Меня пошлют туда, когда дела ваши станут совсем плохи...
...Меня посылают весьма срочно, и кто знает, что готовит судьба.
С. О. Макаров
Русско-японская война 1904–1905 годов явилась одной из важнейших трагедий для русского флота. На фоне общей катастрофы необходимо отметить ряд лиц, которые в независимости от условий и обстоятельств проявили свои наилучшие качества, доказывая непреклонность и героизм российского воинства на полях этой проигранной войны.
Одной из наиболее ярких и деятельных фигур на русско-японском театре боевых действий явился адмирал Степан Осипович Макаров. Он, как никто другой, знал то, что необходимо было предпринять для победы над японским флотом, но из-за скоропостижной гибели, не сумевший реализовать своих планов.
Перед началом боевых действий Макаров предпринимал множество попыток по усилению военно-морских сил на Дальнем Востоке, но в связи со сложными взаимоотношениями внутри морского министерства, остался неуслышанным. Так, например, он пытался добиться того, чтобы эскадра под командованием вице-адмирала Вирениуса добралась до Дальнего Востока и усилила собой первую тихоокеанскую эскадру, базирующуюся в Порт-Артуре. Но по ряду обстоятельств к началу войны корабли адмирала Вирениуса до Дальнего Востока добраться не успели и с началом боевых действий вернулись обратно на Балтику.
С началом боевых действий японскому флоту удалось захватить господство на море и блокировать Порт-Артур из-за отсутствия решительности и безграмотности высшего командного состава русской армии. 5 февраля вице-адмирал Степан Осипович Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом. В пути следования он требовал от министерства снабжения углем и снарядами, а также строительство миноносцев и перевозку их в разобранном виде по железной дороге. С прибытием в Порт-Артур Макаров обратился в морское министерство с просьбой о необходимости напечатать его труд «Рассуждение по вопросам морской тактики», и отправить книги в Порт-Артур для ознакомления офицеров. Но только после ультиматума морское министерство согласилось издать книгу, но вышла она лишь после смерти Макарова . [2]
Прибывший адмирал моментально приступил к активным действиям, вместе с ним прибыли офицеры штаба, а также рабочие судостроительных и ремонтных заводов, благодаря которым удалось организовать и обеспечить ремонт повреждённых судов для их дальнейшего ввода в строй. Силами рабочих и матросов были отремонтированы броненосцы: «Цесаревич», «Ретвизан», «Победа», «Севастополь», а также крейсер первого ранга «Баян». [1]
Русская эскадра под командованием Макарова стремилась противостоять японской агентуре, активно действующей на территориях Квантун и Маньчжурии. Важнейшим приказом было сохранение конфиденциальности военных планов, что требовало от командиров кораблей принимать распоряжения командующего исключительно в запечатанных пакетах, хранить их лично и при угрозе захвата уничтожать. Особое внимание уделялось также частной переписке личного состава. [4]
Подготовка Макарова к обороне Порт-Артура включала изучение условий обороны как с суши, так и с моря. Он активно участвовал в совещаниях по разработке планов согласованных действий войск и флота в случае японской высадки. В то же время он организовывал дозорную службу и патрулирование ближайших подступов. Большую часть времени адмирал проводил на кораблях эскадры, проверяя их боевую готовность и знакомясь с экипажами. Основная цель его усилий заключалась не только в обеспечении обороны Порт-Артура с моря, но и в подготовке эскадры к активным операциям в открытом море.
Адмирал приступил к перехвату стратегической инициативы, его тактика — активная оборона предполагала решительные и агрессивные действия. Макаров первый делом использовал разведывательные суда для сбора информации о противнике. 26 февраля состоялся героический бой разведывательного миноносца «Стерегущий» с 4 японскими миноносцами. В результате боя наш миноносец был подбит. Для спасения экипажа и корабля Макаров тут же на лёгком крейсере «Новик» в сопровождении крейсера «Баян» устремился к месту боя. Получившие значительный урон японцы не решились вступить в бой.
