В данной статья поднимаются актуальные вопросы диагностики дизорфографии у учащихся пятых классов.
Ключевые слова: дизорфография, диагностика, орфографические навыки, средняя школа.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих нарушения письменной речи и усложнение структуры речевого дефекта. Всё чаще учителя и логопеды отмечают увеличение количества учащихся, у которых на письме встречается большое количество орфографических ошибок. Нарушение формирования орфографических навыков негативно отражается как на школьной успеваемости, так и на социальной адаптации ребёнка.
Именно поэтому проблема диагностики дизорфографии у учащихся пятых классов является актуальной в современной логопедии.
Орфографический навык — это сложное умение, которое, как пишет А. Г. Арушанова, который «создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как умение анализировать фонетический состав слова, устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, подводя орфограмму под соответствующее ей правило» [1].
По мнению Р. И. Лалаевой, дизорфография — это стойкое специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, проявляющееся в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках [7].
О. В. Елецкая отмечает, что дизорфография имеет системный характер и сложную комплексную структуру. У школьников наблюдается несформированность нескольких компонентов орфографически правильного письма. Преобладает несовершенство компонентов речевой функциональной системы и несформированность произвольных языковых способностей. Это сопровождается несформированностью у школьников когнитивных функций, а также регуляторных компонентов учебной деятельности — программирования и контроля [3].
Анализируя механизмы возникновения орфографических нарушений, В. В. Комарова, Л. Г. Милостивенко, Г. М. Сумченко пишут, что орфографически неправильное письмо может появляться из-за нарушений недоразвития психических функций, таких как внимание, память и мышление.
А. Н. Корнев предполагает, что из-за несформированности метаязыковых навыков и морфологического анализа дети испытывают трудности в овладении орфографией. Также, по мнению автора, большую роль могут играть дефицит произвольной концентрации, переключение внимания и нарушения слухоречевой памяти [4].
Л. Г. Парамоновой отмечено, что при дизорфографии учащиеся не могут понять смысл между родственными словами и испытывают трудности в подборе проверочных слов, вследствие чего он не могут применять правила на практике [6]. При данном нарушении, как считает Л. Г. Парамонова, можно отметить недоразвитие психической сферы, сочетающееся с недостаточным уровнем сформированности их мотивационной, эмоционально-волевой сферы, навыков саморегуляции и самоконтроля.
Появлению в настоящее время у многих обучающихся средней школы проявлений дизорфографии способствует ряд факторов. Однако, главными являются недоразвитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, недостаточная сформированность навыков связной речи. Безусловно, трудности в овладении орфографическими навыками в средних и старших классах чаще всего вызваны неусвоением правил орфографии в начальной школе.
Отсутствие коррекционной работы при дизорфографии вызывает закрепление и усложнение её симптоматики.
Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно выделить ряд направлений диагностики дизорфографии у учащихся пятых классов для её предупреждения и преодоления.
Согласно методике, представленной в учебно-методическом пособии О. В. Елецкой, «Методика диагностики дизорфографии у школьников» диагностические задания группируются в несколько блоков [3].
В первом блоке, в первую очередь, происходит сбор и изучение анамнестических данных, отражающих состояние раннего развития, интеллектуальные способности, а также успеваемость ребенка.
На следующем этапе диагностических мероприятий оцениваются составляющие, необходимые для решения орфографических задач, такие как мотивация к изучению орфограммы, знания правила орфографии и умение его применять на практике. Также описывается исследование латеральной организации у обучающихся.
Второй блок диагностики предполагает обследование компонентов формирования орфографического навыка. Проводится изучение таких процессов, как кратковременная и долговременная слуховая память, оценка наглядно-образного и словесно-логического мышления.
В третьем блоке рассматривается изучение составляющих усвоения орфографического навыка письма и индивидуальный стиль учебной деятельности школьников с дизорфографией.
Автор методики предлагает оценить состояние структуры учебной деятельности и отметить следующее: ориентируется ли ребенок в заданиях, способен ли планировать выполнение задания, как он выполняет задание, а также может ли ребенок контролировать правильность выполнения задания.
Наиболее объемным блоком для диагностики является обследование лингвистических способностей, где в первую очередь, предлагается оценить языковые способности, такие как: звукопроизношение, состояние фонематических процессов (восприятие, анализ, синтез, представления), оценка лексики и лексико-грамматических операций (называние действия по предъявленному предмету, подбор синонимов, антонимов, объяснение переносного значения слов, различие частей речи, оценка состояния грамматических операций).
В следующем блоке автор предлагает задания для определения способности чувства языка и лингвистического мышления. Проверяется способность понимания грамматического значения морфем в словах, а так же сформированность навыков словообразовательного анализа слов.
Последний этап предполагает определение актуального уровня сформированности орфографического навыка письма, предлагается проведение слуховых диктантов, вставление пропущенных букв, списывание текста, определение ошибок в письменных работах, а также поиск «ошибкоопасных» мест в тексте. Диктанты выполняются без предварительной подготовки, что позволяет получить более точные результаты. Благодаря этому можно оценить уровень освоения учащимися школьной программы, а так же выделить пробелы в её усвоении.
В пособии О. В. Елецкой и Н. Ю. Горбаческой «Коррекция дизорфографии у учащихся 5–6 классов» [2], помимо всех перечисленных блоков, на этапе диагностики авторы говорят о необходимости проведения обследования процесса чтения, а так же анализа письменных работ учащихся.
Таким образом, дизорфография — это сложное специфическое нарушение усвоения навыков орфографии у школьников. Дети с данным нарушением могут испытывать такие трудности, как выделение «опасного места» в словах, подбирать проверочное слово, применять правила на письме. Отмечается нарушение психических процессов, структура учебной деятельности, мотивация к изучению орфограмм.
При всей громоздкости существующих методик диагностики дизорфографии, правильным кажется изучение всех компонентов, влияющих на процесс освоения орфографии в средней и старшей школе. Очень важно проводить комплексную диагностику всех параметров, которые могут повлиять на усвоение ребенком орфографических правил, что, в свою очередь, поможет предотвратить неосвоение школьной программы обучающимися, а также их социальную дезадаптацию.
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова — Москва: МозаикаСинтез, 1999. — 270 с.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5–6 классов: Методические рекомендации и упражнения / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская — Москва: Школьная Пресса, 2003. — 64 с.
- Елецкая О. В. Методика диагностики дизорфографии у школьников: Учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. — 208 с.
- Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методического пособие/ А. Н. Корнев — Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 1997–286 с.
- Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников/ Л. В. Венедиктова — Санкт-Петербург: Союз, 2001.
- Парамонова Л. Г. О дизорфографии/ Л. Г. Парамонова — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2021. — 224с.
- Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников / И. В. Прищепова, Р. И. Лалаева — Санкт-Петербург: СПбГУМ, 1999. — 36 с.
- Прищепова И. В. Диагностика дизорфографии у младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова — URL:https://vk.com (Дата обращения 13.12.2024).
- Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова — Санкт-Петербург: КАРО, 2006–240 с.
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова — Москва: Владос, 1997. — 256 с.