В статье авторы исследуют социально-экономическое положение и идентичность Краснодара. Особое внимание уделено разработке авторской концепции территориального бренда, которая акцентирует внимание на уникальность Краснодара как центра агропромышленности и инновационных технологий.
Ключевые слова: территориальный брендинг, Краснодар, Кубань, внутренний туризм, брендинг.
Краснодар находится в южной части Восточно-Европейской равнины на Кубано-Приазовской низменности, на юге граничит с Адыгеей. Расположен почти в центре Краснодарского края, в южной части Прикубанской равнины, в долине реки Кубани (на правом, высоком берегу), то есть, геоморфологически, на пойме и надпойменной террасе. Рельеф Краснодара спокойный, ровный, имеет ровный уклон к северо-западу [1, с. 192]. С севера на юг (в границах городской черты) Краснодар протянулся на 20,6 км, а с востока на запад — на 30,1 км. Занимаемая площадь — 294,91 км² [2].
На 1 сентября 2024 численность населения Краснодара составляет 1 243 839 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет — 102 075 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет — 120 727 человек, молодежи от 18 до 29 лет — 122 516 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет — 439 600 человек, пожилых людей от 60 лет — 222 802 человека, а долгожителей Краснодара старше 80 лет — 14 308 человек [3].
Уровень образования жителей Краснодара: высшее образование имеют 23.3 % (238 133 человека), неполное высшее — 2.5 % (25 551 человек), среднее профессиональное — 35.8 % (365 886 человек), 11 классов — 18.0 % (183 965 человек), 9 классов — 8.7 % (88 916 человек), 5 классов — 7.0 % (71 542 человека), не имеют образования — 0.6 % (6 132 человека), неграмотные — 0.1 % (1 022 человека).
В агропромышленный комплекс города Краснодара входит 17 крупных сельскохозяйственных предприятий, более 513 крестьянских (фермерских) хозяйств и 16 тысяч личных подсобных хозяйств. Площадь сельскохозяйственных земель занимает около 45 тысяч гектаров. Пищевая и перерабатывающая промышленность Краснодара представлена 86 крупными, средними и малыми предприятиями [4].
На апрель 2024 года объем базовых отраслей деятельности за первые два месяца превысил 141,2 млрд рублей, что выше уровня аналогичного периода 2023 года почти на четверть — 23,3 %. Наибольший объем пришелся на предприятия розничной торговли (87,3 млрд рублей, +21,3 %) и промышленного комплекса (38,2 млрд, +6,8 %) [5, с. 66].
Также, согласно Стратегии развития Краснодара до 2030 года, планируется раскрыть город в четырех ключевых тезиса:
Город
Умный, устойчивый и человекоориентированный город с постиндустриальной экономикой, успешно конкурирующий за таланты с лучшими городами РФ благодаря комфортным условиям для жизни и работы.
Экономика
Центр Южного полюса роста, развивающийся за счет интенсивного увеличения роли инновационной промышленности, креативных индустрий и событийного туризма, лидер в области разработки агротехнологий. Город, понятный для инвесторов, с диверсифицированной экономикой и полноценной инновационной экосистемой.
Городская среда
Город с комфортной для всех социальных классов городской и транспортной средой, построенной на принципах умного и устойчивого города, чистый и здоровый город с благоприятной экологией.
Социальная сфера и человеческий капитал
Город, ориентированный на привлечение качественного человеческого капитала из других городов и способный взращивать собственные таланты. Город с удобной и доступной социальной инфраструктурой и качеством жизни, сопоставимым с лучшими городами Российской Федерации.
У города Краснодара есть потенциал в развитии стабильного успешного бренда и у города был такой опыт. В 2024 году был разработан туристический бренд города под названием «Встречаемся в Краснодаре», который был презентован на международной выставке «Россия».
«Встречаемся в Краснодаре» — слоган, в основе которого лежит условное приглашение гостей в солнечный город. Буква «К» символизирует название города, а 16 лучей, расположенные по кругу, — многочисленные возможности самого молодого города-миллионника в РФ, а также гостеприимство и колорит многонациональной столицы Кубани. Новый символ Краснодара и слоган «Встречаемся в Краснодаре» активно используется в мерче, сувенирной продукции, а также его взяли на вооружение предприятия и организации города. Например, туристическим автобусам по инициативе городских властей предоставляются бесплатные места на парковках в центре города, маркированных логотипом.
