Читать — это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский
В современном мире технологий дети всё чаще теряют интерес к чтению. Формирование навыков осознанного, правильного и выразительного чтения, а также воспитание любви к литературе — одна из главных задач начального образования. Уроки литературного чтения должны не только обучать технике чтения, но и развивать речь, расширять кругозор ребёнка, формировать эмоциональный интеллект и критическое мышление.
Развитие навыков чтения
На уроках литературного чтения я использую различные приёмы, способствующие совершенствованию речи.
— Речевые разминки (скороговорки, чистоговорки, артикуляционные упражнения) помогают овладеть техникой речи и чётким произношением.
— Методы работы с текстом:
• чтение вслух (индивидуальное, хоровое, по цепочке);
• чтение «прыжками» (через слово, через строчку — для тренировки внимания);
• чтение с прогнозированием (паузы в тексте, во время которых дети догадываются, что будет дальше).
— Развитие выразительности чтения:
• чтение вопросительных и восклицательных предложений с разной интонацией;
• чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);
• чтение по ролям (драматизация, мини-спектакли).
Работа с текстом.
1. До чтения (прогнозирование):
— определение темы текста по названию и иллюстрациям;
— формирование интереса через вопросы «Как вы думаете, о чём этот текст?», «Что вам напоминает название?»;
— знакомство с новыми словами с помощью толкового словаря, составление ассоциаций.
2. Во время чтения (понимание содержания):
— первичное чтение (учитель/аудиокнига) — создание эмоционального фона;
— самостоятельное чтение с фиксацией ключевых мыслей;
— проверка совпадения прогнозов с содержанием текста;
— беседа о характерах героев, развитии сюжета.
3. После чтения (осмысление и анализ):
— выделение главной мысли: озаглавь текст, составь план, придумай продолжение;
— работа с пословицами: поиск соответствующих выражений, объяснение смысла;
— дискуссии и диалоги: обсуждение мотивов поступков героев, сравнение с личным опытом;
— творческие задания: иллюстрации, инсценировки, создание «альтернативных финалов».
Эффективные методические приёмы:
— Кубик Блума (развитие критического мышления): на гранях куба — вопросы («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись»). Дети бросают кубик и отвечают на соответствующий вопрос по тексту.
— Литературные брейн-ринги : командные игры по прочитанным произведениям стимулируют интерес к чтению.
— Интерактивное знакомство с авторами : мини-фильмы, презентации, викторины делают изучение биографий более увлекательным.
— Работа с иллюстрациями : анализ изображений к тексту, создание собственных рисунков.
— Метод «Диалог с текстом» : дети записывают вопросы, возникающие у них во время чтения, а затем вместе ищут ответы.
Использование кубика Блума на уроках литературного чтения превращает анализ текста в увлекательную игру. Дети с радостью бросают кубик и отвечают на вопросы, которые заставляют их думать, рассуждать и даже фантазировать. Этот метод не только развивает критическое мышление, но и помогает глубже понять произведение, делая каждый урок ярким и запоминающимся.
Проведение литературных брейн-рингов на уроках стало настоящим прорывом в вовлечении детей в процесс чтения. Ребята с азартом соревнуются в знании текстов, увлечённо обсуждают сюжеты и героев, а также учатся работать в команде. Такие игры не только повышают интерес к литературе, но и помогают глубже понимать произведения, ведь чтобы победить, нужно внимательно читать и анализировать текст!
Результативность работы с текстом на уроках литературы
Результативность используемых методов преподавания литературного чтения во 2-м классе можно увидеть на конкретных примерах из работы с учениками.
Например, в начале года многие дети затруднялись пересказать текст, пропуская важные детали или путая последовательность событий. