Психологическое благополучие студентов во многом обусловлено профессиональной направленностью, под которой понимают целеустремленное желание не только в получении знаний, умений и навыков по специальности, но и желание в дальнейшем работать в избранной профессиональной сфере.
В исследовании приняли участие 60 студентов (из них 88,3 % — девушки), возраст от 17 до 25 лет (ср. возраст 20,26+2,07), обучающиеся на 1 (N=30) и 4 (N=30) курсах университета по направлению «психолого-педагогическое образование». Мы предположили, что студенты с разным уровнем профессиональной направленности различаются по характеристикам психологического благополучия, а также, что студенты-первокурсники и студенты-выпускники различаются по характеристикам психологического благополучия и профессиональной направленности. Дополнительной гипотезой выступило предположение о наличии связи психологического благополучия и профессиональной направленности у студентов. Методики исследования: опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко); методика определения уровня профессиональной направленности студентов Т. Д. Дубовицкой.
Обнаружено, что студенты различаются по некоторым характеристикам психологического благополучия: позитивные отношения с окружающими, управление средой, цели в жизни, самопринятие и общий уровень психологического благополучия в зависимости от уровня профессиональной направленности. Значимых различий в профессиональной направленности и психологическом благополучии студентов-первокурсников и выпускников не обнаружено. Прослеживается рост всех компонентов психологического благополучия, за исключением автономии, в зависимости от уровня профессиональной направленности студентов. Наибольший вклад в профессиональную направленность студентов вносит такая характеристика психологического благополучия как цели в жизни.
Ключевые слова: психологическое благополучие, профессиональная направленность, благополучие студентов.
The psychological well-being of students is largely determined by their professional focus, which is understood as a purposeful desire not only to acquire knowledge, skills and abilities in a specialty, but also a desire to continue working in the chosen professional field.
The study involved 60 students (88.3 % of whom were girls), aged 17 to 25 years (average age 20.26 + 2.07), studying in the 1st (N = 30) and 4th (N = 30) years of university in the field of «psychological and pedagogical education». We assumed that students with different levels of professional focus differ in the characteristics of psychological well-being, and that first-year students and graduates differ in the characteristics of psychological well-being and professional focus. An additional hypothesis was the assumption of a connection between psychological well-being and professional focus in students. Research methods: questionnaire «Psychological Well-Being Scale» by K. Riff (adapted by T. D. Shevelenkova, P. P. Fesenko); technique for determining the level of professional focus of students by T. D. Dubovitskaya.
It was found that students differ in some characteristics of psychological well-being: positive relationships with others, environmental management, goals in life, self-acceptance and the overall level of psychological well-being depending on the level of professional orientation. No significant differences were found in the professional orientation and psychological well-being of first-year students and graduates. An increase in all components of psychological well-being, with the exception of autonomy, is observed depending on the level of students' professional orientation. The greatest contribution to the professional orientation of students is made by such a characteristic of psychological well-being as goals in life.
Keywords: psychological well-being, professional orientation, student well-being.
Благополучие личности как предмет научных исследований
Издание в 1969 году работы «Структура психологического благополучия» Н. Бредберна стало отправной точкой нарастающего числа исследований различных аспектов качества жизни людей и сообществ. Впоследствии К. Рифф разработала концепцию психологического благополучия как совокупности компонентов: самопринятия, позитивных отношений с окружающими, автономии, управления окружающей средой, целей в жизни, личностного роста. М.Чиксентмихайи для понимания сути благополучия предложил теорию потока, которая объясняет потенциал человека, его уникальность [15].
В отечественной психологии понятие «психологическое благополучие» исследовали Д. А. Леонтьев, Г. М. Андреева, П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова, А. В. Воронина и др. Так, П. П. Фесенко рассматривает психологическое благополучие как сложное переживание удовлетворенности собственной жизнью. Актуальное и идеальное психологическое благополучие могут не совпадать друг с другом. Компоненты идеального психологического благополучия автор рассматривает как зависящие не только от внешних обстоятельств, но и как связанные с ответственностью человека за свою жизнь, с его стремлением к самореализации [14].
А. В. Воронина определяет психологическое благополучие как системное качество личности, обретаемое человеком в процессе жизнедеятельности и имеющее четыре относительно автономных уровня: психосоматическое здоровье, социальная адаптированность, психическое и психологическое здоровье. Психологическое благополучие переживается человеком как содержательная наполненность и ценность жизни, как средство достижения поставленных целей и реализация потенциальных возможностей [2].