С учетом Стратегии развития и опыта брендинга, авторами была разработана новая концепция продвижения территориального бренда города Краснодара. Для разработки авторской концепции было проведено исследование целевой аудитории. В ходе работы было выделено три сегментов, таких как: местные жители, туристы и представители делового сообщества. Для местных жителей акцент предлагается сделать на поддержке и развитии местной сельскохозяйственной отрасли, тогда как для туристов в центре внимания окажутся культурные мероприятия, связанные с агропромышленностью. Для делового сообщества ключевым аспектом станут инвестиционные возможности и деловые события.
Авторами была разработана концепция, в основе которой лежит создание образа города, как главного высокотехнологичного центра аграрной культуры. Здесь жители и работники города смогут развивать сельское хозяйство благодаря инновационным технологиям и высококвалифицированным кадрам. Краснодар станет точкой сосредоточения самых лучших ученых и центром передовых технологий аграрной промышленности. Новый Краснодар перестанет восприниматься как просто туристический город. В основу концепции заложен новый, свежий взгляд на этот город. Теперь столица Кубани будет ассоциироваться с будущим, с прогрессивным развитием и наукой.
Для брендирования территории был создан следующий логотип: «Краснодар — шагая по инновационной земле». Данный логотип позволяет отобразить главную идею концепции: Краснодар не просто город с развитым сельским хозяйством, а город, где каждый человеческий шаг означает прогресс, движение вперед, и пронизан новшеством. Куда бы ты ни ступил — ты либо окажешься на пропаханной роботизированной техникой земле, либо упрешься в научный центр.
В основу визуальной символики города легли несколько важных смысловых элемента:
- Кривая — она отображает сразу два смысла: развитие и горы Краснодарского края.
- Буквы в виде шпилей — они символизируют пиковые точки.
Рис. 1. Разработанный авторский логотип для г. Краснодара
В логотипе визуальные элементы взаимосвязаны и отражают идею концепции: Краснодар — город, в котором переплетены наука, сельское хозяйство и современность. «Шпили» букв подчеркивают рост города, опускаясь на наивысшие точки гор, которые, в свою очередь, отражают как прогресс, так и живописные и могучие горы края.
Для данного логотипа был выбран лаконичный шрифт Kankin. Он достаточно прост, однако, на подсознательном уровне он вызывает ощущение простоты и доступности, что символизирует открытость и понятность города для всех людей.
Что касается цветовой гаммы, основной цвет, — ярко-оранжевый. Он символизирует теплоту и красочность солнечного города. Такой цвет в композиции привлекает к себе внимание и «согревает». Следующий цвет — желтый. Он, конечно, символизирует яркое солнце, которое светит 300 дней в году в Краснодаре. При взгляде на данное сочетание цветов у людей появляются эмоции радости за счет ярких цветов. Последний цвет — коричневый. Он отражает основную суть дескриптора — землю, на которой взращиваются самые качественные продукты. Также этот цвет символизирует высокие горы края.
В соответствии с общим обликом города Краснодара — прогрессивным, современным, авторами также были выбраны несколько точек контакта с аудиторией: карта парка в Краснодаре, урна, указатели, автобусная остановка, лавочка и нумерация дома. Минималистично выполненный дизайн впишется в любое поле для информации, при этом он будет выделяться среди других визуальных «пятен» в городе, что лишний раз подчеркнет яркость города и его современность.
Рис. 2. Варианты интеграции дизайна в городскую среду
В заключение можно сделать вывод о том, что Краснодар является городом с большим потенциалом для развития города как центра сельскохозяйственной деятельности, который будет привлекать туристов симбиозом инновационных технологий и аграрной отраслью. Разработанная авторская концепция поможет закрепить бренд города Краснодара и покажет его с новой, свежей стороны. Благодаря новой концепции город привлечет большое количество туристов и инвесторов, что положительно скажется на имидже и экономике города.
Литература:
- Государственный комитет СССР по гидрометеорологии / Северо-Кавказское территориальное управление по гидрометеорологии / Климат Краснодара / — Л.: 1990. / http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/img-125151656.pdf.
- Описание местоположения границ / Граница населенного пункта — город Краснодар муниципального образования г. Краснодар Краснодарского края / 2020 / https://fgistp.economy.gov.ru/files/0370100002020302202003262/fQoEaVQ.pdf.
- Аналитические данные о зарплатах, населении, ценах, рынке труда в России и мире / Краснодар / https://bdex.ru/naselenie/krasnodarskiy-kray/krasnodar/.
- Инвестпортал Краснодара / Социально-экономическое положение / https://invest.krd.ru/ru/o-krasnodare/sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie/.
- Развитие территориального бренда Ростовской области РФ как центра семеноводства / О. А. Васильева, Д. О. Ямпольская // Экономические и гуманитарные науки. — 2018 — № 7(318).