Ведущим аспектом совершенствования сотрудничества является стабильное и постоянное улучшение его качественных характеристик, а также исключение существующих недостатков и негативных факторов, препятствующих рассматриваемому взаимодействию. Такие факторы могут возникать как при осуществлении своей деятельности органами прокуратуры, так и органы государственной власти и ОМСУ [1].
Можно выделить несколько основных направлений совершенствования исследуемого в рамках настоящей научной статьи взаимодействия, первым из которых является максимально возможное использование возможностей системы межведомственного электронного взаимодействия.
Система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой комплексную федеральную государственную информационную структуру, включающую в себя обширные информационные базы данных. Данные базы содержат сведения о программных и технических средствах, используемых различными органами и организациями, которые позволяют осуществлять доступ к их информационным системам через данную систему взаимодействия. Важным аспектом функционирования этой системы является хранение информации о ходе обработки электронных сообщений в рамках взаимодействия, которое осуществляется при оказании государственных и муниципальных услуг, а также в процессе реализации государственных и муниципальных функций в электронном формате. Кроме того, в состав данной системы входят программные и технические средства, обеспечивающие интеграцию и взаимодействие информационных систем учреждений и организаций посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
Прокуратурам при осуществлении своих полномочий по реализации надзорных мероприятий следует более активно использовать возможности данной системы для получения сведений о результатах взаимодействия органов государственной власти и ОМСУ с гражданами.
Второе направление совершенствования взаимодействия заключается в оптимальном и разумном распределении нагрузки на прокуроров.
В практической деятельности нередко порядок распределения нагрузки непосредственно зависит от личности конкретного руководителя. На данное обстоятельство оказывают прямое воздействие такие факторы как стиль управления, присущий данному руководителю, специфические характеристики его взаимоотношений с конкретным коллективом и с отдельными сотрудниками и иные. При этом неравномерное распределение нагрузки при условии ее постоянного возрастания в результате зачастую приводит к возникновению в коллективе ситуаций конфликтного характера и росту напряженности в личностных отношениях.
Третье направление совершенствования заключается в повышении уровня профессионализма сотрудников органов прокуратуры и служащих органов государственной власти и ОМСУ.
В первую очередь, данное направление связано с эффективным использованием всех доступных форм и методов обучения и повышения квалификации как сотрудников органов прокуратуры, так и государственных и муниципальных служащих. Осуществление подобного рода мероприятий напрямую окажет воздействие на осуществление взаимодействия между прокуратурой и органами государственной власти и ОМСУ.
Необходимой является разработка типовой программы обучения, включающей обязательно изучение положений федерального законодательства, посредством которого осуществляется правовое регулирование соответствующих органов государственной власти и ОМСУ, а также изучение положений соглашений о взаимодействии, разработанными методическими рекомендациями и иными источниками необходимой информации в рассматриваемой сфере.
Обязательной и необходимой также является практика проведения различного рода семинаров, конференций, форумов, круглых столов и иных аналогичных учебно-методических мероприятий, организованных для работников органов государственной власти и ОМСУ.
На сегодняшний день самое пристальное внимание нужно уделить вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных работников.
В качестве четвертого направления совершенствования взаимодействия следует назвать непрерывное и постоянное реформирование действующего законодательства, посредством которого осуществляется правовое регулирование деятельности органов прокуратуры, органами государственной власти и ОМСУ.
«Представляется целесообразным предусмотреть на уровне федерального законодательства обязанность региональных органов власти и ОМСУ направлять в прокуратуру копии нормативных актов и их проектов для последующего экспертного исследования» [2], чего также придерживается С. В. Нарутто.
К тому же, в ряде субъектов Российской Федерации процесс, связанный с межведомственным взаимодействием, имеет дополнительную поддержку в виде соответствующих соглашений о сотрудничестве, а также четко прописанных регламентов и уставов, регулирующих данную деятельность. Должностные лица обладают правом издавать нормативные акты, которые не требуют предварительного согласования на стадии проектирования с прокурором, как это предусмотрено для действий коллегиальных органов. Данная особенность подчеркивает значимость индивидуальных полномочий указанных глав, а также необходимость создания четких механизмов контроля и обеспечения законности в процессе инициирования и принятия нормативных правовых актов на уровне местных администраций, что, в свою очередь, существенно влияет на правоприменительную практику в указанных муниципальных образованиях.
В современных условиях настоятельно требует законодательного оформления правила взаимодействия контрольно-надзорных органов с органами местного самоуправления [3]. Необходимость обусловлена не только желанием упорядочить деятельность по осуществлению надзора, но и выдвигает важное требование к переориентации проверяющих структур на реализацию комплексных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации на местах. Указанное законодательное урегулирование должно предусматривать ясные механизмы координации действий и обмена информацией между перечисленными субъектами, что, в свою очередь, позволит более эффективно адресовать выявленные проблемы и способствует созданию открытого и конструктивного диалога между контрольными инстанциями и местными администрациями.
