Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования — важный этап преемственности детского сада и школы. Задача ФГОС — учить детей самостоятельно учиться. Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться.
Ключевые слова: дошкольники, ФГОС,ценностно-ориентированная деятельность и эмоционально развитие детей, самостоятельность, развитие ребенка.
Сенсорно — двигательный период развития формирует и эмоционально окрашивает весь последующий процесс познания. Передавая информацию в мозг, детские ощущения непосредственно влияют на общий уровень интеллекта. Необходимо с уважением относиться к чувствам, которые оказывают такое мощное воздействие на нашу жизнь. Поэтому чрезвычайно важно предоставлять каждому ребенку возможности в упражнениях и совершенствованиях этих чувств. Например:
Осязание — Значение: ощущения, полученные ребенком через чувствительность пальцев, отображаются им на бумаге в виде разнообразных форм и их сочетаний.
Упражнения : лепка, рисование пальцами рук и ног; рисование на песке и игра с водой; использование в работе разнообразных на ощупь материалов: наждачная бумага, мех, бархат, бумага, дерево, гвозди, горох, целлофан, клеенка и т. д.
Зрение — Значение: один из способов познания мира, важно и необходимо для установления хороших контактов.
Упражнения: пристальное рассматривание объекта; рассматривание предметов через стекло, целлофан, воду, лупу с различной перспективой –далеко, близко, в перевернутом виде.
Звук — Значение: проникая в наше сознание, звук помогает сделать первый шаг к контакту с миром, к началу общения.
Упражнения: использование шумов, взятых из живой природы: раскаты грома, скрип дерева, шум волн и вой ветра, а также различных музыкальных инструментов. Учить определять источник звука самыми разными предметами, которые найдутся в любом доме (соль, перец, горох, скрепки и т. д.)
Музыка — Значение: античная форма коммуникации и самовыражения, создает атмосферу происходящих событий. Она помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций.
Упражнения: слушайте хорошую, умную музыку! Классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл — повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие.
Вкус — Значение: очень важный орган человека, хотя мы часто это недооцениваем ( В.Оклендер , доктор психологии, специалист по семейному, детскому консультированию)
Упражнения: дайте попробовать разнообразные корешки, семена, фрукты, овощи, растения, зерновые, орехи и т. д. Язык обладает высокой чувствительностью и позволяет понять вкус предмета, ощутить твердое, мягкое состояние, а также температуру (холодное, теплое, горячее).
Запах — Значение: запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений. Получив воображаемые рекомендации от запаха, они начинают работать над созданием сочувственного образа.
Упражнения: обсуждение самых приятных и неприятных запахов
Игры: «Что нам подскажет запах?»; «Найди аромат». На таких занятиях с детьми использовать предметы с необычными запахами: ветки сосны и тополя; мыло, духи, ароматические палочки, кусочки копченой рыбы, цветы, крем и т. д.
Синестезия — Значение: помимо воли субъекта это вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.
Упражнения: правильная организация развивающей среды ребенка, многообразие средств выразительности и умное руководство самостоятельной деятельностью ребенка: «Помоги мне это сделать самому!» — при которых процесс создания зрительных, а затем изобразительных образов на бумаге от услышанного звука или музыки, от прикосновения к какой-либо поверхности, от вкуса или запаха превратится в продукт — творение ребенка.
Интуиция — Значение: этим чувством обладают все маленькие дети. Чувство интуиции имеет широкий диапазон и может включать в себя такие процессы, как воображение, предвидение, фантазирование.
Упражнения: упражнения, включающие фантазию и опыт построения образов, повышают уровень интуиции человека. Создание мысленных картин во время прослушивания музыки, шумов, путем осязания разных объектов и пробы на вкус с закрытыми глазами, вдыхания ароматов — хороший пример упражнений, способствующих самораскрытию, поиску новых сторон творческого роста личности.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4–5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6–7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. [1]
Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6–7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. [2]
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного развития:
– формирование у детей систем перцептивных действий;
– формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
– формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Содержание сенсорного развития представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой -разнообразием видов деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы. [3]
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников. [4]
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; это помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и способствует формированию его личности.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке игровая педагогика — которая считает игру, ведущим методом воспитания и обучения дошкольников и поэтому акцент и упор на игру (игровую деятельность, игровые приёмы и формы), считается важнейшим путём включения детей в учебную работу и эмоциональный отклик на воспитательные воздействия. Важным обстоятельством продуктивного применения дидактических игр и упражнений в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. В первую очередь должны предусматриваться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. [5]
Память у старших дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения при соблюдении следующих условий:
– создание специально подобранной системы игр-упражнений с дидактическим содержанием
– целенаправленное развитие образной и вербальной памяти должно исполняться на протяжении всего дошкольного периода и быть достаточно разнообразными
– совместная деятельность логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, руководителя по физической культуре, родителей должна быть направлена на решение данной задачи
– цикл игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности. [6]
Систематическое использование дидактических игр в работе с детьми, обеспечивает в дальнейшем возможность ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, то есть самостоятельно учиться. [7]
Литература:
- Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М.: Просвещение, 1988. -232c.
- Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте/ Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1986. — Т.1.-378c.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.,2000.-182c.
- Морозова О. Е., Тихеева Е. И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. — № 5. — С. 54–55.
- Поддъяков Н. Н. Умственное воспитание дошкольника// Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. — М., 1980.-344с.
- Сенсорное воспитание в детском саду / Под. Ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой, 2-е изд. — М.,1981.-214с.
- Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В издании: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.