Для защиты города и внутреннего рейда от японских бомбардировок Макаров приказал организовать перекидную стрельбу с броненосцев через Ляотешанские высоты. На высотах были установлены корректирующие пункты, обеспеченные надежной связью. Огонь артиллерии корректировался с помощью привязанного аэростата. [1]
В марте продолжались интенсивные учения эскадры, призванные укрепить боеспособность русских моряков. Задачей было увеличить зону действий эскадры, чтобы противник был вынужден встать на решающее сражение. При японском превосходстве на море, русские корабли должны были удерживать контроль над районом Квантунского полуострова, создавая опасность для коммуникаций противника и мешая высадке войск на материк. Во время начала войны крейсеры из Владивостока должны были отвлечь часть вражеских сил с главного фронта. [4]
Командующий флотом активно выводил корабли в море при каждом удобном случае с целью улучшения навыков совместного плавания. Миноносцы ежедневно направлялись на разведку от Порт-Артура, иногда в парах или даже отрядами. На рейде была налажена сторожевая служба. В результате всех этих мероприятий боеготовность эскадры значительно возросла всего за несколько дней.
Макаров активно занимался улучшением строения морского флота, обеспокоенный тем, чтобы их атаки были наиболее точными. Он также подчеркивал важность сохранения артиллерийских снарядов и штурманских карт в сухом состоянии во время боевых действий. В своих рекомендациях Макаров подчеркивал необходимость строго следить за установленным курсом в бою и давал советы по правильному распределению угля для более эффективной работы при столкновении с противником. Он также предложил ввести специальные инструкции для навигации в условиях низкой видимости, так как боевым кораблям приходилось часто плавать в ночное время или в густом тумане. Под его руководством рассматривались вопросы более эффективной борьбы с вражескими подводными лодками и улучшения использования беспроволочного телеграфа на флоте. [4]
Заметив низкий уровень огневой подготовки, Макаров незамедлительно инициировал интенсивные артиллерийские учения в непосредственной близости от линии фронта. Эти тренировки, пусть и краткосрочные, принесли заметные улучшения в результатах стрельбы. Сразу же по приезду в Порт-Артур адмирал изобрел способ вывода судов с внутреннего рейда на внешний: с помощью портовых судов, которые должны были помогать разворачиваться в узких местах пролива. [2]
Эффективные действия под командованием адмирала Макарова нейтрализовали попытки японцев нанести удар по Порт-Артуру, не давая им ощущения скорой победы.
Стратегия Макарова заключалась в предотвращении высадки японцев на Квантунском полуострове путем установления минных заграждений и их защиты силами флота до восстановления боеспособности русских кораблей. По инициативе адмирала впервые были применены первые минные тральщики. Огромную помощь оказал капитан 2 ранга Шульц, который организовал и руководил постановкой мин в районе крепости. В дальнейшем был создан специальный отряд тральщиков для вывода эскадры в море через минные заграждения противника. После гибели адмирала Макарова его последователи унаследовали опыт по установке минных заграждений. Благодаря этому были достигнуты значительные успехи. Например, было потоплено два эскадренных броненосца. [1]
В марте по флоту была объявлена «Инструкция для похода и боя», которая стала ключевым документом для дальнейших действий. Макаров говорил о том, что для достижения победы в бою необходимо иметь определенные взгляды командующего. Он считал, что важно научиться взаимодействовать с различными силами и впервые предложил использовать маневр охвата головы кильватерной колонны противника. Он также подчеркивал огромную роль морального состояния матросов. Макаров писал, что во время боя командиры должны помнить о том, чтобы поддерживать боевой дух команды. Благодаря его энергии и заботе о подчиненных, боевой дух людей становился еще сильнее. [4]
С целью качественной обороны в ночное время суток Макаров приказал ставить предохранительные противоминные сети, так как 27 марта японцы пытались закупорить выход из гавани брандерами. Умелое руководство Макарова всеми войсками способствовало отражению атаки. Выиграв время, Макаров организовал 3 линии оборонительных заграждений, береговую оборону укрепил орудиями с «Ангары» на новой батарее, защищающей порт. Крейсера «Аскольд» и «Баян» следили за проходом. [2]
Корабли дежурили со спущенными противоминными сетями, получая единые сигналы для флота. Сигнальная ракета предупреждала о появлении противника, а береговые посты освещали его ракетами по указанию. Для той же цели использовались береговые прожекторы. Не теряя время, также готовил флот к решительным действиям, в частности отстранил слабо подготовленных командиров.
