Взаимодействие следователя и оперативно-разыскных органов (далее — органов, осуществляющих ОРД) является важным элементом в процессе раскрытия и расследования преступлений. Данное взаимодействие регулируется законодательством и направлено на эффективное использование возможностей как следственных, так и оперативных методов работы.
По мнению А. А. Воропаева, «взаимодействие следователя и органов дознания — это основанная на законах, ведомственных и межведомственных нормативных актах согласованная по месту, времени и целям совместная деятельность следователя и органов дознания по выполнению задач уголовного судопроизводства, обеспечивающая достижение качественно более высокого уровня предварительного расследования по сравнению с простым суммированием индивидуальных возможностей участников взаимодействия» [1, c. 70]. Отличительной особенностью взаимодействия является то, что параллельное осуществление субъектами взаимодействия своих функциональных правомочий должно приводить к достижению целей качественно более высокого уровня в сравнении с их индивидуальными возможностями.
Основные аспекты такого взаимодействия включают:
1. Правовая основа
— уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее — УПК РФ) определяет процессуальную роль следователя как основного лица, осуществляющего предварительное следствие. Статьи 38, 39, 144, 157 и др. УПК РФ регулируют полномочия следователя и его взаимодействие с органами дознания, к которым относятся и ОРД;
— Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») регламентирует деятельность органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности, а также основания и порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ);
— ведомственные нормативные акты (совместные приказы, инструкции и указания МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ и других ведомств, регламентирующие порядок взаимодействия между следственными подразделениями и оперативными службами).
2. Цели и задачи взаимодействия:
- Эффективное и быстрое раскрытие преступлений: совместные усилия направлены на установление всех обстоятельств преступления, сбор доказательств и изобличение виновных.
- Обеспечение полноты и объективности расследования: органы, осуществляющие ОРД, помогают следователю получить информацию, которую невозможно получить процессуальным путем, а следователь процессуально закрепляет результаты ОРД.
- Предупреждение и пресечение новых преступлений: в процессе взаимодействия могут быть выявлены обстоятельства, способствующие совершению преступлений, и приняты меры по их устранению.
- Розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых и лиц, пропавших без вести: органы, осуществляющие ОРД, обладают специальными возможностями для осуществления разыскных мероприятий.
3. Формы взаимодействия:
— поручения следователя: следователь в рамках возбужденного уголовного дела может давать письменные поручения органам дознания (включая органы, осуществляющие ОРД) о проведении ОРМ, следственных действий, разыскных мероприятий и т. д. Поручения являются обязательными для исполнения [2, c. 65];
— совместное планирование следственных действий и ОРМ. В сложных и резонансных делах следователь и оперативные сотрудники могут совместно разрабатывать планы расследования, определяя последовательность и содержание следственных действий и ОРМ;
— обмен информацией. Следователь и органы, осуществляющие ОРД, обмениваются информацией, полученной в ходе расследования и оперативно-разыскной деятельности. Оперативные сотрудники могут предоставлять следователю оперативно-значимую информацию, а следователь может информировать оперативников о ходе расследования и возникающих потребностях в оперативной поддержке;
— создание следственно-оперативных групп (далее — СОГ). Для расследования сложных и многоэпизодных дел могут создаваться СОГ, включающие следователей, оперативных сотрудников, экспертов и других специалистов. СОГ обеспечивают оперативное и скоординированное взаимодействие;
— информирование следователя о результатах ОРД. Оперативные сотрудники обязаны информировать следователя о результатах проведенных ОРМ, имеющих значение для уголовного дела. Результаты ОРМ могут быть представлены следователю в виде рапортов, справок, актов и других документов.
4. Принципы взаимодействия:
— Законность: взаимодействие должно осуществляться строго в соответствии с требованиями законодательства.
— Уважение процессуальной самостоятельности следователя: следователь является процессуально самостоятельной фигурой, и органы, осуществляющие ОРД, оказывают ему содействие в рамках его поручений и планов расследования.
— Планирование и координация: взаимодействие должно быть спланированным и скоординированным для достижения максимальной эффективности [3, c. 225].
— Оперативность: взаимодействие должно быть оперативным, особенно на первоначальном этапе расследования, для предотвращения утраты следов преступления и задержания преступников по «горячим следам».
— Конфиденциальность: необходимо соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе оперативно-разыскной деятельности, и тайну следствия.
— Персональная ответственность: каждый участник взаимодействия несет персональную ответственность за выполнение своих задач и поручений.
5. Проблемы и пути совершенствования взаимодействия:
Несмотря на наличие правовой базы и установленных форм взаимодействия, на практике могут возникать определенные проблемы:
— Недостаточная координация действий: в отдельных случаях может наблюдаться недостаточная согласованность действий следователя и оперативных сотрудников, что снижает эффективность расследования.
— Несвоевременное предоставление информации: задержки в обмене информацией между следователем и органами, осуществляющими ОРД, могут негативно сказаться на ходе расследования.
— Различные ведомственные подходы и приоритеты: различные ведомства могут иметь свои приоритеты и подходы к расследованию, что может затруднять взаимодействие.
— Недостаточное знание следователями возможностей ОРД и наоборот: не всегда следователи в полной мере осведомлены о возможностях ОРД, а оперативные сотрудники — о процессуальных требованиях к доказательствам.
Пути совершенствования взаимодействия:
— Усиление взаимодействия на стадии планирования расследования: совместное планирование должно стать более распространенной практикой, особенно по сложным делам.
— Обеспечение оперативного обмена информацией: необходимо совершенствовать механизмы обмена информацией между следователями и органами, осуществляющими ОРД, в том числе с использованием современных информационных технологий.
— Повышение квалификации сотрудников: необходимо проводить совместное обучение и повышение квалификации следователей и оперативных сотрудников для улучшения взаимопонимания и знания специфики деятельности друг друга.
— Совершенствование нормативной базы: необходимо продолжать совершенствовать нормативную базу, регламентирующую взаимодействие следователя и органом, осуществляющих ОРД, устраняя пробелы и противоречия.
В заключение необходимо отметить, что эффективное взаимодействие следователя и органов, осуществляющих ОРД, является необходимым условием для успешной борьбы с преступностью. Постоянное совершенствование форм и методов взаимодействия, устранение проблем и укрепление сотрудничества — залог повышения качества расследования уголовных дел и обеспечения законности и правопорядка.
Литература:
- Воропаев, А. А. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных подразделений: понятие, виды и формы / А. А. Воропаев // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2013. — № 3(34). — С. 66–70.
- Семенцов, В. А. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность / В. А. Семенцов // Юридический вестник Кубанского государственного университета. — 2020. — № 4. — С. 63–69.
- Семенцов, В. А. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / В. А. Семенцов // Актуальные проблемы судебной власти, прокурорского надзора, правоохранительной и правозащитной деятельности, уголовного судопроизводства: сб. науч. ст. / Под ред. О. В. Гладышевой, В. А. Семенцова. — Краснодар, 2013. — С. 221–232.