Актуальные вопросы диагностики дизорфографии у учащихся пятых классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 апреля, печатный экземпляр отправим 23 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 07.03.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ольховская, А. Д. Актуальные вопросы диагностики дизорфографии у учащихся пятых классов / А. Д. Ольховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123249/ (дата обращения: 10.04.2025).



В данной статья поднимаются актуальные вопросы диагностики дизорфографии у учащихся пятых классов.

Ключевые слова: дизорфография, диагностика, орфографические навыки, средняя школа.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих нарушения письменной речи и усложнение структуры речевого дефекта. Всё чаще учителя и логопеды отмечают увеличение количества учащихся, у которых на письме встречается большое количество орфографических ошибок. Нарушение формирования орфографических навыков негативно отражается как на школьной успеваемости, так и на социальной адаптации ребёнка.

Именно поэтому проблема диагностики дизорфографии у учащихся пятых классов является актуальной в современной логопедии.

Орфографический навык — это сложное умение, которое, как пишет А. Г. Арушанова, который «создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как умение анализировать фонетический состав слова, устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, подводя орфограмму под соответствующее ей правило» [1].

По мнению Р. И. Лалаевой, дизорфография — это стойкое специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, проявляющееся в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках [7].

О. В. Елецкая отмечает, что дизорфография имеет системный характер и сложную комплексную структуру. У школьников наблюдается несформированность нескольких компонентов орфографически правильного письма. Преобладает несовершенство компонентов речевой функциональной системы и несформированность произвольных языковых способностей. Это сопровождается несформированностью у школьников когнитивных функций, а также регуляторных компонентов учебной деятельности — программирования и контроля [3].

Анализируя механизмы возникновения орфографических нарушений, В. В. Комарова, Л. Г. Милостивенко, Г. М. Сумченко пишут, что орфографически неправильное письмо может появляться из-за нарушений недоразвития психических функций, таких как внимание, память и мышление.

А. Н. Корнев предполагает, что из-за несформированности метаязыковых навыков и морфологического анализа дети испытывают трудности в овладении орфографией. Также, по мнению автора, большую роль могут играть дефицит произвольной концентрации, переключение внимания и нарушения слухоречевой памяти [4].

Л. Г. Парамоновой отмечено, что при дизорфографии учащиеся не могут понять смысл между родственными словами и испытывают трудности в подборе проверочных слов, вследствие чего он не могут применять правила на практике [6]. При данном нарушении, как считает Л. Г. Парамонова, можно отметить недоразвитие психической сферы, сочетающееся с недостаточным уровнем сформированности их мотивационной, эмоционально-волевой сферы, навыков саморегуляции и самоконтроля.

Появлению в настоящее время у многих обучающихся средней школы проявлений дизорфографии способствует ряд факторов. Однако, главными являются недоразвитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, недостаточная сформированность навыков связной речи. Безусловно, трудности в овладении орфографическими навыками в средних и старших классах чаще всего вызваны неусвоением правил орфографии в начальной школе.

Отсутствие коррекционной работы при дизорфографии вызывает закрепление и усложнение её симптоматики.

Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно выделить ряд направлений диагностики дизорфографии у учащихся пятых классов для её предупреждения и преодоления.

Согласно методике, представленной в учебно-методическом пособии О. В. Елецкой, «Методика диагностики дизорфографии у школьников» диагностические задания группируются в несколько блоков [3].

В первом блоке, в первую очередь, происходит сбор и изучение анамнестических данных, отражающих состояние раннего развития, интеллектуальные способности, а также успеваемость ребенка.

На следующем этапе диагностических мероприятий оцениваются составляющие, необходимые для решения орфографических задач, такие как мотивация к изучению орфограммы, знания правила орфографии и умение его применять на практике. Также описывается исследование латеральной организации у обучающихся.

Второй блок диагностики предполагает обследование компонентов формирования орфографического навыка. Проводится изучение таких процессов, как кратковременная и долговременная слуховая память, оценка наглядно-образного и словесно-логического мышления.

В третьем блоке рассматривается изучение составляющих усвоения орфографического навыка письма и индивидуальный стиль учебной деятельности школьников с дизорфографией.

Автор методики предлагает оценить состояние структуры учебной деятельности и отметить следующее: ориентируется ли ребенок в заданиях, способен ли планировать выполнение задания, как он выполняет задание, а также может ли ребенок контролировать правильность выполнения задания.