Психологическое благополучие и профессиональная направленность студентов
В. Штерн в 1911 году ввел в научный оборот понятие «направленность личности», которое описывает склонность индивида к какой-либо деятельности. Профессиональная направленность — системообразующий фактор личности, характеризующийся системой доминирующих потребностей и мотивов, и включает отношения, ценностные ориентации и установки [3]. Проблеме профессиональной направленности и самоопределения студентов, их психологическому благополучию посвящен целый ряд исследований [Т. О. Бородовицына, Т. Д. Дубовицкая, М. А. Егорова, Т. А. Егоренко, И. В. Емельянова, Д. А. Леонтьев, Е. А. Кабанченко, С. В. Молчанов, О. Г. Холодкова, Т. Л. Худякова и др.].
П. Сераджи, Т. Л. Худякова, В. Р. Петросянц отмечают, что существует значимая связь между психологическим благополучием и возможностью самореализации студентов. Согласно Д. А. Леонтьеву, благополучие детерминируется смыслом жизни, который можно искать в прошлом, в настоящем и в будущем. Человек стремится не только к приятному, позитивному эмоциональному балансу и удовлетворенности жизнью, но также к жизни успешной и осмысленной [8].
А. А. Пономаренко рассматривает психологическое благополучие студента как способность придавать своей жизни направленность и смысл, сочетать социальную и профессиональную компетентность. Адекватность представлений о психологическом благополучии позволяет студенту взаимодействовать в учебно-профессиональной деятельности, становиться профессиональным работником [11].
Студенты с высоким уровнем профессиональной направленности чаще обладают следующими характеристиками: высокая мотивация, повышенная целеустремленность, положительное отношение к учебе. Для улучшения психологического благополучия студентов рекомендуется поддерживать профессиональную мотивацию; развивать жизнестойкость и саморегуляцию. Рассматривая понятие «профессиональное самоопределение», можно определить его как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой позднее трудовой деятельности. Это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ реализации отношения посредством согласования личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т. е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, частью выбора образа жизни, профессии [10].
Известно, что нахождение смысла в выбираемой деятельности является неотъемлемой частью становления профессионала. В то же самое время обращает на себя внимание то, что профессиональное самоопределение не определяет профессиональное мышление и наоборот. Эти понятия лежат в одной плоскости, но представляют, в сущности, разные значения [13].
Недостаточная сформированность способности к целеполаганию и планированию жизненной перспективы у юношей и девушек придают актуальность задаче психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения в этих возрастах [9]. Грамотно построенное психологическое сопровождение профессионального самоопределения позволяет сделать профессиональный выбор [5]. В психологически некомфортной образовательной среде трудности процесса самоопределения вызывают у молодых людей состояние неуверенности в собственных возможностях. Такого рода эмоциональная неустойчивость может выступать риском, влияющим на благополучный выбор будущей профессии [6]. У студентов чаще, чем у их сверстников, принадлежащих к другим социальным группам, встречаются различные «болезни», связанные с социальной дезадаптацией («столкновение с будущим»), и они появляются именно в начале вузовского обучения [1]. Примерно к третьему курсу обучения у некоторых студентов меняется отношение к выбранной профессии. Это называют отрицательным «синдромом третьего года» — обучающиеся испытывают разочарование в выборе профессии, чаще задумываются о смене учебного заведения или специальности. Кризис оказывает влияние на профессиональное становление, адаптацию, здоровье и в целом психологическое благополучие студентов.
Методика исследования
Целью эмпирического исследованиястал анализ специфики психологического благополучия студентов в зависимости от уровня профессиональной направленности и курса обучения.
Исследовательские вопросы:
- Различаются ли группы студентов с разным уровнем профессиональной направленности по характеристикам психологического благополучия?
- Различаются ли студенты-первокурсники и студенты-выпускники в характеристиках психологического благополучия и профессиональной направленности?
- Существует ли связь профессиональной направленности и характеристик психологического благополучия, и какие из них вносят наибольший вклад в профессиональную направленность студентов?
Методы: Критерий Колмогорова-Смирнова для проверки выборки на нормальность распределения, однофакторный дисперсионный анализ с использованием F-критерия Гохберга для сравнения 3-х малых по составу групп, критерий Стьюдента для сравнения результатов студентов-первокурсников и выпускников, критерий Пирсона для выявления связей между изучаемыми характеристиками, регрессионный анализ для обнаружения предикторов профессиональной направленности студентов.
Методики: тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов (Т. Д. Дубовицкая) [4]; опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко) [16].
В исследовании приняли участие 60 студентов 1 и 4 курсов, обучающиеся по направлению «психолого-педагогическое образование».
Результаты
Проанализируем различия в характеристиках психологического благополучия студентов с разным уровнем профессиональной направленности. Для этого был использован однофакторный дисперсионный анализ (Критерий Гохберга для малых групп). Предварительно полученные данные были проверены на нормальность распределения.
