Рождение первого ребенка является знаковым событием, обуславливающим кардинальную реструктуризацию жизненного уклада молодой семьи. Переход к родительству сопровождается множеством объективных и субъективных трудностей, с которыми сталкиваются супруги, что зачастую приводит к переживанию ими состояния повышенного стресса. Успешность адаптации родителей к новым условиям жизни и эффективность их совладания со стрессовыми ситуациями в значительной степени определяется комплексом личностных особенностей [1].
Родительская роль, как и любая другая, требует адаптации. По мере взросления ребенка накапливаются трудности с его воспитанием; если ребенок в семье не один, к этому могут добавиться и вопросы, связанные с взаимодействием детей, распределением времени и заботы. Перед родителями стоит задача интеграции собственного опыта детства, семейных традиций и установок с современными представлениями о воспитании, а также с индивидуальными особенностями детей. Комплекс переживаний и состояний, вызванный разнообразными трудностями родительской роли, обозначают родительским стрессом, который может проявиться уже на ранних этапах родительства, особенно у матерей.
Родительский стресс, с точки зрения Р. Абидина, — это негативная реакция в отношении себя и/или ребенка, возникающая при оценке уровня загруженности родительской ролью, а также нарушение баланса между восприятием требований родительства и существующих ресурсов для решения задач родительства. Близкое определение предложил K. Дитер-Деккард: родительский стресс переживается в форме негативных чувств по отношению к себе и к ребенку/детям, и эти чувства напрямую связаны с требованиями родительства». По мнению последнего, родительский стресс возникает в случае ощущения родителями недостатка ресурсов для исполнения требований родительской роли и сложностей с адаптацией к ней и в разной степени свойственен всем родителям [2].
Одним из ключевых личностных факторов, опосредующих восприятие и переживание родительского стресса, выступают характерологические черты матерей и отцов. Согласно исследованиям, родители с высоким уровнем нейротизма, тревожности, эмоциональной нестабильности и пессимистического атрибутивного стиля более уязвимы к состоянию дистресса в период адаптации к родительству. Они склонны воспринимать рядовые трудности ухода за ребенком как чрезмерно угрожающие, переживать чувство беспомощности и неуверенности в собственных воспитательных компетенциях. В свою очередь, родители с выраженными экстраверсией, эмоциональной устойчивостью и оптимизмом демонстрируют более эффективные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями, что позволяет им успешнее адаптироваться к новым условиям жизни [3].
Не менее значимую роль в переживании родительского стресса играют особенности самосознания супругов. Так, родители с низкой самооценкой, внешним локусом контроля и сомнениями в собственной эффективности как воспитателей отличаются повышенной тревожностью, чувством беспомощности и неспособностью справляться с возникающими трудностями. В противоположность этому, родители с высокой самооценкой, ощущением внутреннего контроля над ситуацией и уверенностью в своих родительских компетенциях, как правило, более устойчивы к состоянию дистресса [3].
Важное значение для совладания со стрессом имеют также психологические защитные механизмы, к которым прибегают молодые родители. Так, использование зрелых, «взрослых» защит, таких как рационализация, юмор и позитивная переоценка ситуации, способствует успешной адаптации к новой жизненной роли. В то же время преобладание инфантильных защитных стратегий, направленных на избегание или отрицание проблемы, ограничивает возможности родителей эффективно справляться со стрессовыми переживаниями [5].
Наряду с личностными чертами, значимую роль в совладании молодых родителей со стрессовыми ситуациями играют особенности их самосознания, в частности, самооценка, ощущение самоэффективности и локус контроля [4]. Родители с преобладанием экстернального локуса контроля, приписывающие причины происходящих событий внешним обстоятельствам, отличаются повышенной тревожностью, восприятием себя как беспомощных жертв ситуации и, как следствие, малоэффективными способами совладания с родительским дистрессом. В то же время лица с интернальным локусом контроля, склонные принимать ответственность за результаты своих действий, демонстрируют более продуктивные модели поведения в стрессовых ситуациях, связанных с воспитанием ребенка.
Самооценка как ценностное отношение личности к себе выступает важным предиктором родительского стресса. Родители с низкой самооценкой, как правило, менее уверены в своих воспитательных компетенциях и склонны воспринимать повседневные трудности ухода за ребенком как чрезмерно угрожающие, что закономерно приводит к повышенному уровню тревоги и чувству беспомощности. В противоположность этому, родители с высокой самооценкой демонстрируют более оптимистичный взгляд на воспитание ребенка и продуктивные стратегии совладания с родительским стрессом [5].
Наряду с самооценкой и локусом контроля, важную роль в переживании родительского стресса играет ощущение самоэффективности — убежденность личности в своей способности успешно справляться с поставленными задачами. Родители, уверенные в своих компетенциях как воспитателей, более активно прибегают к проблемно-ориентированным стратегиям совладания, что способствует их эффективной адаптации к новым условиям жизни и снижению уровня переживаемого ими стресса. Напротив, родители, сомневающиеся в собственной эффективности, склонны к пассивным, эмоционально-ориентированным способам преодоления трудностей, что ограничивает их возможности успешно адаптироваться к родительству.
Одним из ключевых личностных факторов, определяющих специфику переживания молодыми родителями стресса, связанного с адаптацией к новой жизненной ситуации, выступают психологические защитные механизмы, к которым они прибегают в сложных ситуациях [6].