Необходимо разработать и внести в действующее законодательство положения, которые будут нацелены на реализацию следующих позиций:
- уменьшение запросов документов в бумажной форме и значительное сокращение бумажного документооборота; активное использование регистра муниципальных нормативных актов, который существует сегодня во всех ОМСУ. Кроме того, многие сведения, которые запрашивают контрольно-надзорные органы, можно получить из доступных источников, а также из иных информационных баз данных;
- установление разумных сроков ответов на запросы, которые не носят чрезвычайного характера, а также исключение дублирования таких запросов;
- оказание консультативной, экспертной помощи, в том числе через формирование модельных правовых актов.
Соответствующая работа в настоящее время ведется во многих субъектах РФ. Осуществление данной деятельности как ОМСУ, так и органами прокуратуры облегчает размещение Минюстом России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» так называемой положительной практики в рассматриваемой сфере.
Пятое направление совершенствования взаимодействия проявляется в улучшении его научного и методического обеспечения.
На текущий момент нельзя с уверенностью утверждать, что методическое обеспечение деятельности в рассматриваемой области соответствует потребностям практического применения в полной мере. В действительности данная сфера характеризуется наличием лишь отдельных пособий и разработок, затрагивающих аспекты взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и местного самоуправления [4].
Исходя из вышеизложенного, представляется крайне целесообразным разработать более системные и специализированные рекомендации, посвященные вопросам взаимодействия прокуратуры с органами представительной и исполнительной власти на всех уровнях. Создание таких пособий позволит значительно повысить эффективность сотрудничества и улучшить механизм совместной работы в интересах обеспечения законности и правопорядка на местах, что, в свою очередь, будет способствовать более качественной реализации государственных функций и удовлетворению нужд населения.
Усовершенствование материально-технического обеспечения органов прокуратуры и других государственных учреждений представляет собой одно из ключевых направлений деятельности, относящееся к их эффективному функционированию. В данном контексте важность заключается в предоставлении необходимого технического оборудования, включая интерактивные технологии, которые способны обеспечить разнообразные формы взаимодействия, включая прием, передачу и обработку информации, а также проведение образовательных мероприятий и семинаров.
Среди указанных средств особое внимание следует уделить интерактивным доскам, которые позволяют представлять информацию в наглядной форме, а также системам видеоконференцсвязи, способным облегчить оперативное общение и взаимодействие между различными подразделениями и организациями. В свете быстро меняющейся правовой среды и внедрения новых технологий, постоянное совершенствование материально-технической базы остается актуальной задачей, направленной на укрепление институциональных возможностей и поддержку правоприменительной практики.
Седьмое стратегическое направление заключается в интеграции и активном внедрении современных инновационных технологий в практическую деятельность органов прокуратуры, а также иных субъектов публичной власти. С этой целью требуется осуществить трансформацию функционирования указанных органов путем внедрения высокоэффективных технологий, способствующих повышению объективности, обеспечивающих разумную степень прозрачности при принятии управленческих решений, а также реализующих межведомственное электронное взаимодействие с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления [5].
Важными инструментами, содействующими достижению этих целей, являются электронный документооборот и механизмы использования электронной цифровой подписи.
Кроме того, решение множества проблем, связанных с муниципальным нормотворчеством, напрямую зависит от создания сводных электронных баз данных, которые формируются на уровне субъектов Российской Федерации. Такие базы данных должны содержать информацию о ключевых направлениях деятельности муниципальных образований и предоставлять доступ к ним всем заинтересованным органам власти.
Важным шагом является необходимость создания и актуализации баз данных, содержащих модельные правовые акты и проекты нормативно-правовых актов, представляющих инициативы, вносимые в представительные и исполнительные органы местного самоуправления. С целью полноценной реализации потенциала законодательства о противодействии коррупции со стороны органов прокуратуры требуется разработка обширного комплекса методических рекомендаций и организационных мер, направленных на эффективное применение соответствующих норм. Важным аспектом этого процесса является наделение прокуратуры дополнительными организационными полномочиями, которые позволят более эффективно осуществлять контрольные функции в сфере предотвращения коррупционных правонарушений.
С учетом особенностей прокурорской деятельности целесообразно установить административную ответственность за действия, направленные на воспрепятствование прокурору в осуществлении контроля за расходами лиц, уполномоченных законом. Также, с целью повышения превентивного потенциала прокуратуры в области противодействия коррупции крайне важно активизировать использование полномочий прокурора в сфере правового просвещения на уровне ОМСУ. Проведение обучающих семинаров, направленных на разъяснение действующих норм законодательства и формирование у должностных лиц местного самоуправления негативного отношения к коррупции как социальному явлению, станет принципиально важным элементом в борьбе с коррупционными проявлениями.
Литература:
- Семенов А. С. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности: дисс. канд. юрид. наук. Москва. 2015. 270 с.
- Нарутто С. В. Экспертиза проектов актов представительных органов как направление правотворческой деятельности прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 121–124.
- Винокуров Ю. Е., Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор. М.: Юрайт, 2023. 549 с.
- Залужный А. Г. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности // Юридическая наука. 2017. № 4. С. 181–184.
- Свинолунов В. О. Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности правовых актов // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 8(95) 2024. С. 2–7.