Основные направления деятельности уполномоченного по правам ребенка в российской системе защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 08.03.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Короткова, О. П. Основные направления деятельности уполномоченного по правам ребенка в российской системе защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних / О. П. Короткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — URL: https://moluch.ru/archive/561/123237/ (дата обращения: 09.03.2025).

Препринт статьи



Среди приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации обозначены мониторинг, политика просвещения, контроль за соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего населения, активная работа с органами публичной власти и населением государства. В рамках данной статьи автором рассматриваются основные направления функционирования института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации как одного из элементов гражданского общества. Предлагается исследование порядка реализации государственной политики несовершеннолетнего населения во всех сферах жизни общества. Особую роль играет институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, в полномочия которого входит предотвращение нарушения прав и свобод детей и молодежи Российской Федерации.

Ключевые слова: омбудсмен, несовершеннолетний, защита прав детей, институт Уполномоченного по правам ребенка, административно-правовой статус.

Введение в действие института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации ознаменовало трансформацию в системе структурных элементов гражданского общества. В качестве основного направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации необходимо отметить умение отстаивать права и свободы детей и молодежи.

Правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации позволяет обеспечить его независимость и эффективность профессиональной деятельности по защите прав и законных интересов детей и молодежи. Современное законодательство в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в качестве ключевых задач определяет: обеспечение конституционных гарантий защиты прав и законных интересов детей; участие в повышении качества нормативно-правовой базы в области защиты прав и законных интересов детей; проведение лекций, конференций, семинаров и круглых столов по правовому просвещению современной молодежи.

Основными задачами деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации являются следующие: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, гарантированных Конституцией Российской Федерации; обнаружением пробелов в нормативных правовых актах и активное участие в их устранении путем разработки предложений по внесению изменений в законодательство, проведение лекций, круглых столов, семинаров, участие в научных конференциях в рамках правового просвещения несовершеннолетних, молодежи и взрослого населения. Стоит обратить внимание на то, что функционал Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации наделен широким спектром полномочий, среди которых особое внимание уделяется праву на обращение в суд в порядке, установленном положениями Кодекса административного судопроизводства РФ, с требованиями о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, предоставлении свободного доступа на объекты, где находятся дети. [1]

В рамках рассмотрения вопроса об определении основных векторов осуществления полномочий Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации необходимо выделить несколько наиболее значимых направлений деятельности. В качестве приоритетного направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка Российской Федерации определена процедура изучения жалоб и претензий граждан по факту нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних. Благодаря своевременному реагированию на поступившие жалобы и обращения по факту нарушения прав несовершеннолетних, Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации применяет меры реагирования, самостоятельно инициирует проверку, разрабатывает варианты по устранению нарушений прав и законных интересов детей.

Вторым направлением деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации является мониторинг соблюдения прав и законных интересов детей. По итогам осуществления деятельности Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации устанавливает наличие или отсутствие пробелов в нормативных правовых актах, разрабатывает предложения по их устранению для осуществления правоприменительной деятельности.

Как уже говорилось ранее, в арсенале Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации не менее важную роль играет осуществление функции правового просвещения среди несовершеннолетних и их опекунов. В рамках данного направления деятельности Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации проводятся встречи с представителями средств массовой информации, организуются лекции и правовые семинары, дискуссии, круглые столы. Необходимо отметить, что о результатах своей деятельности Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации сообщает в своем Ежегодном докладе. [2]

Период с 2020 года по 2023 год стоит обозначить как интенсивный в деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В течение указанного периода в адрес Уполномоченного по правам ребенка поступило огромное количество обращений физических и юридических лиц в защиту несовершеннолетних. За 2022 год было рассмотрено более 15 тысяч обращений. Среди наиболее частых обращений предстали заявления о нарушении жилищных прав, прав на получение образования, а также обращения по факту жестокого обращения взрослых с детьми. В рамках полномочий по мониторингу соблюдения прав и свобод несовершеннолетних Уполномоченным по правам ребенка было уделено особое внимание несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, равно и учреждениям, оказывающим медицинскую и социальную помощь несовершеннолетним. [3]

Заявители, как правило, касались разных вопросов, затрагивающих несколько сфер жизнедеятельности ребёнка, поэтому для удобства учёта принималась во внимание ключевая проблема обращения. В отчётном периоде в аппарате федерального уполномоченного отмечен рост количества обращений, затрагивающих реализацию права несовершеннолетнего на социальное обеспечение и социальное страхование, жилище, жизнь, защиту от насилия, получение содержания от своих родителей и других членов семьи (алименты), квалифицированную юридическую помощь и судебную защиту, отдых, доступ к информации и на информационную безопасность, благоприятную окружающую среду, доступ к культурным ценностям, свободу мысли, совести и вероисповедания, труд, авторские права.