Различия в характеристиках психологического благополучия в зависимости от уровня профессиональной направленности студентов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Различия в характеристиках психологического благополучия в зависимости от уровня профессиональной направленности студентов
Группы |
N |
Среднее |
Стд. отклонение |
F |
Уровень значимости различий р |
|
Позитивные отношения с окружающими |
1,00 |
7 |
57,71 |
7,86 |
4,132 |
0,021 |
2,00 |
24 |
54,91 |
8,81 |
|||
3,00 |
29 |
62,06 |
9,50 |
|||
Управление средой |
1,00 |
7 |
52,71 |
9,39 |
3,885 |
0,026 |
2,00 |
24 |
51,20 |
10,58 |
|||
3,00 |
29 |
58,41 |
8,79 |
|||
Цели в жизни |
1,00 |
7 |
49,85 |
7,64 |
6,257 |
0,003 |
2,00 |
24 |
56,58 |
10,17 |
|||
3,00 |
29 |
63,17 |
10,12 |
|||
Самопринятие |
1,00 |
7 |
49,00 |
15,87 |
3,262 |
0,046 |
2,00 |
24 |
54,62 |
12,84 |
|||
3,00 |
29 |
60,89 |
11,39 |
|||
Психологическое благополучие |
1,00 |
7 |
323,28 |
60,65 |
4,650 |
0,013 |
2,00 |
24 |
331,29 |
53,019 |
|||
3,00 |
29 |
369,03 |
45,92 |
Наиболее высокий уровень выстраивания позитивных отношений с окружающими, управления средой, сформированности целей в жизни, самопринятия и общего уровня психологического благополучия обнаружен у студентов с высоким уровнем профессиональной направленности.
Анализируя компоненты психологического благополучия, важно отметить особенности по каждому из них:
Позитивные отношения с окружающими. Высокие показатели говорят о способности студентов менять ситуацию для получения желаемого результата. Студенты в целом довольны теми жизненными целями, которые они перед собой ставят и которые достигают. Низкие значения говорят о возможном состоянии изоляции, одиночества, неспособности установить доверительные отношения.
Управление средой. Высокий уровень оказателей свидетельствует о восприятии студентами себя как способными контролировать происходящие с ним события, о высоком уровне удовлетворенности достижениями актуальных потребностей. Чувство управления ситуацией в психологии связывают со способностью личности совладать со стрессом, устанавливать отношения с другими, избегать и успешно справляться с конфликтными ситуациями, с жизнестойкостью личности [11]. При низких показателях наблюдается чувство слабости, некомпетентности, нежелание добиваться высоких результатов своей деятельности.
Цели в жизни. Постановка и достижение жизненных целей также имеют связь с ощущением благополучия. Высокие показатели свидетельствуют об умении личности ставить и достигать жизненные цели, об отношении к происходящему. Ценностные ориентации также определяют уровень восприятия своего благополучия. Низкие показатели по этому критерию указывают на отсутствие целей в жизни, что обусловливает чувство скуки и бессмысленности существования.
Самопринятие. Раскрывая суть этой характеристики, отметим, что с повышением чувства удовлетворенности и принятия себя, объективности оценивания собственной деятельности и личностных качеств повышается уровень профессиональной идентичности.
Низкий уровень самопринятия может быть обусловлен неудачами, которые были у студентов еще в период обучения в школе, а также тем, что студенты недостаточно осознают собственную личность как развивающуюся, неудовлетворены своими достижениями.
Психологическое благополучие. При высоком уровне психологического благополучия, связанном с чувствами уверенности в себе, самоценности, повышается стремление субъекта в признании его как представителя определенного профессионального сообщества, желание реализоваться, качественно выполнять работу [11]. Отметим, что студенты с низкими показателями психологического благополучия обладают более низким интересом к учебной деятельности, что вызвано стремлением избежать проблемы, получить уважение значимых людей. Так, например, исследователи П. Сераджи, Т. Л. Худякова, В. Р. Петросянц обращают внимание на тот факт, что у студентов-психологов базовыми образованиями в структуре психологического благополучия, обеспечивающими их удовлетворенность жизнью, выступают самопринятие и управление средой. Именно эти два показателя наиболее тесно связаны с удовлетворенностью жизнью у изученных студентов. В том случае, если студент-психолог, с одной стороны, позитивно относится к себе, принимает как сильные, так и слабые свои стороны, позитивно относится к своему прошлому, а с другой, способен и стремится контролировать окружающую его действительность, эффективно используя предоставляемые средой возможности для удовлетворения личных потребностей, то он демонстрирует высокий уровень общей удовлетворенности жизнью [12]. Определяя содержание компонентов психологического благополучия студентов необходимо учитывать, что качество индивидуальной регуляции действий зависит от представлений студента о себе, своего окружения и условий, в которых происходит его жизнедеятельность.
