Необходимость дополнительной профессиональной психологической подготовки для совершенствования деятельности следователей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 10.03.2025

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Чугунов, Д. К. Необходимость дополнительной профессиональной психологической подготовки для совершенствования деятельности следователей / Д. К. Чугунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123252/ (дата обращения: 01.05.2025).



В статье автор рассматривает необходимость дополнительной профессиональной психологической подготовки в деятельности следователей.

Ключевые слова: дополнительная психологическая подготовка, следователь.

Право и психология представляют собой две независимые дисциплины, однако у них есть много общего. В то время как психология стремится понять поведение людей, а право — регулировать его, обе области основываются на предположениях о том, что побуждает людей действовать тем или иным образом.

Рассмотрим и проанализируем психологическую деятельность в контексте следственных действий. Данная совокупность умственных и эмоциональных процессов, которые происходят в ходе взаимодействия следователя с участниками следственного процесса охватывает следующие процессы:

— когнитивные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, которые влияют на то, как следователь и участники воспринимают информацию;

— эмоциональные процессы: чувства, мотивации и эмоциональное состояние, которые могут влиять на поведение свидетелей и подозреваемых;

— социальные взаимодействия: коммуникация, влияние, доверие и манипуляция, которые происходят в ходе допросов и других следственных действий [2].

Структура психологической деятельности при производстве следственных действий может включать в себя следующие компоненты:

— подготовительный этап: анализ дела и сбор информации о свидетелях и подозреваемых, подготовка вопросов и выбор методов допроса;

— этап взаимодействия: проведение допросов и опросов с использованием различных техник взаимодействия. Также наблюдение за невербальными сигналами и эмоциональными реакциями участников;

— этап принятия решений: формирование выводов на основе собранной информации, разработка стратегии дальнейших действий в расследовании;

— этап обратной связи: оценка эффективности проведенных следственных действий, корректировка методов и подходов на основе полученного опыта [1].

Психологическая деятельность при производстве следственных действий играет ключевую роль в успешном результате расследования и установления истины. Понимание психологических аспектов взаимодействия между следователем и участниками процесса позволяет повысить эффективность допросов и улучшить качество собираемой информации. В данной статье предлагается на первое место при производстве следственных действий поставить именно коммуникативную компетенцию. Проведенный научный обзор [1,2,3,4] показал, что при расследовании преступлений, следователю нередко приходится сталкиваться с противодействием как со стороны подозреваемого, так и других участников процесса, включая специалистов-экспертов. Одним из важнейших аспектов, несомненно, является грамотное использование психологических компетенций для эффективного взаимодействия с сторонами уголовного дела. Также немаловажную роль играет психологическое состояние следователя при изучении места происшествия, предметов и документов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу [3].

Психологическая подготовленность следователя и его компетентность особенно на ранней стадии фиксации преступления играет первостепенную роль в дальнейшем раскрытии преступления. После совершенного преступления следователю необходимо сохранить место происшествия для получения доказательств и разработать четкий план расследования. Этот план должен быть направлен на формирование квалифицированных оснований для установления личности и ареста лиц, ответственных за совершение преступление. Важно, чтобы следователь не только собирал факты, но и анализировал их, выявляя ключевые моменты, которые могут помочь в раскрытии дела. Для успешного выполнения своих обязанностей следователям недостаточно только знаний уголовного права и криминалистики, необходимо развивать компетенции в психологических навыках и умениях. Дополнительная профессиональная психологическая подготовка для следователей является важным аспектом их работы и может значительно повысить качество и эффективность расследования. Рассмотрим несколько ключевых причин, почему такая подготовка необходима:

— Эффективная коммуникация. Психологическая подготовка помогает работникам следственных органов развивать навыки активного слушания, эмпатии и построения доверительных отношений с подозреваемыми и свидетелями. Это способствует более открытому общению и получения достоверной информации;

— Управление конфликтами. Знание психологических методов позволяет следователям лучше справляться с конфликтными ситуациями и эмоциональными реакциями участников процесса;

— Анализ поведения. Психологическая подготовка помогает следователям лучше понимать мотивацию и поведение людей, что позволяет более точно интерпретировать их слова и действия;

— Выявление лжи. Знание основных психологических признаков, указывающих на возможную ложь, может помочь следователям в выявлении истины и более эффективном проведении допросов;

— Управление стрессом. Следователи часто сталкиваются с эмоционально тяжелыми ситуациями. Психологическая подготовка может им развить навыки управления собственными эмоциями и стрессом, что, в свою очередь, способствует более рациональному принятию решений;

— Работа с эмоциями участников процесса. Понимание эмоционального состояния потерпевших, свидетелей и подозреваемых позволяет следователям более чутко и всесторонне подходить к их потребностям и состоянию, что может повысить эффективность следственных действий;

— Эффективное применение психологических методов допроса. Знание и умение применять различные тактики допроса (например, метод «сочувствующего допроса») позволяет следователям выбирать наиболее подходящие подходы в зависимости от конкретной ситуации и психотипа участника;

— Создание доверительной атмосферы. Психологическая подготовка помогает следователям создавать условия, способствующие сотрудничеству, что увеличивает вероятность получения необходимых показаний и свидетельств;

— Соблюдение прав человека. Психологическая подготовка включат в себя изучение этических норм и принципов, что помогает следователям действовать в рамках закона и уважать права всех участников процесса;

— Профилактика манипуляций. Понимание психологических аспектов взаимодействия позволяет следователям избегать манипуляторных техник, которые могут привести к нарушению прав обвиняемых. И также понимание этих аспектов поможет следователю избежать манипуляции со стороны подозреваемого [4].

