Одним из основных способов обеспечения реализации права на справедливое судебное разбирательство, является возможность обжалования, не вступившего в законную силу судебного постановления, в апелляционном порядке. При этом, для эффективной реализации права на апелляционное обжалование судебного акта, необходимо учитывать специфику, производства в суде второй инстанции, закрепленную в соответствующем процессуальном кодексе.
Ключевые слова: кодекс административного судопроизводства, пересмотр судебных актов, апелляционное производство.
При рассмотрении дел в судах первой инстанции по определенным причинам имеют место судебные ошибки, которые могут выражаться в различных формах. Основной критерий допустимости судебных решений — это их законность и обоснованность, о чем нельзя говорить, если при рассмотрении дела по существу имели место упущения и ошибки со стороны суда, которые могут выражаться в неправильном истолковании или применении закона, недостаточности исследования фактических обстоятельств дела, следствие которых вынесение незаконного решения.
Одним из способов восстановления нарушенных прав и исправления допущенных ошибок является пересмотр судебного постановления в апелляционном порядке.
Сущность апелляционного производства заключается в проверке апелляционным судом, судебных постановлений, не вступивших в законную силу.
Апелляционный пересмотр судебных постановлений в административном судопроизводстве осуществляется в соответствии с главной 34 кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).
В основу положений о пересмотре судебных постановлений в КАС РФ положен существующий опыт апелляционного пересмотра дела, возникающих из публичных правоотношений, который до принятия КАС РФ осуществлялся в порядке ГПК РФ. Несмотря на это, апелляционное обжалование в публичном процессе обладает рядом особенностей, которые призваны, в том числе, обеспечить справедливое судебное разбирательство. Как отмечает заслуженный юрист РФ Л. В. Туманова — административное судопроизводство основано на принципах законности и справедливости, и это важнейшее условие обеспечения реальных возможностей для спора гражданина с властью [1, с. 125].
Одной из особенностей производства в суде апелляционной инстанции в КАС РФ является несвойственные гражданскому и арбитражному процессу пределы рассмотрения административного дела.
Суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного постановления по административному делу в полном объеме и никак не связан с доводами, изложенными в кассационной жалобе, представлении (ч. 1 ст. 308 КАС РФ). Буквальное толкование ч. 1 ст. 308 КАС РФ позволяет расценивать апелляционное производство по административному делу как полноценную процедуру по вторичному рассмотрению дела, не связывающую суд с основаниями и доводами апелляционной жалобы и возражениями на нее, где судебные органы исследуют дело в полном объеме [2]. Стоит отметить, что пределы рассмотрения (проверки) административных дел судом апелляционной инстанции в публичном процессе существенно шире, нежели в гражданском и арбитражном процессах, где по общему правилу суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах доводов, изложенных в соответствующих жалобах, представлениях, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими процессуальными кодексами.
Кроме того, в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», разъясняется, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении, частной жалобе, представлении и возражениях относительно их, и в случаях когда принятие судебного акта в обжалуемой части явилось следствием другого вынесенного по этому же делу и необжалованного судебного акта либо следствием выводов (мотивов), содержащихся в необжалованной части судебного акта, суд вправе проверить также необжалованный судебный акт по административному делу или обжалуемый судебный акт в части, которая не была обжалована [3].
Согласно ч. 1 ст. 298 КАС РФ общий срок апелляционного обжалования в административном судопроизводстве составляет один месяц. Однако, в КАС установлены специальные правила для сроков обжалования судебных постановлений по отдельным категориям административных дел. Так, ч. 2 ст. 298 КАС РФ последовательно устанавливает специальные сроки для обжалования судебных актов по отдельным категориям дел, которые составляют 5–10 дней.
При выделении административного процесса в самостоятельный вид судопроизводства, законодатель положительно оценил и обсуждаемую процессуалистами проблему отсутствия у суда апелляционной инстанции полномочий по направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, или если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 настоящего Кодекса, либо в случае нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания.
Материалы судебной статистики свидетельствуют о том, что при проверке административных дел, закрепленные законодателем основания для направления административного дела на новое рассмотрение, по своему содержанию являются грубыми процессуальными нарушениями, которые влекут за собой явное нарушение прав лиц, участвующих в деле и свидетельствует о необходимости повторного рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Так, согласно статистическим сведениям о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2024 года из общего количества отменённых судом апелляционной инстанции решений, которое составило 10 тыс. 755, более 3 тыс. 729 были отменены с направлением на новое рассмотрение в суд первой инстанции. [4].
Наличие у суда апелляционной инстанции полномочия по направлению дела на новое рассмотрение имеет большое практическое значение, поскольку подобный механизм создает дополнительные гарантии реализации, закрепленного в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом [4]. Поэтому, безусловно, наличие подобного полномочия следует оценивать позитивно.
Заслуживает внимания также позиция законодателя касательно определения этапов апелляционного производства в КАС РФ.
В частности, глава 34 КАС РФ содержит такую стадию производства в суде апелляционной инстанции как «подготовка административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции». Данная стадия закрепляется статьей 306 КАС РФ и содержит в себе конкретные действия, которые выполняет суд в рамках подготовки к пересмотру административного дела. Кроме того, в рамках данного этого этапа апелляционного производства следует выделить также такую особенность как — активность суда при подготовке дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции. В частности, ч. 1 ст. 306 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции по своей инициативе может истребовать необходимые доказательства.
Таким образом, апелляционное производство в административном судопроизводстве имеет ряд особенностей, которые направлены, на обеспечение справедливого судебного разбирательства в спорах гражданина или организации с властью, носят принципиальный и значимый характер и касаются пределов, полномочий и процессуальных сроков рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Литература:
- Туманова Л. В. Заметки на полях Кодекса административного судопроизводства // Вестник Тверского государственного университета. Серия: «Право». 2019. № 1 (57). С. 124–129.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 10. Ст. 1391.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» // СПС «КонсультантПлюс».
- Статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2024 года // официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 04.03.2025).
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с посл. изм. и доп. от 14.03.2020 № 1 — ФКЗ // Российская газета. — от 25.12.1993 г. — № 237.