Проведенное нами исследование показало, что различий в профессиональной направленности и психологическом благополучии студентов-первокурсников и выпускников не обнаружено (t-критерий от 0,024 до -0,810, значение р>0,05). Корреляционный анализ позволил обнаружить 4 слабые положительные связи уровня профессиональной направленности и таких характеристик психологического благополучия как: позитивные отношения с окружающими (r=0,296*); управление средой (r=0,294*); личностный рост (r=0,277*); самопринятие (r=0,330*); и 2 сильные положительные связи профессиональной направленности с целями в жизни (r=0,440**); общим уровнем психологического благополучия (r=0,371**). Как видим, уровень профессиональной направленности студентов поддерживается умением выстраивать доверительные отношения с другими, компетенциями в области управления окружением, стремлением к постоянному личностному росту, позитивным отношением к себе, хорошо сформулированными целями в жизни и чувством направленности, что в целом определяет психологическое благополучие.
Регрессионный анализ, проведенный для прогнозирования уровня профессиональной направленности с учетом всех субшкал психологического благополучия, пола и возраста, позволяет объяснить 24 % вариативности этого показателя. Самый существенный вклад вносят цели в жизни (β=0,463), наименьший — пол (β=-0,320). Именно цели, убеждения и направленность, ощущение осмысленности своей жизни влияют на развитие хорошей профессиональной направленности студентов.
Таблица 2
Результаты регрессионного анализа для прогнозирования уровня профессиональной направленности с учетом всех субшкал психологического благополучия, пола и возраста, (N=60)
Показатель |
Стандартизированный регрессионный коэффициент β |
Регрессионный коэффициент b |
Уровень статистической значимости p |
Уровень профессиональной направленности |
|||
Цели в жизни |
0,463 |
0,229 |
<0,0001 |
Пол |
-0,320 |
-5,24 |
<0,008 |
Скорректированный r 2 = 0,236; d Дарбина-Ватсона = 2,078 |
Иными словами, из всех характеристик психологического благополучия, только четко сформированные цели в жизни являются предикторами уровня профессиональной направленности студентов вне зависимости от курса обучения.
Выводы
- Для студентов, принявших участие в исследовании, характерен рост уровня всех компонентов психологического благополучия при наличии у них стремления к овладению выбранной профессиональной сферой деятельности.
- Студенты с высоким уровнем профессиональной направленности имеют значимо более высокие показатели наличия целей в жизни и показателей нахождения компромиссов во взаимоотношениях.
- Не было обнаружено значимых различий в профессиональной направленности и психологическом благополучии студентов-первокурсников и выпускников.
- В периоды свободного времени студенты 1 курса работают над улучшением своих навыков противостояния социальному давлению в мыслях и действиях, занимаясь делами, связанными с будущей профессией, и следят за своим личностным развитием.
- Чувство психологического неблагополучия обусловлено переживаниями, связанными с самооценкой личности, но ситуация выравнивается в лучшую сторону к 4 курсу обучения.
- Чем выше уровень профессиональной направленности студентов 4 курса, тем больше у них убеждений, придающих смысл жизни.
Литература:
- Бородовицына, Т. О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4.
- Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142 –147.
- Дружинин, Н. Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке//Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. Н. Е. Дружинин. 2003.
- Дубовицкая, Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая диагностика. Психологическая наука и образование. 2004. № 2.
- Егоренко, Т. А. Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 61– 70.
- Егорова, М.А., Емельянова И. В., Голованова Н. В. Психологические ресурсы и риски эмоционально — личностной сферы обучающихся 10–11 классов в период профессионального самоопределения // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3.
- Кабанченко, Е.А., Холодкова О. Г. Психологическое благополучие в студенческом возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XLI студенческой международной заочной научно-практической конференции. — М.: «МЦНО», 2017. № 1(40).
- Леонтьев, Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С.14–37.
- Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 352с.
- Педагогический терминологический словарь. — С.Петербург: Российская национальная библиотека.2006.
- Пономаренко, А. А. Особенности психологического благополучия студентов колледжей творческого и технического направлений// Человеческий капитал. 2023. № 5 (173).
- Сераджи, П., Худякова Т. Л., Петросянц В. Р. Взаимосвязь удовлетворенности жизнью и уровня психологического благополучия у студентов-психологов в процессе обучения в ВУЗе. Воронежский государственный педагогический университет. 2023. С. 2–4.
- Тюхтина, М. Д. Развитие профессионального мышления студентов — будущих учителей начальных классов / М. Д. Тюхтина, А. Ю. Хаперская // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость: Материалы І Международной научно-практической конференции, Донецк, 24 июня 2022 года. Том 1. — Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. — С. 287–292. — EDN RZLRYK.
- Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Фесенко Павел Петрович. — Москва, 2005. — 24 с. — EDN NIJJEB.
- Чиксентмихайи, М. Поток. Психология оптимального переживания/ Михай Чиксентмихайи — М.: Альпина нон-фикш, 2024. — 421с.
- Шевеленкова, Т.Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. C. 95–121.