Статья посвящена анализу правовых основ финансового контроля в Российской Федерации, его роли в обеспечении эффективного государственного управления и противодействия коррупции. Рассматриваются современные вызовы, связанные с цифровизацией экономики и необходимостью адаптации системы финансового контроля к новым реалиям. Анализируются перспективы совершенствования правового регулирования и практики финансового контроля в целях повышения его эффективности.
Ключевые слова: финансовый контроль, государственное управление, бюджет, правовое регулирование, цифровая экономика, коррупция, Счетная палата, Федеральное казначейство.
The article is devoted to the analysis of the legal foundations of financial control in the Russian Federation, its role in ensuring effective public administration and combating corruption. Modern challenges related to the digitalization of the economy and the need to adapt the financial control system to new realities are considered. The prospects for improving the legal regulation and practice of financial control in order to increase its effectiveness are analyzed.
Keywords: financial control, public administration, budget, legal regulation, digital economy, corruption, Accounting Chamber, Federal Treasury.
Эффективный финансовый контроль является ключевым элементом обеспечения надлежащего управления государственными финансами, способствуя целевому и рациональному расходованию бюджетных средств, а также противодействию коррупции. В условиях динамично развивающейся цифровой экономики и растущих вызовов для финансовой стабильности, совершенствование правовых основ и практики финансового контроля приобретает особую актуальность.
Правовую базу финансового контроля в Российской Федерации составляют:
– Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ): статья 75 Конституции РФ закрепляет основы бюджетного устройства и предполагает контроль за формированием и исполнением федерального бюджета. Статья 101 закрепляет статус Счетной палаты Российской Федерации [1].
– Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — БК РФ): является основным нормативным актом, регулирующим бюджетные правоотношения, в том числе вопросы финансового контроля (статьи 264.1–270.2). БК РФ определяет виды финансового контроля (внешний и внутренний, предварительный и последующий), принципы его осуществления, а также полномочия органов финансового контроля [2].
– Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»: определяет статус, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты РФ, являющейся высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) [4].
– Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: регулирует организацию и деятельность органов местного самоуправления, включая вопросы финансового контроля на муниципальном уровне [3].
– Иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты: федеральные законы, регулирующие отдельные аспекты финансовой деятельности (например, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), постановления Правительства РФ, приказы Министерства финансов РФ, устанавливающие порядок проведения проверок, методические рекомендации и другие нормативные акты, детализирующие положения основных законов [5].
На основе указанной выше нормативной базы сформирована разветвленная система финансового контроля, реализующая свои функции посредством двух основных типов контроля:
– Внешний финансовый контроль : осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
– Внутренний финансовый контроль : осуществляется Федеральным казначейством, органами государственного финансового контроля, являющимися исполнительными органами субъектов РФ (органами местных администраций), и внутренними контрольными подразделениями государственных органов и учреждений [6].
Эффективное взаимодействие этих двух типов контроля, при четком разграничении полномочий и обеспечении независимости внешнего контроля, является критически важным для обеспечения целостности системы. Однако, как уже было отмечено, в современных условиях система финансового контроля сталкивается с рядом вызовов. В частности, цифровизация экономики, усложнение финансовых операций и необходимость противодействия коррупции требуют пересмотра и адаптации подходов к финансовому контролю. Рассмотрим более детально эти современные вызовы.
Современная система финансового контроля в Российской Федерации функционирует в условиях быстро меняющейся экономической среды, что обуславливает возникновение ряда значимых вызовов. Адаптация к этим вызовам является ключевым условием для обеспечения эффективности контроля за государственными финансами и предотвращения финансовых нарушений.
Во-первых, цифровизация экономики оказывает трансформирующее воздействие на финансовую сферу. Активное внедрение электронных платежей, цифровых финансовых активов (далее — ЦФА), включая криптовалюты, и технологий блокчейн требует пересмотра существующих подходов к финансовому контролю. Существующие методы не всегда позволяют эффективно отслеживать и анализировать транзакции, совершаемые в цифровой среде, что создает риски для законности финансовых операций. По данным сервиса «Т-Касса», объем рынка электронных платежей в России в 2024 году на 25 % больше, чем в предыдущем году [8]. В связи с этим, необходимо внедрение специализированных инструментов для мониторинга и анализа цифровых транзакций, а также обучение специалистов новым навыкам работы с цифровыми технологиями.
Во-вторых, усложнение финансовых операций, связанное с глобализацией финансовых рынков и использованием офшорных юрисдикций, также представляет серьезный вызов. Увеличение сложности финансовых инструментов и схем, используемых для уклонения от уплаты налогов и отмывания доходов, требует от контролеров высокого уровня квалификации и развитого международного сотрудничества. По оценкам Financial Action Task Force (FATF), ежегодный объем средств, отмываемых в мире, составляет от 2 % до 5 % мирового ВВП [11]. Это подчеркивает необходимость активизации международного обмена информацией и опытом в сфере противодействия отмыванию денег, а также совершенствования методов выявления сложных финансовых схем.
