Психологическое благополучие студентов с разным уровнем профессиональной направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 07.03.2025

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Егорова, М. А. Психологическое благополучие студентов с разным уровнем профессиональной направленности / М. А. Егорова, Н. И. Крапивная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 163-168. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123213/ (дата обращения: 24.04.2025).



Психологическое благополучие студентов во многом обусловлено профессиональной направленностью, под которой понимают целеустремленное желание не только в получении знаний, умений и навыков по специальности, но и желание в дальнейшем работать в избранной профессиональной сфере.

В исследовании приняли участие 60 студентов (из них 88,3 % — девушки), возраст от 17 до 25 лет (ср. возраст 20,26+2,07), обучающиеся на 1 (N=30) и 4 (N=30) курсах университета по направлению «психолого-педагогическое образование». Мы предположили, что студенты с разным уровнем профессиональной направленности различаются по характеристикам психологического благополучия, а также, что студенты-первокурсники и студенты-выпускники различаются по характеристикам психологического благополучия и профессиональной направленности. Дополнительной гипотезой выступило предположение о наличии связи психологического благополучия и профессиональной направленности у студентов. Методики исследования: опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко); методика определения уровня профессиональной направленности студентов Т. Д. Дубовицкой.

Обнаружено, что студенты различаются по некоторым характеристикам психологического благополучия: позитивные отношения с окружающими, управление средой, цели в жизни, самопринятие и общий уровень психологического благополучия в зависимости от уровня профессиональной направленности. Значимых различий в профессиональной направленности и психологическом благополучии студентов-первокурсников и выпускников не обнаружено. Прослеживается рост всех компонентов психологического благополучия, за исключением автономии, в зависимости от уровня профессиональной направленности студентов. Наибольший вклад в профессиональную направленность студентов вносит такая характеристика психологического благополучия как цели в жизни.

Ключевые слова: психологическое благополучие, профессиональная направленность, благополучие студентов.

The psychological well-being of students is largely determined by their professional focus, which is understood as a purposeful desire not only to acquire knowledge, skills and abilities in a specialty, but also a desire to continue working in the chosen professional field.

The study involved 60 students (88.3 % of whom were girls), aged 17 to 25 years (average age 20.26 + 2.07), studying in the 1st (N = 30) and 4th (N = 30) years of university in the field of «psychological and pedagogical education». We assumed that students with different levels of professional focus differ in the characteristics of psychological well-being, and that first-year students and graduates differ in the characteristics of psychological well-being and professional focus. An additional hypothesis was the assumption of a connection between psychological well-being and professional focus in students. Research methods: questionnaire «Psychological Well-Being Scale» by K. Riff (adapted by T. D. Shevelenkova, P. P. Fesenko); technique for determining the level of professional focus of students by T. D. Dubovitskaya.

It was found that students differ in some characteristics of psychological well-being: positive relationships with others, environmental management, goals in life, self-acceptance and the overall level of psychological well-being depending on the level of professional orientation. No significant differences were found in the professional orientation and psychological well-being of first-year students and graduates. An increase in all components of psychological well-being, with the exception of autonomy, is observed depending on the level of students' professional orientation. The greatest contribution to the professional orientation of students is made by such a characteristic of psychological well-being as goals in life.

Keywords: psychological well-being, professional orientation, student well-being.

Благополучие личности как предмет научных исследований

Издание в 1969 году работы «Структура психологического благополучия» Н. Бредберна стало отправной точкой нарастающего числа исследований различных аспектов качества жизни людей и сообществ. Впоследствии К. Рифф разработала концепцию психологического благополучия как совокупности компонентов: самопринятия, позитивных отношений с окружающими, автономии, управления окружающей средой, целей в жизни, личностного роста. М.Чиксентмихайи для понимания сути благополучия предложил теорию потока, которая объясняет потенциал человека, его уникальность [15].

В отечественной психологии понятие «психологическое благополучие» исследовали Д. А. Леонтьев, Г. М. Андреева, П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова, А. В. Воронина и др. Так, П. П. Фесенко рассматривает психологическое благополучие как сложное переживание удовлетворенности собственной жизнью. Актуальное и идеальное психологическое благополучие могут не совпадать друг с другом. Компоненты идеального психологического благополучия автор рассматривает как зависящие не только от внешних обстоятельств, но и как связанные с ответственностью человека за свою жизнь, с его стремлением к самореализации [14].

