Совершенствование взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 06.03.2025

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Улюкова, М. В. Совершенствование взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности / М. В. Улюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123222/ (дата обращения: 24.04.2025).



Ведущим аспектом совершенствования сотрудничества является стабильное и постоянное улучшение его качественных характеристик, а также исключение существующих недостатков и негативных факторов, препятствующих рассматриваемому взаимодействию. Такие факторы могут возникать как при осуществлении своей деятельности органами прокуратуры, так и органы государственной власти и ОМСУ [1].

Можно выделить несколько основных направлений совершенствования исследуемого в рамках настоящей научной статьи взаимодействия, первым из которых является максимально возможное использование возможностей системы межведомственного электронного взаимодействия.

Система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой комплексную федеральную государственную информационную структуру, включающую в себя обширные информационные базы данных. Данные базы содержат сведения о программных и технических средствах, используемых различными органами и организациями, которые позволяют осуществлять доступ к их информационным системам через данную систему взаимодействия. Важным аспектом функционирования этой системы является хранение информации о ходе обработки электронных сообщений в рамках взаимодействия, которое осуществляется при оказании государственных и муниципальных услуг, а также в процессе реализации государственных и муниципальных функций в электронном формате. Кроме того, в состав данной системы входят программные и технические средства, обеспечивающие интеграцию и взаимодействие информационных систем учреждений и организаций посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

Прокуратурам при осуществлении своих полномочий по реализации надзорных мероприятий следует более активно использовать возможности данной системы для получения сведений о результатах взаимодействия органов государственной власти и ОМСУ с гражданами.

Второе направление совершенствования взаимодействия заключается в оптимальном и разумном распределении нагрузки на прокуроров.

В практической деятельности нередко порядок распределения нагрузки непосредственно зависит от личности конкретного руководителя. На данное обстоятельство оказывают прямое воздействие такие факторы как стиль управления, присущий данному руководителю, специфические характеристики его взаимоотношений с конкретным коллективом и с отдельными сотрудниками и иные. При этом неравномерное распределение нагрузки при условии ее постоянного возрастания в результате зачастую приводит к возникновению в коллективе ситуаций конфликтного характера и росту напряженности в личностных отношениях.

Третье направление совершенствования заключается в повышении уровня профессионализма сотрудников органов прокуратуры и служащих органов государственной власти и ОМСУ.

В первую очередь, данное направление связано с эффективным использованием всех доступных форм и методов обучения и повышения квалификации как сотрудников органов прокуратуры, так и государственных и муниципальных служащих. Осуществление подобного рода мероприятий напрямую окажет воздействие на осуществление взаимодействия между прокуратурой и органами государственной власти и ОМСУ.

Необходимой является разработка типовой программы обучения, включающей обязательно изучение положений федерального законодательства, посредством которого осуществляется правовое регулирование соответствующих органов государственной власти и ОМСУ, а также изучение положений соглашений о взаимодействии, разработанными методическими рекомендациями и иными источниками необходимой информации в рассматриваемой сфере.

Обязательной и необходимой также является практика проведения различного рода семинаров, конференций, форумов, круглых столов и иных аналогичных учебно-методических мероприятий, организованных для работников органов государственной власти и ОМСУ.

На сегодняшний день самое пристальное внимание нужно уделить вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных работников.

В качестве четвертого направления совершенствования взаимодействия следует назвать непрерывное и постоянное реформирование действующего законодательства, посредством которого осуществляется правовое регулирование деятельности органов прокуратуры, органами государственной власти и ОМСУ.

«Представляется целесообразным предусмотреть на уровне федерального законодательства обязанность региональных органов власти и ОМСУ направлять в прокуратуру копии нормативных актов и их проектов для последующего экспертного исследования» [2], чего также придерживается С. В. Нарутто.

