В настоящее время необходимость ранней профориентации обозначена как один из важных элементов социально-коммуникативного развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в мир экономических отношений, формирование разумных потребностей на основе соотношения желаний и возможностей семьи, развитие ценностного отношения к труду.
Профессиональная ориентация (далее — профориентация) — научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии.
Профориентация в ДОО — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого воспитанника для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Профориентация отличается от ранней профориентации, так как ранняя профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешному выбору профессии в будущем. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение — процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. И чтобы в 15–17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал, для чего он учится в школе. Именно поэтому необходимо начинать с дошкольного учреждения знакомство и погружение в мир профессий.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать ему о тех качествах характера, которые требует та или иная специальность, а начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей, ученых, артистов и т. д. Поэтому рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.
Во время бесед о профессиях рекомендуется использовать иллюстрации. В дни, предшествующие профессиональным праздникам, детям предлагают нарисовать ту или иную профессию.
Некоторые дети очень рано чувствуют свое призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вышивать, вязать. Мальчики — мастерить планеры, строить модели кораблей. Многие дети свободно и естественно держатся на сцене: любят петь, читать стихи, танцевать. Другие прекрасно рисуют.
В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольником с трудом взрослых изучали многие ученые. Е. А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество. Е. А. Алябьева считает, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. По мнению А. Н. Леонтьева, именно в старшем дошкольном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности.
В ФОП ДО задачи по трудовому воспитанию проходят через интеграцию всех образовательных областей.
Успех работы по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста зависит от материально-технической базы детского сада, сетевого взаимодействия с образовательными организациями, а также организованной работы с социальными партнерами.
Ни для кого не секрет, что поколение детей XXI века взрослеет намного стремительнее, чем его предшественники. Поэтому очень важным моментом в воспитании малышей является их разностороннее личностное развитие. Выявление и развитие творческих способностей детей, поддержка одаренных — одно из главных направлений в деятельности педагога. А как выявить талант на более ранних этапах, как увидеть творческий потенциал ребенка, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо:
— Наблюдать за ребёнком на занятиях и в игре, отмечая предпочитаемые виды занятий, самостоятельность творческого поиска, отношение к процессу творчества (эмоциональную окрашенность, увлечённость).
— Поощрять занятость в кружках, секциях. Чем больше ребёнок пробует себя в разных направлениях, тем больше он развивается.
— Мотивировать ребёнка участвовать в проектных работах, конкурсах, олимпиадах.
В организации деятельности ознакомления воспитанников с миром профессий применяются различные формы, приемы, формы и методы ознакомления с миром профессий. Но самым эффективным и глубоко раскрывающим суть профессии является полное «проживание» профессии. Чтобы «примерять» ту или иную профессии мы активно используем такую форму работы, как конкурсное движение.
Именно поэтому сегодня мы бы хотели рассказать о подготовке и об участии наших воспитанников в конкурсах. Кроме того, в отличие от занятий, которые проводятся с воспитанниками, конкурсы ориентированы на педагогов, которые обладают знаниями и опытом обучения. Поэтому, на наш взгляд, конкурс обязывает педагога, во-первых, иметь высокий уровень профессиональной компетентности, чтобы помочь воспитаннику не только подготовиться, но и выступить в конкурсе, во-вторых, отбирать самые актуальные и отработанные формы, методы, средства обучения, которые будут интересны воспитанникам, а в-третьих, усилить методический акцент в его содержании, чтобы помочь достичь наилучших результатов. Все описанное позволяет определить цель участия в конкурсе — создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов.
Конкурсы влияют не только на компетенцию педагогов, но и на компетенции воспитанников. А именно:
— стимулируют активность;
— пробуждают инициативность;
— способствуют самостоятельности;
— обогащают эмоциональную жизнь;
— способствуют формированию духовной культуры;
— развивают толерантность;
— открывают способность к саморазвитию;
— развивают сотрудничество, коммуникацию с педагогами;
— пробуждают интересы и способностей детей, творческую и социальную активности.
Конкурсы различаются по сфере детской деятельности, по форме организации, по месту проведения.
По сфере детской деятельности бывают творческие, продуктивные, исследовательские, проектные, интеллектуальные, которые преследуют различные цели и задачи воспитания и обучения.
Известно, что при выявлении индивидуальных творческих, познавательных, физических способностей необходимо не только их дальнейшее развитие, но и формирование способности использовать их. Поэтому можно утверждать, что детские конкурсные мероприятия и состязания являются и предпосылкой к развитию личностного потенциала ребенка, которое формирует его будущее.
Проявить свои способности и сделать первый шаг к достижению высоких целей поможет технология Конкурс для дошкольников. Данное мероприятие позволит ребенку раскрыться и приобрести уверенность в себе, что будет являться немаловажным фактором для его дальнейшего развития.
Опыт побед и поражений, который ребенок приобретает, становясь участником конкурсов, помогает выстроить представление о собственных возможностях и самоутвердиться. Но уверенности в знаниях недостаточно — важно, чтобы ребенок обладал психологической готовностью к участию в соревновательных и конкурсных мероприятиях.
Очень важно не навредить ребенку, а раскрыть его потенциал. Прежде всего необходимо определить все компоненты психологической готовности:
Поведенческий компонент — знание, что делать на конкурсном мероприятии, как готовиться.
Эмоциональный компонент — индивидуально-личностные особенности, отношение к конкурсу.
Когнитивный компонент — объём знаний ребенка, необходимый для участия в конкурсе.
Способность к саморегуляции — умения и навыки саморегуляции в период подготовки и участия в конкурсном мероприятии.
Социально-психологическая подготовка — важнейший этап, который нельзя пропускать, если дошкольник собирается принять участие в конкурсе или олимпиаде.
Таким образом участие воспитанников в конкурсах оказывает положительное влияние на их дальнейшее становление как разностороннего человека с активной жизненной позицией.
Способствует развитию целеустремлённости. Ребёнок учится ставить перед собой цели и стремиться достичь их.
Даёт стимул к дальнейшей самореализации. У ребёнка появляется желание искать новые возможности для улучшения своего уровня.
Даёт стимул к самообразованию. Наблюдая и слушая других участников, дети узнают новые произведения, упражнения, и у них возникает желание самостоятельно ознакомиться с ними.
Помогает ребёнку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью конкурсов дети могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового.
Способствует сплочению семьи. Родители помогают ребёнку, всей семьёй стремятся к победе, участвуют в совместной деятельности.
Литература:
1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка/ Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина //Дошкольное воспитание, 2009. — № 6. — с.66–70
2. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая, 2005.
3. Шорыгина Т. А. Профессии . Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2017
4. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. Сфера, 2024 год.