А. В. Воронина определяет психологическое благополучие как системное качество личности, обретаемое человеком в процессе жизнедеятельности и имеющее четыре относительно автономных уровня: психосоматическое здоровье, социальная адаптированность, психическое и психологическое здоровье. Психологическое благополучие переживается человеком как содержательная наполненность и ценность жизни, как средство достижения поставленных целей и реализация потенциальных возможностей [2].

Психологическое благополучие и профессиональная направленность студентов

В. Штерн в 1911 году ввел в научный оборот понятие «направленность личности», которое описывает склонность индивида к какой-либо деятельности. Профессиональная направленность — системообразующий фактор личности, характеризующийся системой доминирующих потребностей и мотивов, и включает отношения, ценностные ориентации и установки [3]. Проблеме профессиональной направленности и самоопределения студентов, их психологическому благополучию посвящен целый ряд исследований [Т. О. Бородовицына, Т. Д. Дубовицкая, М. А. Егорова, Т. А. Егоренко, И. В. Емельянова, Д. А. Леонтьев, Е. А. Кабанченко, С. В. Молчанов, О. Г. Холодкова, Т. Л. Худякова и др.].

П. Сераджи, Т. Л. Худякова, В. Р. Петросянц отмечают, что существует значимая связь между психологическим благополучием и возможностью самореализации студентов. Согласно Д. А. Леонтьеву, благополучие детерминируется смыслом жизни, который можно искать в прошлом, в настоящем и в будущем. Человек стремится не только к приятному, позитивному эмоциональному балансу и удовлетворенности жизнью, но также к жизни успешной и осмысленной [8].

А. А. Пономаренко рассматривает психологическое благополучие студента как способность придавать своей жизни направленность и смысл, сочетать социальную и профессиональную компетентность. Адекватность представлений о психологическом благополучии позволяет студенту взаимодействовать в учебно-профессиональной деятельности, становиться профессиональным работником [11].

Студенты с высоким уровнем профессиональной направленности чаще обладают следующими характеристиками: высокая мотивация, повышенная целеустремленность, положительное отношение к учебе. Для улучшения психологического благополучия студентов рекомендуется поддерживать профессиональную мотивацию; развивать жизнестойкость и саморегуляцию. Рассматривая понятие «профессиональное самоопределение», можно определить его как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой позднее трудовой деятельности. Это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ реализации отношения посредством согласования личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т. е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, частью выбора образа жизни, профессии [10].

Известно, что нахождение смысла в выбираемой деятельности является неотъемлемой частью становления профессионала. В то же самое время обращает на себя внимание то, что профессиональное самоопределение не определяет профессиональное мышление и наоборот. Эти понятия лежат в одной плоскости, но представляют, в сущности, разные значения [13].

Недостаточная сформированность способности к целеполаганию и планированию жизненной перспективы у юношей и девушек придают актуальность задаче психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения в этих возрастах [9]. Грамотно построенное психологическое сопровождение профессионального самоопределения позволяет сделать профессиональный выбор [5]. В психологически некомфортной образовательной среде трудности процесса самоопределения вызывают у молодых людей состояние неуверенности в собственных возможностях. Такого рода эмоциональная неустойчивость может выступать риском, влияющим на благополучный выбор будущей профессии [6]. У студентов чаще, чем у их сверстников, принадлежащих к другим социальным группам, встречаются различные «болезни», связанные с социальной дезадаптацией («столкновение с будущим»), и они появляются именно в начале вузовского обучения [1]. Примерно к третьему курсу обучения у некоторых студентов меняется отношение к выбранной профессии. Это называют отрицательным «синдромом третьего года» — обучающиеся испытывают разочарование в выборе профессии, чаще задумываются о смене учебного заведения или специальности. Кризис оказывает влияние на профессиональное становление, адаптацию, здоровье и в целом психологическое благополучие студентов.

Методика исследования

Целью эмпирического исследованиястал анализ специфики психологического благополучия студентов в зависимости от уровня профессиональной направленности и курса обучения.