Уполномоченный, анализируя поступившие обращения и приложенные к ним документы, устанавливает, рассматривалось ли ранее заявление гражданина компетентным органом власти или должностным лицом и какие меры были им приняты. Если необходимого реагирования предпринято не было, то Уполномоченный оказывает содействие в восстановлении нарушенного права, прежде всего, обращаясь к руководителям органов власти, должностным лицам с рекомендацией устранить выявленные нарушения либо к социально ориентированному бизнесу и некоммерческим организациям с просьбой оказать содействие ребёнку, а также разъясняя заявителю порядок действий в конкретной ситуации.

На сегодняшний день в системе российского законодательства существует большое количество нормативных правовых актов в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В качестве базовых выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации», а также Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в Российской Федерации»..

Как уже обозначалось ранее, одним из направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка является его право на обращение в суд. Однако в законодательстве отсутствуют нормы по вопросу участия Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации в судебном разбирательстве по уголовным делам. Согласно положениям Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный по правам человека вправе обратиться в суд кассационной инстанции с ходатайством о проверке вступившего в законную силу судебного акта. Предлагается предоставить данное полномочие Уполномоченному по правам ребенка по уголовным делам, где подсудимыми выступают несовершеннолетние. Предлагается внести изменения в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предоставить Уполномоченному по правам ребенка, наравне с Уполномоченным по правам человека, право на самостоятельное обращение о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Основным недостатком Федерального закона от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации» является отсутствие конкретизации компетенции Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, способов взаимодействия с органами публичной власти в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Следовательно, можно увидеть наличие бланкетной нормы, которая делает отсылку на иные нормативные правовые акты в отношении деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.

Сложившиеся законодательство ставит Уполномоченного по правам ребенка в положение единственного должностного лица, которое может осуществлять реальный контроль за деятельностью органов системы защиты прав ребенка и возможности привлечения к административной ответственности за неисполнение должностными лицами его законных требований (ч.2 ст. 17.2.1 КоАП РФ), однако полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях никак не закреплены. Кроме того, в правоприменительной практике указанная статья КоАП фактически не применяется. [5]

Сложившаяся система законодательства об Уполномоченном по правам ребенка и его месте в системе органов защиты прав несовершеннолетних ставит его на роль координирующего и, скорее, контролирующего органа, который должен выявлять нарушения прав и законных интересов детей незаконными решениями, действиями (бездействиями) органов названной системы. Однако текущее законодательство представляет Уполномоченному компетенцию «рекомендательного» характера, что негативно сказывается на деятельности института.

Для повышения эффективности работы данного института в отечественной системе защиты прав и законных интересов детей институт Уполномоченных по правам ребенка необходимо поставить на уровень контроля за деятельностью всех основных органов системы профилактики, а надзорные функции для более оптимального взаимодействия органов в системе необходимо оставить за прокуратурой. Принимая во внимание все изложенное выше, можно прийти к выводу, что качество разрешения рассмотренных выше вопросов свидетельствует о том, что законодатель либо использует юридические средства с открытым содержанием, конкретизация которых переносится на уровень правоприменения, либо не стремится придавать правовое значение данным вопросам.

Уполномоченный уделяет большое внимание взаимодействию с общественными объединениями, благотворительными фондами в деятельности по защите прав ребёнка. Ч.1 ст. 6 Федерального закона № 501-ФЗ закрепляет право Уполномоченного направлять субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей. В 2023 году Уполномоченный вносил предложения по совершенствованию законодательства, направлял заключения на представленные законопроекты, в первую очередь, федеральных законов, направленных на улучшение положения детей в Российской Федерации. В 2023 году Уполномоченным в органы государственной власти, министерства и ведомства направлено порядка 1 000 предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере детства, проработке которых было уделено больше внимания с учётом анализа опыта предыдущих лет.

Многогранность правовых индикаторов деятельности российского института Уполномоченного по правам ребенка, его участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних позволяют оценить вклад института Уполномоченного по созданию необходимых условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в Российской Федерации.

Литература:

  1. Закачура Л. В. Функции Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ // Вестник науки. 2023. № 4. С.221–225.
  2. Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и его роль системе институтов поддержки и защиты прав семьи и детей [Электронный ресурс]. // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://council.gov/ru
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2022 году [Электронный ресурс] // URL: https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents/245
  4. Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 53. Ст. 8427.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1.
  6. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета, 1999, № 121.


Задать вопрос