Разграничение классической и неклассической научной рациональности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.

Дата публикации: 11.03.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Тонких, А. А. Разграничение классической и неклассической научной рациональности / А. А. Тонких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123311/ (дата обращения: 03.04.2025).



В данной статье рассматриваются основные концепции научной рациональности в рамках классической и неклассической научной рациональности. Анализ проводится с учетом исследований известных ученых, чьи труды легли в основу учения о философии.

Ключевые слова: рациональность, классическая рациональность, неклассическая рациональность, концепция, научное познание, философия.

Рациональность как концепция охватывает множество аспектов, которые касаются разумности, логики и обоснованности наших суждений и действий. В самом общем смысле, рациональность можно определить как характеристику, которая оценивает суждения и действия с точки зрения их логичности, целесообразности и эффективности. Это понимание термина «рациональность» подразумевает, что действия должны быть не только логичными, но и экономически обоснованными и целесообразными.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту и ясность этого понятия, его применение на практике может вызывать множество споров и противоречий. В первую очередь, важно отметить, что в интуитивном восприятии рациональности часто происходит смешение понятий рассудочности и разумности. Например, можно действовать логично, следуя определенной последовательности действий, которые выглядят правильными с точки зрения рассудка, но при этом такие действия могут быть сомнительными с точки зрения истинного разума. То есть, можно эффективно и последовательно выполнять действия, которые, в конечном итоге, могут оказаться совершенно нецелесообразными.

Во-вторых, если определять рациональность как разумность, отделяя ее непосредственно от понятия «рассудительность», то появляется необходимость в учитывании оценки этих понятий и их разделении. В связи с этим, проявляется множество дискуссий и мнений, однако на существующий момент не имеется конкретных объективных мнений.

На основе этого П. П. Гайденко была предложена интерпретация понятия «научной рациональности». По данному мнению, к концу 19 века понятие разума принимает образ именно термина «научная рациональность». Хотя, опять же, в настоящий момент по-прежнему отсутствует объективная сторона данного мнения.

Классическая рациональность, которая доминировала в науке в период с XVII по XIX век, была направлена на достижение максимальной объективности и предметности в научном познании. На основе этого все объяснения и ее аспекты исключали привычное описание метода и субъекта в данном вопросе, сводя при этом все непосредственно к объективному смыслу данного вопроса. Он же подразумевал стремление понимания предмета исследования, который в свою очередь был независим от условий изучения.

Неклассическая рациональность, которая пришла на смену, на рубеже XIX и XX веков ознаменовала фундаментальные изменения в науке. Однако стоит отметить, что данный переход был основан на отсутствии мировоззренческих основ именно классического рационализма. Это же связано с развитием общества, поскольку классическая рациональность перестала объяснять новые открытия, которые, опять же, пришли на рубеже веков.

Неклассическая рациональность отошла от строгого фокусирования объективизма, уступая место мнению о центрировании взаимодействия между субъектом и объектом исследования.

Традиционные методы анализа, на которых воспитан современный разум, не всегда способны адекватно отразить суть неклассических подходов. Сложность анализа возникает из-за того, что логика, которая используется в этих подходах, значительно отличается от той, к которой мы привыкли. Важно обратить внимание на термин «неклассическая логика», который вызывает много вопросов и недоумений.

Следует напомнить, что парадоксы могут возникать и в рамках классической логики. Парадокс в теории появляется тогда, когда логические рассуждения, на первый взгляд, корректны, но приводят к противоречиям с теми утверждениями, которые ранее считались истинными. Такие парадоксы не являются чем-то необычным в научной практике.

В этом контексте парадокс может рассматриваться как стимул для научного прогресса. Он может стать катализатором инноваций в науке, что в конечном итоге приводит к «научной революции» и смене парадигмы. Кроме того, логики выделяют особый вид парадоксов, известный как семантический парадокс. Этот тип противоречия возникает из-за терминологической путаницы, которая знакома многим, кто занимается гуманитарными науками.

На основании представленного материала можно сделать несколько важных выводов относительно процесса формирования неклассической социологии, который происходит на фоне нового понимания рациональности. Неклассическая рациональность подразумевает возможность интеграции противоречивых и разнообразных теорий в обширный корпус научного знания, при этом не теряя при этом научной ценности. Важно отметить, что классическая философия познания, представленная, в частности, трудами Иммануила Канта, признала несостоятельность притязаний на научность социологического знания в целом.

Это связано с тем, что в рамках социологии невозможно достичь идеала непротиворечивости логических конструкций, что было основным аргументом Канта. С течением времени развитие наук о человеке и обществе стало направлено на преодоление авторитетных выводов Канта. Уже в рамках неокантианства были предложены различные решения, которые позволяли совместить «метафизический» предмет исследования с теоретическим подходом, что, в свою очередь, обеспечивало научность выводов.

Развитие гуманитарного и социального знания так или иначе способно решить проблему, разграничивая самые разные способы. Однако, именно среди социологов в настоящее время выражается необходимость в разграничении классической рациональности из дисциплинарных и методологических побуждений.

Неклассическая рациональность в свою очередь напротив, ознаменуется развитием ее в качестве науки, расширяясь в учебном арсенале. Однако, в настоящее время неклассическая рациональность не столь распространена, чтобы является полноценной дисциплиной среди социологов, но все же учитывается с учетом ее в качестве дополнения.