К тому же, в ряде субъектов Российской Федерации процесс, связанный с межведомственным взаимодействием, имеет дополнительную поддержку в виде соответствующих соглашений о сотрудничестве, а также четко прописанных регламентов и уставов, регулирующих данную деятельность. Должностные лица обладают правом издавать нормативные акты, которые не требуют предварительного согласования на стадии проектирования с прокурором, как это предусмотрено для действий коллегиальных органов. Данная особенность подчеркивает значимость индивидуальных полномочий указанных глав, а также необходимость создания четких механизмов контроля и обеспечения законности в процессе инициирования и принятия нормативных правовых актов на уровне местных администраций, что, в свою очередь, существенно влияет на правоприменительную практику в указанных муниципальных образованиях.

В современных условиях настоятельно требует законодательного оформления правила взаимодействия контрольно-надзорных органов с органами местного самоуправления [3]. Необходимость обусловлена не только желанием упорядочить деятельность по осуществлению надзора, но и выдвигает важное требование к переориентации проверяющих структур на реализацию комплексных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации на местах. Указанное законодательное урегулирование должно предусматривать ясные механизмы координации действий и обмена информацией между перечисленными субъектами, что, в свою очередь, позволит более эффективно адресовать выявленные проблемы и способствует созданию открытого и конструктивного диалога между контрольными инстанциями и местными администрациями.

Необходимо разработать и внести в действующее законодательство положения, которые будут нацелены на реализацию следующих позиций:

  1. уменьшение запросов документов в бумажной форме и значительное сокращение бумажного документооборота; активное использование регистра муниципальных нормативных актов, который существует сегодня во всех ОМСУ. Кроме того, многие сведения, которые запрашивают контрольно-надзорные органы, можно получить из доступных источников, а также из иных информационных баз данных;
  2. установление разумных сроков ответов на запросы, которые не носят чрезвычайного характера, а также исключение дублирования таких запросов;
  3. оказание консультативной, экспертной помощи, в том числе через формирование модельных правовых актов.

Соответствующая работа в настоящее время ведется во многих субъектах РФ. Осуществление данной деятельности как ОМСУ, так и органами прокуратуры облегчает размещение Минюстом России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» так называемой положительной практики в рассматриваемой сфере.

Пятое направление совершенствования взаимодействия проявляется в улучшении его научного и методического обеспечения.

На текущий момент нельзя с уверенностью утверждать, что методическое обеспечение деятельности в рассматриваемой области соответствует потребностям практического применения в полной мере. В действительности данная сфера характеризуется наличием лишь отдельных пособий и разработок, затрагивающих аспекты взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и местного самоуправления [4].

Исходя из вышеизложенного, представляется крайне целесообразным разработать более системные и специализированные рекомендации, посвященные вопросам взаимодействия прокуратуры с органами представительной и исполнительной власти на всех уровнях. Создание таких пособий позволит значительно повысить эффективность сотрудничества и улучшить механизм совместной работы в интересах обеспечения законности и правопорядка на местах, что, в свою очередь, будет способствовать более качественной реализации государственных функций и удовлетворению нужд населения.

Усовершенствование материально-технического обеспечения органов прокуратуры и других государственных учреждений представляет собой одно из ключевых направлений деятельности, относящееся к их эффективному функционированию. В данном контексте важность заключается в предоставлении необходимого технического оборудования, включая интерактивные технологии, которые способны обеспечить разнообразные формы взаимодействия, включая прием, передачу и обработку информации, а также проведение образовательных мероприятий и семинаров.

Среди указанных средств особое внимание следует уделить интерактивным доскам, которые позволяют представлять информацию в наглядной форме, а также системам видеоконференцсвязи, способным облегчить оперативное общение и взаимодействие между различными подразделениями и организациями. В свете быстро меняющейся правовой среды и внедрения новых технологий, постоянное совершенствование материально-технической базы остается актуальной задачей, направленной на укрепление институциональных возможностей и поддержку правоприменительной практики.

Седьмое стратегическое направление заключается в интеграции и активном внедрении современных инновационных технологий в практическую деятельность органов прокуратуры, а также иных субъектов публичной власти. С этой целью требуется осуществить трансформацию функционирования указанных органов путем внедрения высокоэффективных технологий, способствующих повышению объективности, обеспечивающих разумную степень прозрачности при принятии управленческих решений, а также реализующих межведомственное электронное взаимодействие с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления [5].