Согласно теории Анны Фрейд, психологические защиты представляют собой неосознаваемые регуляторные процессы, направленные на снижение психической напряженности и поддержание целостности Я-концепции личности. В контексте переживания родительского стресса защитные механизмы могут выступать как продуктивными, так и непродуктивными средствами совладания с возникающими трудностями [7].
Использование зрелых, «взрослых» защит, таких как рационализация, юмор и позитивная переоценка ситуации, способствует более успешной адаптации родителей к новой жизненной роли. Эти защитные стратегии позволяют им более реалистично воспринимать и оценивать возникающие проблемы, сохранять оптимизм и находить конструктивные решения. В то же время преобладание инфантильных, незрелых защитных механизмов, направленных на избегание или отрицание проблемы (вытеснение, регрессия, проекция), ограничивает возможности родителей эффективно справляться со стрессовыми переживаниями, связанными с уходом за ребенком.
Так, родители, прибегающие к защитам отрицания или проекции, склонны приписывать причины возникающих трудностей внешним факторам, таким как характер ребенка или обстоятельства, воспринимая себя как беспомощных жертв ситуации. Это, в свою очередь, способствует развитию у них чувства тревоги, беспомощности и пессимистического отношения к воспитательному процессу [8]. В противоположность этому, использование зрелых защитных механизмов, таких как рационализация и юмор, позволяет родителям более адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, сохранять самообладание и находить конструктивные способы решения насущных проблем, что создает предпосылки для их успешной адаптации к родительству [9].
Наряду с личностными характеристиками, специфика переживания молодыми родителями стресса, связанного с адаптацией к новой жизненной ситуации, определяется комплексом социально-средовых факторов. Ключевую роль среди них играет наличие или отсутствие окружающей социальной поддержки, оказываемой как близкими, так и профессиональными помощниками. Одним из важнейших внешних ресурсов, способствующих успешной адаптации родителей к воспитанию ребенка, выступает их социальное окружение. Поддержка супруга, родителей, родственников и друзей, выражающаяся в эмоциональной заботе, практической помощи и информационном обеспечении, создает для молодых матерей и отцов благоприятные условия для совладания с трудностями периода ранней родительской социализации [10].
Наряду с социально-экономическим статусом семьи, значимым средовым фактором, влияющим на особенности переживания молодыми родителями стресса, связанного с уходом за ребенком, выступает характер сложившихся в семье детско-родительских и супружеских отношений.
Родители, обладающие позитивным эмоциональным фоном взаимодействия с ребенком, характеризующимся взаимопониманием, доверием и принятием, демонстрируют более низкие показатели родительского стресса по сравнению с родителями, чьи детско-родительские отношения отличаются конфликтностью, эмоциональной отстраненностью и отвержением. Родители, избегающие тесного эмоционального контакта с ребенком или испытывающие трудности в понимании его потребностей и интересов, склонны воспринимать воспитание как источник постоянного напряжения и неудовлетворенности, что усугубляет их переживание стресса [11].
Не меньшее значение для успешной адаптации родителей к новым жизненным условиям имеет и качество их супружеских отношений. Исследования показывают, что родители, удовлетворенные своим браком, характеризующимся высокой степенью взаимопонимания, поддержки и сплоченности, демонстрируют более низкий уровень стресса, связанного с уходом за ребенком, по сравнению с родителями, чьи супружеские отношения отличаются конфликтностью, недостатком эмоциональной близости и отсутствием согласованности в воспитательных позициях. Конструктивное разрешение супружеских разногласий и совместное преодоление трудностей, связанных с уходом за ребенком, позволяет родителям ощущать себя более защищенными и компетентными в воспитательном процессе, что создает предпосылки для успешной адаптации к родительству.
Литература:
- Одинцова О. Ю. Трансформации современного родительства: психологические аспекты: монография: 16+ / О. Ю. Одинцова, Ю. В. Мисиюк; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Костромской государственный университет. — Кострома: КГУ, 2022. — 238 с.
- Рожкова Л. В., Дубина А. Ш. Семейные ценности современной молодежи //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2023. — Т. 23. — №. 2. — С. 138–142.
- Анциферов Е. Е. Личностные факторы, влияющие на эффективность совладания со стрессом //Вестник науки. — 2023. — Т. 3. — №. 9 (66). — С. 202–217.
- Ершенко И. Д. Психологические механизмы адаптации к стрессу: копинг-стратегии и психологические защиты //система научных ценностей российского общества. — 2024. — С. 242.
- Нартова-Бочавер С. К. Аутентичность личности как предиктор совладания со стрессом и возможный эффект стресса //Человек. — 2023. — Т. 34. — №. 4. — С. 128–148.
- Ершенко И. Д. Психологические механизмы адаптации к стрессу: копинг-стратегии и психологические защиты //система научных ценностей российского общества. — 2024. — С. 242.
- Абдурахманова А. Т. Бессознательные психологические реакции как проявление защитных механизмов в психологии //Academic research in educational sciences. — 2022. — Т. 3. — №. 6. — С. 309–317.
- Греков И. В., Муравьева А. С. Феномен трансформационной игры //человек. — №. 1. — С. 27–34.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 08.10.2020)
- Юмкина Е. А. Социальная психология семейных отношений //Социальная психология. Традиции и современность. — 2020. — С. 142–163.
- Любушина А. А., Савенышева С. С. Феномен родительского стресса: обзор зарубежных концепций //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. — 2023. — Т. 12. — №. 2 (46). — С. 123–136.