Литература:

1. Длугач Т. Б. Две концепции конструктивизма XVIII века (Кант, Фихте) // Философский журнал. 2016. Т. 9. № 1. С. 120–133.

2. Рахматуллин Р. Ю. Al-Ghazali's Gnoseology // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2015. № 5 (79). С. 147–156.

3. Рокмор Т. Кант о репрезентационизме и конструктивизме // Эпистемология & философия науки. 2005. № 1. С. 35–46.

4. Целищев В. В. «Вычислимость и доказательство // Философия науки. 2006. № 2 (29). С. 21.

5. Коплстон Ф. Некоторые размышления о логическом позитивизме // Коплстон Ф. История философии. ХХ век. М.: Центрполиграф, 2002. С. 34–54.

Основные термины (генерируются автоматически): неклассическая рациональность, рациональность, действие, конечный итог, мнение, научное познание.


Ключевые слова

концепция, философия, рациональность, научное познание, классическая рациональность, неклассическая рациональность

Похожие статьи

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Имплицитные концепции как предмет изучения психологической науки

В статье представлен теоретический анализ имплицитных теорий как конструкта обыденного сознания личности. В статье приводятся результаты теоретического анализа понятия имплицитная теория, а также понятий имплицитная концепция. Данная статья включает ...

Проблема определения понятия «культура»

В статье авторы пытаются понять, какова суть понятия «культура» в философии и как философия определяет это понятие, рассматривая работы известных философов.

Д. Деннет и конструктивная альтернатива эпифеноменализму

В статье раскрывается концепция самости американского философа Дэниела К. Деннета. Автором излагаются взгляды эпифеноменалистов и физикалистов на природу бытия и происхождения «цвета», а также обобщается дискуссионный материал по исследуемой теме. Ид...

Социальное неравенство в философии Вольтера и Рене Генона

В статье осуществляется сравнительный анализ взглядов Вольтера и Рене Генона в вопросе социального неравенства, формулируется вывод об их взаимосвязи и значении в современное время.

«Феноменологическая социология»: границы применимости

Статья посвящена рассмотрению проблемы идейного родства феноменологической социологии с некоторыми другими направлениями современного социально-философского дискурса.

Топологические практики в социально-гуманитарном знании

Статья посвящена анализу современных практик философской рефлексии. Топологический подход рассмотрен автором в контексте развития принципов постнеклассической рациональности. По мнению автора, реактуализация топологического подхода является важнейшим...

Законы и категории диалектики в практике современного врача

В статье авторы рассматривают связь законов и категорий диалектики в практике современного врача, основываясь на отечественных научных публикациях.

Философия скептицизма, вопрос восприятия мира человеком

В статье проводится анализ философии скептицизма в изложении различных мыслителей. Основное внимание уделяется гносеологическому вопросу. Также автор, проецируя скептический подход в трактовке философов на проблему отношения человека к различным явле...

Наука в обществе знания

В статье представлена попытка анализа трансформации института науки в связи со становлением общества знания. Рассматриваются зарубежные концепции социологии науки и социологии знания в контексте постнеклассической рациональности. Теряя монополию на р...

Похожие статьи

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Имплицитные концепции как предмет изучения психологической науки

В статье представлен теоретический анализ имплицитных теорий как конструкта обыденного сознания личности. В статье приводятся результаты теоретического анализа понятия имплицитная теория, а также понятий имплицитная концепция. Данная статья включает ...

Проблема определения понятия «культура»

В статье авторы пытаются понять, какова суть понятия «культура» в философии и как философия определяет это понятие, рассматривая работы известных философов.

Д. Деннет и конструктивная альтернатива эпифеноменализму

В статье раскрывается концепция самости американского философа Дэниела К. Деннета. Автором излагаются взгляды эпифеноменалистов и физикалистов на природу бытия и происхождения «цвета», а также обобщается дискуссионный материал по исследуемой теме. Ид...

Социальное неравенство в философии Вольтера и Рене Генона

В статье осуществляется сравнительный анализ взглядов Вольтера и Рене Генона в вопросе социального неравенства, формулируется вывод об их взаимосвязи и значении в современное время.

«Феноменологическая социология»: границы применимости

Статья посвящена рассмотрению проблемы идейного родства феноменологической социологии с некоторыми другими направлениями современного социально-философского дискурса.

Топологические практики в социально-гуманитарном знании

Статья посвящена анализу современных практик философской рефлексии. Топологический подход рассмотрен автором в контексте развития принципов постнеклассической рациональности. По мнению автора, реактуализация топологического подхода является важнейшим...

Законы и категории диалектики в практике современного врача

В статье авторы рассматривают связь законов и категорий диалектики в практике современного врача, основываясь на отечественных научных публикациях.

Философия скептицизма, вопрос восприятия мира человеком

В статье проводится анализ философии скептицизма в изложении различных мыслителей. Основное внимание уделяется гносеологическому вопросу. Также автор, проецируя скептический подход в трактовке философов на проблему отношения человека к различным явле...

Наука в обществе знания

В статье представлена попытка анализа трансформации института науки в связи со становлением общества знания. Рассматриваются зарубежные концепции социологии науки и социологии знания в контексте постнеклассической рациональности. Теряя монополию на р...

Задать вопрос