Важными инструментами, содействующими достижению этих целей, являются электронный документооборот и механизмы использования электронной цифровой подписи.

Кроме того, решение множества проблем, связанных с муниципальным нормотворчеством, напрямую зависит от создания сводных электронных баз данных, которые формируются на уровне субъектов Российской Федерации. Такие базы данных должны содержать информацию о ключевых направлениях деятельности муниципальных образований и предоставлять доступ к ним всем заинтересованным органам власти.

Важным шагом является необходимость создания и актуализации баз данных, содержащих модельные правовые акты и проекты нормативно-правовых актов, представляющих инициативы, вносимые в представительные и исполнительные органы местного самоуправления. С целью полноценной реализации потенциала законодательства о противодействии коррупции со стороны органов прокуратуры требуется разработка обширного комплекса методических рекомендаций и организационных мер, направленных на эффективное применение соответствующих норм. Важным аспектом этого процесса является наделение прокуратуры дополнительными организационными полномочиями, которые позволят более эффективно осуществлять контрольные функции в сфере предотвращения коррупционных правонарушений.

С учетом особенностей прокурорской деятельности целесообразно установить административную ответственность за действия, направленные на воспрепятствование прокурору в осуществлении контроля за расходами лиц, уполномоченных законом. Также, с целью повышения превентивного потенциала прокуратуры в области противодействия коррупции крайне важно активизировать использование полномочий прокурора в сфере правового просвещения на уровне ОМСУ. Проведение обучающих семинаров, направленных на разъяснение действующих норм законодательства и формирование у должностных лиц местного самоуправления негативного отношения к коррупции как социальному явлению, станет принципиально важным элементом в борьбе с коррупционными проявлениями.

Литература:

  1. Семенов А. С. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности: дисс. канд. юрид. наук. Москва. 2015. 270 с.
  2. Нарутто С. В. Экспертиза проектов актов представительных органов как направление правотворческой деятельности прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 121–124.
  3. Винокуров Ю. Е., Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор. М.: Юрайт, 2023. 549 с.
  4. Залужный А. Г. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности // Юридическая наука. 2017. № 4. С. 181–184.
  5. Свинолунов В. О. Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности правовых актов // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 8(95) 2024. С. 2–7.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, местное самоуправление, орган, межведомственное электронное взаимодействие, направление совершенствования взаимодействия, информационная база данных, ключевое направление деятельности, правоприменительная практика, Российская Федерация, федеральное законодательство.


Похожие статьи

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов власти в сфере миграции

Улучшение взаимодействия образовательных учреждений и предприятий с целью трудоустройства выпускников

К вопросу об урегулировании взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере обеспечения охраны общественного порядка

Внедрение в органах прокуратуры системы оценки рисков при планировании прокурорских проверок

Оптимизация взаимодействия дошкольной организации с родителями (законными представителями) воспитанников посредством официального сайта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Совершенствование нормативно-правовой базы с целью дальнейшего внедрения комплекса мер по обеспечению безопасности населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Партнерство между субъектами стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Взаимодействие органов прокуратуры РФ с прокуратурами зарубежных стран по борьбе с преступностью

Похожие статьи

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов власти в сфере миграции

Улучшение взаимодействия образовательных учреждений и предприятий с целью трудоустройства выпускников

К вопросу об урегулировании взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере обеспечения охраны общественного порядка

Внедрение в органах прокуратуры системы оценки рисков при планировании прокурорских проверок

Оптимизация взаимодействия дошкольной организации с родителями (законными представителями) воспитанников посредством официального сайта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Совершенствование нормативно-правовой базы с целью дальнейшего внедрения комплекса мер по обеспечению безопасности населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Партнерство между субъектами стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Взаимодействие органов прокуратуры РФ с прокуратурами зарубежных стран по борьбе с преступностью

Задать вопрос