Для улучшения компетенций следователей в области дополнительной психологической подготовки необходимо использовать разнообразные методы и инструменты. Рассмотрим основные инструменты и методы улучшения компетенций следователей:

— Обучающие курсы и тренинги. Которые включают в себя не только обучение основы взаимодействия с участниками, но и невербальную коммуникацию. Упражнения и техники для контроля стресса, эмоционального состояния и управление напряженными ситуациями;

— Симуляционные тренинги и «Кейс-стадии», которые позволят в рамках ролевой игры, тренировать навыки взаимодействия с свидетелями и подозреваемыми. Также рассматривать и анализировать ситуации из практики с акцентом на психологию поведения;

— Психологические тесты и анализ полученной обратной связи поможет в понимании сильных и слабых сторон конкретного сотрудника;

— Разработка программы наставничества позволит передавать знание и опыт от более опытных сотрудников. Например, в ситуации, когда менее опытный сотрудник следствия взаимодействует с подозреваемым, являющимся рецидивистом;

— Психологическое взаимодействие с профессиональным психологом с эмоциональными последствиями сложных дел;

— Самообучение и интеграция информационных технологий для тренировки навыков и компетенций без отрыва от основной работы.

Представленные выше инструменты и методы необходимо внедрять только при участии профессионального психолога. Также необходимо рассмотреть возможность включение данного работника в штатное расписание органов следствия. Дополнительная профессиональная подготовка следователей не только повышает их квалификацию, но и способствует более эффективному и гуманному подходу к расследованию уголовных дел, сохранения здоровья сотрудников, предотвращая нервные срывы сотрудников и профессиональное выгорание, а также приведет к более справедливому правосудию и повышению доверия общества к правоохранительным органам.

Литература:

1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для вузов/ Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк.— 3-е изд., испр. и доп.— М. Изд-во Юрайт, 2023.— 234 с.

2. Молоканова, А. В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России: дисс.... канд. психол. наук. — М., 2000.

3. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда: учебное пособие. — М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 2010–534 с.

4. Холина О. А. Основы психологической компетентности в профессиональной деятельности следователя: учебное пособие для вузов / О. А. Холина, Е. В. Казанцева, В. И. Мищенко.— М: Изд-во Юрайт, 2021.— 204 с.

Основные термины (генерируются автоматически): следователь, психологическая подготовка, действие, психологическая деятельность, участник процесса, дополнительная профессиональная психологическая подготовка, дополнительная психологическая подготовка, профессиональный психолог, психологический аспект взаимодействия, эмоциональное состояние.


Ключевые слова

следователь, дополнительная психологическая подготовка

Похожие статьи

Влияние психологической консультации на социальную жизнь

В данной статье речь идёт об обязанности консультанта в процессе психологической консультации, организации деятельности, о сотрудничестве с коллегами и представителями других отраслей по профессиональным вопросам в ведении деятельности.

Специальная оценка условий труда как вид изысканий производственной деятельности

В статье выявляется сущность специальной оценки условий труда как вида изысканий производственной деятельности.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя начальной военной подготовки

В данной статье рассматривается уровень психолого-педагогической подготовки учителя начальной военной подготовки на современном этапе развития системы образования.

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление

В статье представляются результаты исследования направленного на конкретизацию и дополнение определения понятия профессиональной психологической пригодности будущих офицеров. Авторы обосновывают актуальность проведения такого исследования, рассматрив...

Тренинг как социально-психологическое средство повышения стрессоустойчивости сотрудников организации

В данной статье рассмотрен тренинг, как социально психологическое средство повышения стрессоустойчивости сотрудников организации. Раскрыта сущность самих понятий «стресс», «стрессоустойчивость». Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, тренинг, т...

Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины

В статье рассмотрена педагогическая практика как одна из необходимых составляющих процесса становления будущего учителя. Раскрыта суть понятия «педагогическая практика» как способа изучения учебно-воспитательного процесса в школе на основе непосредст...

Похожие статьи

Влияние психологической консультации на социальную жизнь

В данной статье речь идёт об обязанности консультанта в процессе психологической консультации, организации деятельности, о сотрудничестве с коллегами и представителями других отраслей по профессиональным вопросам в ведении деятельности.

Специальная оценка условий труда как вид изысканий производственной деятельности

В статье выявляется сущность специальной оценки условий труда как вида изысканий производственной деятельности.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя начальной военной подготовки

В данной статье рассматривается уровень психолого-педагогической подготовки учителя начальной военной подготовки на современном этапе развития системы образования.

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление

В статье представляются результаты исследования направленного на конкретизацию и дополнение определения понятия профессиональной психологической пригодности будущих офицеров. Авторы обосновывают актуальность проведения такого исследования, рассматрив...

Тренинг как социально-психологическое средство повышения стрессоустойчивости сотрудников организации

В данной статье рассмотрен тренинг, как социально психологическое средство повышения стрессоустойчивости сотрудников организации. Раскрыта сущность самих понятий «стресс», «стрессоустойчивость». Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, тренинг, т...

Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины

В статье рассмотрена педагогическая практика как одна из необходимых составляющих процесса становления будущего учителя. Раскрыта суть понятия «педагогическая практика» как способа изучения учебно-воспитательного процесса в школе на основе непосредст...

Задать вопрос