В статье автор рассматривает необходимость дополнительной профессиональной психологической подготовки в деятельности следователей.
Ключевые слова: дополнительная психологическая подготовка, следователь.
Право и психология представляют собой две независимые дисциплины, однако у них есть много общего. В то время как психология стремится понять поведение людей, а право — регулировать его, обе области основываются на предположениях о том, что побуждает людей действовать тем или иным образом.
Рассмотрим и проанализируем психологическую деятельность в контексте следственных действий. Данная совокупность умственных и эмоциональных процессов, которые происходят в ходе взаимодействия следователя с участниками следственного процесса охватывает следующие процессы:
— когнитивные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, которые влияют на то, как следователь и участники воспринимают информацию;
— эмоциональные процессы: чувства, мотивации и эмоциональное состояние, которые могут влиять на поведение свидетелей и подозреваемых;
— социальные взаимодействия: коммуникация, влияние, доверие и манипуляция, которые происходят в ходе допросов и других следственных действий [2].
Структура психологической деятельности при производстве следственных действий может включать в себя следующие компоненты:
— подготовительный этап: анализ дела и сбор информации о свидетелях и подозреваемых, подготовка вопросов и выбор методов допроса;
— этап взаимодействия: проведение допросов и опросов с использованием различных техник взаимодействия. Также наблюдение за невербальными сигналами и эмоциональными реакциями участников;
— этап принятия решений: формирование выводов на основе собранной информации, разработка стратегии дальнейших действий в расследовании;
— этап обратной связи: оценка эффективности проведенных следственных действий, корректировка методов и подходов на основе полученного опыта [1].
Психологическая деятельность при производстве следственных действий играет ключевую роль в успешном результате расследования и установления истины. Понимание психологических аспектов взаимодействия между следователем и участниками процесса позволяет повысить эффективность допросов и улучшить качество собираемой информации. В данной статье предлагается на первое место при производстве следственных действий поставить именно коммуникативную компетенцию. Проведенный научный обзор [1,2,3,4] показал, что при расследовании преступлений, следователю нередко приходится сталкиваться с противодействием как со стороны подозреваемого, так и других участников процесса, включая специалистов-экспертов. Одним из важнейших аспектов, несомненно, является грамотное использование психологических компетенций для эффективного взаимодействия с сторонами уголовного дела. Также немаловажную роль играет психологическое состояние следователя при изучении места происшествия, предметов и документов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу [3].
Психологическая подготовленность следователя и его компетентность особенно на ранней стадии фиксации преступления играет первостепенную роль в дальнейшем раскрытии преступления. После совершенного преступления следователю необходимо сохранить место происшествия для получения доказательств и разработать четкий план расследования. Этот план должен быть направлен на формирование квалифицированных оснований для установления личности и ареста лиц, ответственных за совершение преступление. Важно, чтобы следователь не только собирал факты, но и анализировал их, выявляя ключевые моменты, которые могут помочь в раскрытии дела. Для успешного выполнения своих обязанностей следователям недостаточно только знаний уголовного права и криминалистики, необходимо развивать компетенции в психологических навыках и умениях. Дополнительная профессиональная психологическая подготовка для следователей является важным аспектом их работы и может значительно повысить качество и эффективность расследования. Рассмотрим несколько ключевых причин, почему такая подготовка необходима:
— Эффективная коммуникация. Психологическая подготовка помогает работникам следственных органов развивать навыки активного слушания, эмпатии и построения доверительных отношений с подозреваемыми и свидетелями. Это способствует более открытому общению и получения достоверной информации;
— Управление конфликтами. Знание психологических методов позволяет следователям лучше справляться с конфликтными ситуациями и эмоциональными реакциями участников процесса;
— Анализ поведения. Психологическая подготовка помогает следователям лучше понимать мотивацию и поведение людей, что позволяет более точно интерпретировать их слова и действия;
— Выявление лжи. Знание основных психологических признаков, указывающих на возможную ложь, может помочь следователям в выявлении истины и более эффективном проведении допросов;
— Управление стрессом. Следователи часто сталкиваются с эмоционально тяжелыми ситуациями. Психологическая подготовка может им развить навыки управления собственными эмоциями и стрессом, что, в свою очередь, способствует более рациональному принятию решений;
— Работа с эмоциями участников процесса. Понимание эмоционального состояния потерпевших, свидетелей и подозреваемых позволяет следователям более чутко и всесторонне подходить к их потребностям и состоянию, что может повысить эффективность следственных действий;
— Эффективное применение психологических методов допроса. Знание и умение применять различные тактики допроса (например, метод «сочувствующего допроса») позволяет следователям выбирать наиболее подходящие подходы в зависимости от конкретной ситуации и психотипа участника;
— Создание доверительной атмосферы. Психологическая подготовка помогает следователям создавать условия, способствующие сотрудничеству, что увеличивает вероятность получения необходимых показаний и свидетельств;
— Соблюдение прав человека. Психологическая подготовка включат в себя изучение этических норм и принципов, что помогает следователям действовать в рамках закона и уважать права всех участников процесса;
— Профилактика манипуляций. Понимание психологических аспектов взаимодействия позволяет следователям избегать манипуляторных техник, которые могут привести к нарушению прав обвиняемых. И также понимание этих аспектов поможет следователю избежать манипуляции со стороны подозреваемого [4].
Для улучшения компетенций следователей в области дополнительной психологической подготовки необходимо использовать разнообразные методы и инструменты. Рассмотрим основные инструменты и методы улучшения компетенций следователей:
— Обучающие курсы и тренинги. Которые включают в себя не только обучение основы взаимодействия с участниками, но и невербальную коммуникацию. Упражнения и техники для контроля стресса, эмоционального состояния и управление напряженными ситуациями;
— Симуляционные тренинги и «Кейс-стадии», которые позволят в рамках ролевой игры, тренировать навыки взаимодействия с свидетелями и подозреваемыми. Также рассматривать и анализировать ситуации из практики с акцентом на психологию поведения;
— Психологические тесты и анализ полученной обратной связи поможет в понимании сильных и слабых сторон конкретного сотрудника;
— Разработка программы наставничества позволит передавать знание и опыт от более опытных сотрудников. Например, в ситуации, когда менее опытный сотрудник следствия взаимодействует с подозреваемым, являющимся рецидивистом;
— Психологическое взаимодействие с профессиональным психологом с эмоциональными последствиями сложных дел;
— Самообучение и интеграция информационных технологий для тренировки навыков и компетенций без отрыва от основной работы.
Представленные выше инструменты и методы необходимо внедрять только при участии профессионального психолога. Также необходимо рассмотреть возможность включение данного работника в штатное расписание органов следствия. Дополнительная профессиональная подготовка следователей не только повышает их квалификацию, но и способствует более эффективному и гуманному подходу к расследованию уголовных дел, сохранения здоровья сотрудников, предотвращая нервные срывы сотрудников и профессиональное выгорание, а также приведет к более справедливому правосудию и повышению доверия общества к правоохранительным органам.
Литература:
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для вузов/ Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк.— 3-е изд., испр. и доп.— М. Изд-во Юрайт, 2023.— 234 с.
2. Молоканова, А. В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России: дисс.... канд. психол. наук. — М., 2000.
3. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда: учебное пособие. — М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 2010–534 с.
4. Холина О. А. Основы психологической компетентности в профессиональной деятельности следователя: учебное пособие для вузов / О. А. Холина, Е. В. Казанцева, В. И. Мищенко.— М: Изд-во Юрайт, 2021.— 204 с.