Исследовательские вопросы:

  1. Различаются ли группы студентов с разным уровнем профессиональной направленности по характеристикам психологического благополучия?
  2. Различаются ли студенты-первокурсники и студенты-выпускники в характеристиках психологического благополучия и профессиональной направленности?
  3. Существует ли связь профессиональной направленности и характеристик психологического благополучия, и какие из них вносят наибольший вклад в профессиональную направленность студентов?

Методы: Критерий Колмогорова-Смирнова для проверки выборки на нормальность распределения, однофакторный дисперсионный анализ с использованием F-критерия Гохберга для сравнения 3-х малых по составу групп, критерий Стьюдента для сравнения результатов студентов-первокурсников и выпускников, критерий Пирсона для выявления связей между изучаемыми характеристиками, регрессионный анализ для обнаружения предикторов профессиональной направленности студентов.

Методики: тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов (Т. Д. Дубовицкая) [4]; опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко) [16].

В исследовании приняли участие 60 студентов 1 и 4 курсов, обучающиеся по направлению «психолого-педагогическое образование».

Результаты

Проанализируем различия в характеристиках психологического благополучия студентов с разным уровнем профессиональной направленности. Для этого был использован однофакторный дисперсионный анализ (Критерий Гохберга для малых групп). Предварительно полученные данные были проверены на нормальность распределения.

Различия в характеристиках психологического благополучия в зависимости от уровня профессиональной направленности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Различия в характеристиках психологического благополучия в зависимости от уровня профессиональной направленности студентов

Группы

N

Среднее

Стд. отклонение

F

Уровень значимости различий р

Позитивные отношения с окружающими

1,00

7

57,71

7,86

4,132

0,021

2,00

24

54,91

8,81

3,00

29

62,06

9,50

Управление средой

1,00

7

52,71

9,39

3,885

0,026

2,00

24

51,20

10,58

3,00

29

58,41

8,79

Цели в жизни

1,00

7

49,85

7,64

6,257

0,003

2,00

24

56,58

10,17

3,00

29

63,17

10,12

Самопринятие

1,00

7

49,00

15,87

3,262

0,046

2,00

24

54,62

12,84

3,00

29

60,89

11,39

Психологическое благополучие

1,00

7

323,28

60,65

4,650

0,013

2,00

24

331,29

53,019

3,00

29

369,03

45,92

Наиболее высокий уровень выстраивания позитивных отношений с окружающими, управления средой, сформированности целей в жизни, самопринятия и общего уровня психологического благополучия обнаружен у студентов с высоким уровнем профессиональной направленности.

Анализируя компоненты психологического благополучия, важно отметить особенности по каждому из них:

Позитивные отношения с окружающими. Высокие показатели говорят о способности студентов менять ситуацию для получения желаемого результата. Студенты в целом довольны теми жизненными целями, которые они перед собой ставят и которые достигают. Низкие значения говорят о возможном состоянии изоляции, одиночества, неспособности установить доверительные отношения.

Управление средой. Высокий уровень оказателей свидетельствует о восприятии студентами себя как способными контролировать происходящие с ним события, о высоком уровне удовлетворенности достижениями актуальных потребностей. Чувство управления ситуацией в психологии связывают со способностью личности совладать со стрессом, устанавливать отношения с другими, избегать и успешно справляться с конфликтными ситуациями, с жизнестойкостью личности [11]. При низких показателях наблюдается чувство слабости, некомпетентности, нежелание добиваться высоких результатов своей деятельности.

Цели в жизни. Постановка и достижение жизненных целей также имеют связь с ощущением благополучия. Высокие показатели свидетельствуют об умении личности ставить и достигать жизненные цели, об отношении к происходящему. Ценностные ориентации также определяют уровень восприятия своего благополучия. Низкие показатели по этому критерию указывают на отсутствие целей в жизни, что обусловливает чувство скуки и бессмысленности существования.

Самопринятие. Раскрывая суть этой характеристики, отметим, что с повышением чувства удовлетворенности и принятия себя, объективности оценивания собственной деятельности и личностных качеств повышается уровень профессиональной идентичности.

Низкий уровень самопринятия может быть обусловлен неудачами, которые были у студентов еще в период обучения в школе, а также тем, что студенты недостаточно осознают собственную личность как развивающуюся, неудовлетворены своими достижениями.

