муниципальном уровне/С. А. Смирнов //МЦНП «Новая наука». сборник статей V Международной научно-практической конференции/ Петрозаводск, 2023 С. 91–95.
- Социально-экономическая дифференциация регионов России: основные тенденции и факторы формирования / Н. В. Новикова, Лысенко А.А // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2023. — № 4. — URL: https://eee-region.ru/article/7646/ — Дата публикации: 14.12.2023.