Авторитарный стиль управления и его влияние на психологический климат в коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.

Дата публикации: 13.03.2025

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, Е. А. Авторитарный стиль управления и его влияние на психологический климат в коллективе / Е. А. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123334/ (дата обращения: 01.05.2025).



В данной статье исследуется влияние авторитарного стиля управление на психологическое здоровье персонала и психологический климат в коллективе.

Авторитарный стиль управления представляет собой одну из наиболее обсуждаемых и противоречивых тем в области менеджмента, организационного поведения и психологии. В условиях современного мира, где организации сталкиваются с множеством вызовов, таких как быстро меняющаяся экономическая среда, глобализация, технологические инновации и необходимость быстрой адаптации к новым условиям, понимание различных стилей управления становится особенно актуальным. Авторитарный стиль, характеризующийся жесткой и централизованной властью, вызывает интерес как у исследователей, так и у практиков, поскольку его применение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для организаций и их сотрудников.

Авторитарный стиль управления имеет глубокие исторические корни. Он стал предметом изучения еще в 1930-х годах, когда Курт Левин и его коллеги начали исследовать динамику лидерства. Эксперименты, проведенные с участием подростков, показали, что авторитарные лидеры устанавливают строгие границы и контроль, в то время как группы под их руководством демонстрируют высокую производительность в условиях четких указаний и дисциплины.

Данная доминанта в управлении проявляется в форме жесткого контроля со стороны лидера и высокой степени зависимости подчиненных от него. Как писали исследователи, авторитарный стиль можно сопоставить с диктатурой, подразумевающей абсолютную власть, зачастую не допускающую никаких альтернативных мнений. В этом контексте важно отметить, что авторитарные лидеры наказывают за нарушения дисциплины и действуют с жесткой уверенностью в своей правоте. Это создает вокруг них атмосферу страха, что может временами приводить к высокому уровню производительности, однако в долгосрочной перспективе затормаживает развитие команды и ее эффективность.

Авторитарный стиль управления нередко подвергается критике. Исследования показывают, что такая форма лидерства может привести к негативным последствиям в коллективе, включая снижение доверия, креативности и вовлеченности сотрудников. В результате такой подход может создавать атмосферу токсичности и напряженности, когда подчиненные лишь «исполняют» указания, не видя смысла в своей работе. В долгосрочной перспективе это может приводить к высокому уровню текучести кадров и снижению общего уровня удовлетворенности внутри организации.

Авторитарный стиль управления характеризуется минимальной степенью готовности, с которой руководитель делегирует свои полномочия, его стремлением достичь цели любой ценой, не оказывая никакого доверия сотрудникам.

При авторитарном стиле управления всегда происходит единоличное принятие решений, которые доводятся до подчиненных через команду или приказ. Распределение ответственности полностью находится в руках руководителя, может допускаться инициатива со стороны подчиненных. При подборе кадров, основной упор делается на устранение сильных конкурентов, принятие решения о приёме на работу и увольнении происходит единолично. Авторитарный руководитель уверен в том, что все знает сам, мотивирует и стимулирует сотрудников чаще всего материально и через страх. Отношение к коллективу по настроению или нервное, жесткое и формальное отношение к дисциплине, также сотрудники находятся под постоянным и неусыпным контролем. Авторитарный руководитель по большей части не общителен, держит дистанцию, может нарушать личные границы.

На практике авторитарный менеджмент проявляется в том, что все распоряжения исходят от руководства, и подчиненные обязаны их исполнять. Необходимо отметить, что такая система не только организует работу, но и может привести к ряду негативных последствий, включая эмоциональное напряжение среди сотрудников и отсутствие доверия к управлению. Если руководство не стремится к сотрудничеству и не учитывает мнения команды, это может вызвать снижение мотивации и даже текучесть кадров.

Кроме того, данный стиль управления, как правило, не способствует формированию доверительных отношений между руководителем и подчиненными. Авторы, рассматривающие авторитарный подход, подчеркивают, что он не подходит всем и может усугублять ситуации, требующие коллективного обсуждения и креативного подхода. Применение авторитарного стиля в таких случаях почти всегда приводит к ухудшению морального духа в коллективе и затрудняет достижение общих целей.

Авторитарный стиль управления, сопровождается значительными недостатками, которые могут оказать негативное влияние на организацию и её сотрудников. Один из основных минусов заключается в отсутствии инициативы сотрудников. В условиях жесткой иерархии подчинённые зачастую ощущают себя недооценёнными и не могут вносить вклад в принятие решений, что ведёт к их пассивности и снижению вовлечённости в рабочие процессы. Исследования показывают, что когда работники не имеют свободного доступа к участию в управлении, это приводит к значительному снижению их мотивации и удовлетворённости трудом.

Следующим аспектом является низкий уровень мотивации. Работники, работающие под авторитарным руководством, могут начать воспринимать свою работу лишь как рутинную обязанность, что не способствует появлению интереса и желания развиваться. Если их усилия не признаются и не получают поощрения, это может приводить к отчуждению и апатии, что в итоге негативно сказывается на общей производительности.