Психологическое благополучие. При высоком уровне психологического благополучия, связанном с чувствами уверенности в себе, самоценности, повышается стремление субъекта в признании его как представителя определенного профессионального сообщества, желание реализоваться, качественно выполнять работу [11]. Отметим, что студенты с низкими показателями психологического благополучия обладают более низким интересом к учебной деятельности, что вызвано стремлением избежать проблемы, получить уважение значимых людей. Так, например, исследователи П. Сераджи, Т. Л. Худякова, В. Р. Петросянц обращают внимание на тот факт, что у студентов-психологов базовыми образованиями в структуре психологического благополучия, обеспечивающими их удовлетворенность жизнью, выступают самопринятие и управление средой. Именно эти два показателя наиболее тесно связаны с удовлетворенностью жизнью у изученных студентов. В том случае, если студент-психолог, с одной стороны, позитивно относится к себе, принимает как сильные, так и слабые свои стороны, позитивно относится к своему прошлому, а с другой, способен и стремится контролировать окружающую его действительность, эффективно используя предоставляемые средой возможности для удовлетворения личных потребностей, то он демонстрирует высокий уровень общей удовлетворенности жизнью [12]. Определяя содержание компонентов психологического благополучия студентов необходимо учитывать, что качество индивидуальной регуляции действий зависит от представлений студента о себе, своего окружения и условий, в которых происходит его жизнедеятельность.

Проведенное нами исследование показало, что различий в профессиональной направленности и психологическом благополучии студентов-первокурсников и выпускников не обнаружено (t-критерий от 0,024 до -0,810, значение р>0,05). Корреляционный анализ позволил обнаружить 4 слабые положительные связи уровня профессиональной направленности и таких характеристик психологического благополучия как: позитивные отношения с окружающими (r=0,296*); управление средой (r=0,294*); личностный рост (r=0,277*); самопринятие (r=0,330*); и 2 сильные положительные связи профессиональной направленности с целями в жизни (r=0,440**); общим уровнем психологического благополучия (r=0,371**). Как видим, уровень профессиональной направленности студентов поддерживается умением выстраивать доверительные отношения с другими, компетенциями в области управления окружением, стремлением к постоянному личностному росту, позитивным отношением к себе, хорошо сформулированными целями в жизни и чувством направленности, что в целом определяет психологическое благополучие.

Регрессионный анализ, проведенный для прогнозирования уровня профессиональной направленности с учетом всех субшкал психологического благополучия, пола и возраста, позволяет объяснить 24 % вариативности этого показателя. Самый существенный вклад вносят цели в жизни (β=0,463), наименьший — пол (β=-0,320). Именно цели, убеждения и направленность, ощущение осмысленности своей жизни влияют на развитие хорошей профессиональной направленности студентов.

Таблица 2

Результаты регрессионного анализа для прогнозирования уровня профессиональной направленности с учетом всех субшкал психологического благополучия, пола и возраста, (N=60)

Показатель

Стандартизированный регрессионный коэффициент β

Регрессионный коэффициент b

Уровень статистической значимости p

Уровень профессиональной направленности

Цели в жизни

0,463

0,229

<0,0001

Пол

-0,320

-5,24

<0,008

Скорректированный r 2 = 0,236; d Дарбина-Ватсона = 2,078

Иными словами, из всех характеристик психологического благополучия, только четко сформированные цели в жизни являются предикторами уровня профессиональной направленности студентов вне зависимости от курса обучения.

Выводы

  1. Для студентов, принявших участие в исследовании, характерен рост уровня всех компонентов психологического благополучия при наличии у них стремления к овладению выбранной профессиональной сферой деятельности.
  2. Студенты с высоким уровнем профессиональной направленности имеют значимо более высокие показатели наличия целей в жизни и показателей нахождения компромиссов во взаимоотношениях.
  3. Не было обнаружено значимых различий в профессиональной направленности и психологическом благополучии студентов-первокурсников и выпускников.
  4. В периоды свободного времени студенты 1 курса работают над улучшением своих навыков противостояния социальному давлению в мыслях и действиях, занимаясь делами, связанными с будущей профессией, и следят за своим личностным развитием.
  5. Чувство психологического неблагополучия обусловлено переживаниями, связанными с самооценкой личности, но ситуация выравнивается в лучшую сторону к 4 курсу обучения.
  6. Чем выше уровень профессиональной направленности студентов 4 курса, тем больше у них убеждений, придающих смысл жизни.