В-третьих, геополитическая нестабильность и введенные санкции создают дополнительные риски для системы финансового контроля. Необходимость оперативного реагирования на экономические изменения требует гибкости и адаптивности от контрольных органов. Приоритетом становится контроль за эффективностью использования бюджетных средств, направленных на поддержку импортозамещения и обеспечение экономической устойчивости. По информации Министерства финансов Российской Федерации, в 2024 году на поддержку импортозамещения было выделено более 800 млрд рублей [10]. Контроль за целевым использованием этих средств является важным фактором для обеспечения экономической безопасности страны.
В-четвертых, борьба с коррупцией остается одной из важнейших задач, стоящих перед системой финансового контроля. Коррупционные проявления подрывают доверие к государственным институтам и препятствуют эффективному использованию бюджетных средств. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2024 году было выявлено более 31 тысячи фактов коррупционных преступлений [9]. Дальнейшее повышение прозрачности государственных закупок, совершенствование механизмов внутреннего контроля и вовлечение общественности в контроль за деятельностью органов власти являются важными шагами на пути к снижению уровня коррупции и повышению эффективности использования государственных ресурсов.
Для эффективного решения этих задач и обеспечения устойчивого развития, рассмотрим ключевые направления совершенствования системы финансового контроля. Для этого необходимо:
– Совершенствование правового регулирования: приведение нормативной базы в соответствие с вызовами цифровой экономики, уточнение полномочий органов финансового контроля, разработка новых механизмов контроля за финансовыми операциями в цифровой среде.
– Развитие кадрового потенциала: обучение специалистов органов финансового контроля современным методам финансового анализа, аудита, а также навыкам работы с цифровыми технологиями.
– Внедрение современных информационных технологий: активное использование автоматизированных систем, сервисы по работе с большими данными, например, Big Data, искусственного интеллекта для анализа данных, выявления рисков и пресечения нарушений. Развитие цифровых платформ для обеспечения прозрачности и подотчетности в сфере государственных финансов.
– Усиление координации между органами финансового контроля: повышение эффективности взаимодействия между Счетной палатой РФ, Федеральным казначейством, контрольно-счетными органами субъектов РФ и другими органами, осуществляющими финансовый контроль.
– Развитие международного сотрудничества: участие в международных программах и проектах по обмену опытом, разработке общих стандартов и методов финансового контроля, в том числе в сфере противодействия коррупции и отмыванию денег.
– Повышение прозрачности и подотчетности: обеспечение широкого доступа общественности к информации о результатах финансового контроля, включая публикации отчетов, предоставление возможности обжалования решений контрольных органов [7].
Реализация этих мер позволит не только повысить эффективность выявления и пресечения финансовых нарушений, но и укрепить доверие общества к государственным институтам, обеспечив более ответственное и рациональное управление общественными ресурсами. Особенно важным представляется совершенствование правового регулирования в сфере цифровой экономики. Необходимо разработать четкие критерии для определения цифровых активов и финансовых операций с их использованием, а также создать эффективные механизмы контроля за этими операциями, чтобы предотвратить их использование для отмывания денег и финансирования терроризма. Кроме того, необходимо обеспечить защиту персональных данных граждан при обработке информации в рамках финансового контроля.
Заключение
Система финансового контроля в Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении эффективного управления государственными финансами и противодействии коррупции. Современные вызовы, связанные с цифровизацией экономики, требуют адаптации правовых основ и практики финансового контроля к новым реалиям. Совершенствование правового регулирования, развитие кадрового потенциала, внедрение современных информационных технологий и усиление международного сотрудничества являются необходимыми условиями для повышения эффективности финансового контроля и обеспечения устойчивого развития Российской Федерации.
Литература:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — № 237.-25.12.1993.
2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 1998. № 31. Ст. 3823.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
4. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
6. Мильчакова О. Н. Финансовый контроль в условиях цифровизации экономики // Экономика и предпринимательство. 2022. № 7 (144). С. 85–90.
7. Хамидуллина Р. Р. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации // Вестник Евразийской академии административного управления. 2022. № 1 (62). С. 35–41.
8. Газета «Коммерсантъ» // Онлайн-торговля выросла на четверть по всей России URL: https://www.kommersant.ru/doc/7432787 (дата обращения: 01.03.2025).
9. Генеральная прокуратура Российской Федерации // Статистические данные о состоянии преступности в России за 2024 год. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat (дата обращения: 01.03.2025).
10. Министерство финансов Российской Федерации // Информация об исполнении федерального бюджета за 2024 год. URL: https://clck.ru/3Gge7B (дата обращения: 01.03.2025).
11. Financial Action Task Force (FATF) // Money laundering and terrorist financing risks and vulnerabilities associated with virtual assets. 2024. URL: https://clck.ru/3Gge9o (дата обращения: 01.03.2025)