Наиболее объемным блоком для диагностики является обследование лингвистических способностей, где в первую очередь, предлагается оценить языковые способности, такие как: звукопроизношение, состояние фонематических процессов (восприятие, анализ, синтез, представления), оценка лексики и лексико-грамматических операций (называние действия по предъявленному предмету, подбор синонимов, антонимов, объяснение переносного значения слов, различие частей речи, оценка состояния грамматических операций).

В следующем блоке автор предлагает задания для определения способности чувства языка и лингвистического мышления. Проверяется способность понимания грамматического значения морфем в словах, а так же сформированность навыков словообразовательного анализа слов.

Последний этап предполагает определение актуального уровня сформированности орфографического навыка письма, предлагается проведение слуховых диктантов, вставление пропущенных букв, списывание текста, определение ошибок в письменных работах, а также поиск «ошибкоопасных» мест в тексте. Диктанты выполняются без предварительной подготовки, что позволяет получить более точные результаты. Благодаря этому можно оценить уровень освоения учащимися школьной программы, а так же выделить пробелы в её усвоении.

В пособии О. В. Елецкой и Н. Ю. Горбаческой «Коррекция дизорфографии у учащихся 5–6 классов» [2], помимо всех перечисленных блоков, на этапе диагностики авторы говорят о необходимости проведения обследования процесса чтения, а так же анализа письменных работ учащихся.

Таким образом, дизорфография — это сложное специфическое нарушение усвоения навыков орфографии у школьников. Дети с данным нарушением могут испытывать такие трудности, как выделение «опасного места» в словах, подбирать проверочное слово, применять правила на письме. Отмечается нарушение психических процессов, структура учебной деятельности, мотивация к изучению орфограмм.

При всей громоздкости существующих методик диагностики дизорфографии, правильным кажется изучение всех компонентов, влияющих на процесс освоения орфографии в средней и старшей школе. Очень важно проводить комплексную диагностику всех параметров, которые могут повлиять на усвоение ребенком орфографических правил, что, в свою очередь, поможет предотвратить неосвоение школьной программы обучающимися, а также их социальную дезадаптацию.

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова — Москва: МозаикаСинтез, 1999. — 270 с.
  2. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5–6 классов: Методические рекомендации и упражнения / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская — Москва: Школьная Пресса, 2003. — 64 с.
  3. Елецкая О. В. Методика диагностики дизорфографии у школьников: Учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. — 208 с.
  4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методического пособие/ А. Н. Корнев — Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 1997–286 с.
  5. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников/ Л. В. Венедиктова — Санкт-Петербург: Союз, 2001.
  6. Парамонова Л. Г. О дизорфографии/ Л. Г. Парамонова — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2021. — 224с.
  7. Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников / И. В. Прищепова, Р. И. Лалаева — Санкт-Петербург: СПбГУМ, 1999. — 36 с.
  8. Прищепова И. В. Диагностика дизорфографии у младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова — URL:https://vk.com (Дата обращения 13.12.2024).
  9. Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова — Санкт-Петербург: КАРО, 2006–240 с.
  10. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова — Москва: Владос, 1997. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, учащаяся пятая классов, учебная деятельность, блок, нарушение, орфографический навык письма, ребенок, слово, школьная программа.


Похожие статьи

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией

В статье раскрывается развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией. Рассмотрены исследования ученых по данной теме. Расписан корректирующий процесс.

Пропедевтика нарушений письма у старших дошкольников

В статье автор делится своим опытом работы по организации коррекционно-логопедической работы по пропедевтики дисграфии у старших дошкольников.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Диагностика ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста, а также диагностика ориентировки в пространстве с помощью методик.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются традиционные и современные подходы и методы в логопедической работе по преодолению дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях

Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Похожие статьи

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией

В статье раскрывается развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией. Рассмотрены исследования ученых по данной теме. Расписан корректирующий процесс.

Пропедевтика нарушений письма у старших дошкольников

В статье автор делится своим опытом работы по организации коррекционно-логопедической работы по пропедевтики дисграфии у старших дошкольников.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Диагностика ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста, а также диагностика ориентировки в пространстве с помощью методик.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются традиционные и современные подходы и методы в логопедической работе по преодолению дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях

Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Задать вопрос