Недостаток креативности становится ещё одной проблемой. Механизмы, которые подавляют инициативу и инновации, препятствуют генерированию новых идей. В атмосфере, где факторы, способствующие креативному мышлению, игнорируются, снижается общий творческий потенциал команды. Работники могут начать бояться ошибаться и опасаться высказывать свои мнения, что ведет к стагнации.

Постоянная изоляция сотрудников от процесса принятия решений приводит к снижению их вовлеченности и к снижению психологического климата в коллективе. Б. Д. Парыгин считает, что психологический климат — это мощнейший фактор, который влияет на мотивацию коллектива.

Психологический климат — это обобщенность социальных явлений и психологических процессов, которые протекают внутри организации.

Таким образом, при выборе авторитарного стиля управления, нужно понимать и оценивать риски, связанные с тем, что спустя какое -то время, руководитель получит совершенно безразличный к рабочим процессам коллектив, с увеличением больничных листов и как следствие — текучестью кадров.

Литература:

  1. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Культура, 2019.
  2. Платонова К. К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Инфра-М, 2017.
  3. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Просвещение, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): авторитарный стиль управления, авторитарный стиль, психологический климат, авторитарный руководитель, долгосрочная перспектива, коллектив, сотрудник, текучесть кадров.


Похожие статьи

Влияние цифровизации общества на детско-родительские взаимоотношения

В статье автор рассматривает особенности изменения детско-родительских отношений под влиянием цифровизации общества. Изучен уровень тревожности родителей по этому вопросу и их мнение о влиянии технологий на психологический климат в семье.

Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством

В данной статье будут рассмотрены способы и инструменты управления качеством, их роль в процессах на производстве и решаемые с помощью них задачи.

Особенности коммуникативной стратегии воздействия на адресата в рамках устного медицинского дискурса

В статье представлены результаты исследования устного медицинского дискурса с точки зрения анализа коммуникативной стратегии воздействия на психологическое и эмоциональное состояние пациента.

Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп

В данной статье рассматриваются понятия «возрастные стереотипы» и «эйджизм». А также проанализировано влияние эйджизма на старшие возрастные группы и проявление его в межличностном общении и различных сферах жизни.

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в условиях дистанционного формата

В данной статье рассматриваются основные функции социального педагога в школе, а также изменение функционала в формате дистанционного образования. В статье поднимается вопрос взаимодействия социального педагога с классным руководителем на фоне глобал...

Современный фитнес: его польза и влияние на мотивацию к занятиям физической культурой

Статья посвящена теме влияния современных подходов в фитнесе на физическое развитие человека, а также описано влияние такой модели, как фитнес-марафон, на мотивацию к занятиям физической культурой.

Отражение эйджизма на социальном самочувствии пожилых людей

В данной статье рассматриваются понятия «социальное самочувствие» и «эйджизм». Также проанализировано отражение эйджизма на социальное самочувствие пожилых людей и проявление его в разных формах и сферах жизни.

Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты, отражающие развитие биологической регуляции ребенка под влиянием поведения родителей и типа воспитания, которое они получают в процессе взросления.

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Статья посвящена раскрытию влияния характера детско-родительских отношений на развитие одаренности ребенка. Анализируется сущность и основные параметры детско-родительских отношений, позитивно влияющих на формирование одаренности.

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Похожие статьи

Влияние цифровизации общества на детско-родительские взаимоотношения

В статье автор рассматривает особенности изменения детско-родительских отношений под влиянием цифровизации общества. Изучен уровень тревожности родителей по этому вопросу и их мнение о влиянии технологий на психологический климат в семье.

Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством

В данной статье будут рассмотрены способы и инструменты управления качеством, их роль в процессах на производстве и решаемые с помощью них задачи.

Особенности коммуникативной стратегии воздействия на адресата в рамках устного медицинского дискурса

В статье представлены результаты исследования устного медицинского дискурса с точки зрения анализа коммуникативной стратегии воздействия на психологическое и эмоциональное состояние пациента.

Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп

В данной статье рассматриваются понятия «возрастные стереотипы» и «эйджизм». А также проанализировано влияние эйджизма на старшие возрастные группы и проявление его в межличностном общении и различных сферах жизни.

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в условиях дистанционного формата

В данной статье рассматриваются основные функции социального педагога в школе, а также изменение функционала в формате дистанционного образования. В статье поднимается вопрос взаимодействия социального педагога с классным руководителем на фоне глобал...

Современный фитнес: его польза и влияние на мотивацию к занятиям физической культурой

Статья посвящена теме влияния современных подходов в фитнесе на физическое развитие человека, а также описано влияние такой модели, как фитнес-марафон, на мотивацию к занятиям физической культурой.

Отражение эйджизма на социальном самочувствии пожилых людей

В данной статье рассматриваются понятия «социальное самочувствие» и «эйджизм». Также проанализировано отражение эйджизма на социальное самочувствие пожилых людей и проявление его в разных формах и сферах жизни.

Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты, отражающие развитие биологической регуляции ребенка под влиянием поведения родителей и типа воспитания, которое они получают в процессе взросления.

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Статья посвящена раскрытию влияния характера детско-родительских отношений на развитие одаренности ребенка. Анализируется сущность и основные параметры детско-родительских отношений, позитивно влияющих на формирование одаренности.

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Задать вопрос