В конце марта 1904 года, получив информацию о скоплении японских транспортных судов с войсками в корейских портах, Макаров приказал провести разведку. В случае обнаружения противника там, он распорядился выйти всей эскадрой и вынудить японский флот принять бой. Минонесец «Страшный» во время разведки заблудился, и случайно примкнул к японской эскадре, на рассвете ошибка была обнаружена. В неравном бою «Страшный», повторил подвиг «Стерегущего». На помощь пришел крейсер «Баян», который спас нескольких выживших матросов и открыл огонь по неприятелю. Услышав канонаду, Макаров вывел всю эскадру и решил дать японцам генеральное сражение. [3]
Во время выхода корабли эскадры направились в открытое море. Не все броненосцы были готовы к действиям, но Макаров, командуя на «Петропавловске» и имея за спиной «Полтаву» и два крейсера, решил встретиться с «Баяном». Противник открыл огонь по русскому отряду, однако Макаров не остановился и продолжал приближаться. В это время из глубин моря появились основные силы противника: шесть броненосцев и два броненосных крейсера. В сложной ситуации Макаров решил повернуть к крепости, чтобы воспользоваться ее защитными батареями. На рейде к нему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет». Ночью на 13 апреля японцы выставили минное поле у «Петропавловска», который в 9:43 подвергся атаке, результатом которой стал громовой взрыв и погружение броненосца под воду. Русские не заметили установленных мин, хотя некие суда были обнаружены на рейде. Макаров получил информацию об этом, но не приказал открыть огонь, предполагая, что это их собственные суда, возвращающиеся с разведки. «Петропавловск» готовился к бою, но он напоролся на японскую мину, установленную ночью, накануне. Судно было подорвано и быстро ушло под воду. [3]
Вместе с Макаровым погиб практически весь его штаб, а также все планы, разработанные им, для завоевания господства на море. Также вместе с «Петропавловском» погиб великий художник-баталист Василий Верещагин. «Голова пропала» — говорили матросы, узнав о гибели адмирала. Хотя Макаров был на посту главнокомандующего флотом всего 36 дней, его подчиненные и коллеги навсегда запомнили его и оставили глубокий след в своих сердцах. С уходом Макарова от активного руководства флотом, действия Порт-Артурской эскадры были приостановлены, а затем возобновлены под командованием Алексеева, прибывшего из Мукдена. [3]
Новый командующий флотом, адмирал Алексеев, не почтил память усопшего и осудил активные действия флотоводца, в результате которых, по его мнению, Макаров погиб. Игнорируя активные действия Макарова, Алексеев решил, что флот нужно защитить любой ценой. Он сразу же перераспределил все ресурсы на оборону и строго подавил попытки командиров начать наступление.
Адмирал Макаров явился одним из немногим представителем военно-морского флота, который понимал обстановку и условия ведения боевых действий. Он имел как необходимые знания, так и стремление, а кроме этого выносил и претворял в жизнь планы и идеи по улучшению положения Порт-Артурской эскадры. Он действовал активно и целенаправленно в интересах России. Макаров является примером мужества и героизма русского офицерства, человеком, который готов как принимать решение, так и нести ответственность за них. Таких людей можно отнести в плеяду тех, кто с полной ответственностью может сказать: «Кто, если не я».
Литература:
- Островский Б. Г. Адмирал Макаров. М.: Воениздат, 1954–344 с
- Семанов С. Н. Макаров. М.: Молодая гвардия, 1972–288 с.
- Сорокин А. И. Оборона Порт-Артура. Русско-японская война 1904–1905. — М.: Воениздат, 1952. — 272 с.
- Ростунов И. И. История Русско-японской войны 1904–1905 гг. М.: Наука, 1977. — 387 с.