Литература:

  1. Бородовицына, Т. О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4.
  2. Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142 –147.
  3. Дружинин, Н. Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке//Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. Н. Е. Дружинин. 2003.
  4. Дубовицкая, Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая диагностика. Психологическая наука и образование. 2004. № 2.
  5. Егоренко, Т. А. Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 61– 70.
  6. Егорова, М.А., Емельянова И. В., Голованова Н. В. Психологические ресурсы и риски эмоционально — личностной сферы обучающихся 10–11 классов в период профессионального самоопределения // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3.
  7. Кабанченко, Е.А., Холодкова О. Г. Психологическое благополучие в студенческом возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XLI студенческой международной заочной научно-практической конференции. — М.: «МЦНО», 2017. № 1(40).
  8. Леонтьев, Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С.14–37.
  9. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 352с.
  10. Педагогический терминологический словарь. — С.Петербург: Российская национальная библиотека.2006.
  11. Пономаренко, А. А. Особенности психологического благополучия студентов колледжей творческого и технического направлений// Человеческий капитал. 2023. № 5 (173).
  12. Сераджи, П., Худякова Т. Л., Петросянц В. Р. Взаимосвязь удовлетворенности жизнью и уровня психологического благополучия у студентов-психологов в процессе обучения в ВУЗе. Воронежский государственный педагогический университет. 2023. С. 2–4.
  13. Тюхтина, М. Д. Развитие профессионального мышления студентов — будущих учителей начальных классов / М. Д. Тюхтина, А. Ю. Хаперская // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость: Материалы І Международной научно-практической конференции, Донецк, 24 июня 2022 года. Том 1. — Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. — С. 287–292. — EDN RZLRYK.
  14. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Фесенко Павел Петрович. — Москва, 2005. — 24 с. — EDN NIJJEB.
  15. Чиксентмихайи, М. Поток. Психология оптимального переживания/ Михай Чиксентмихайи — М.: Альпина нон-фикш, 2024. — 421с.
  16. Шевеленкова, Т.Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. C. 95–121.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое благополучие, профессиональная направленность, профессиональная направленность студентов, высокий уровень, жизнь, психологическое благополучие студентов, студент, управление средой, уровень, характеристика.


Похожие статьи

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса

В статье рассмотрены результаты исследования выборки студентов 1 курса в количестве 93 человек. Целью исследования была оценка уровня здоровья студентов и факторов, его определяющих. Согласно выбранной авторами методики исследовались ведущие антропом...

Анализ показателей памяти среди студентов и преподавателей

Проведено анкетирование среди студентов второго курса и преподавателей медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета, в целях оценки степени нарушения и развития памяти у представителей этих категорий. По результатам опр...

Здоровый образ жизни в студенческой среде (на примере Республики Ирак)

Целью исследования является выявление на основе полученных результатов концепции здорового образа жизни среди студентов в Ираке. Для успешного достижения цели работы и решения поставленных задач был сформирован комплекс взаимодополняющих методов иссл...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Концепция исследования смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов колледжа

Одной из ключевых проблем студентов является определение своего смыслового будущего. Зачастую обучающиеся формируют картину своего будущего, руководствуясь только личными предпочтениями либо рекомендациями родителей. Однако, следует заметить, что в с...

Похожие статьи

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса

В статье рассмотрены результаты исследования выборки студентов 1 курса в количестве 93 человек. Целью исследования была оценка уровня здоровья студентов и факторов, его определяющих. Согласно выбранной авторами методики исследовались ведущие антропом...

Анализ показателей памяти среди студентов и преподавателей

Проведено анкетирование среди студентов второго курса и преподавателей медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета, в целях оценки степени нарушения и развития памяти у представителей этих категорий. По результатам опр...

Здоровый образ жизни в студенческой среде (на примере Республики Ирак)

Целью исследования является выявление на основе полученных результатов концепции здорового образа жизни среди студентов в Ираке. Для успешного достижения цели работы и решения поставленных задач был сформирован комплекс взаимодополняющих методов иссл...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Концепция исследования смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов колледжа

Одной из ключевых проблем студентов является определение своего смыслового будущего. Зачастую обучающиеся формируют картину своего будущего, руководствуясь только личными предпочтениями либо рекомендациями родителей. Однако, следует заметить, что в с...

Задать вопрос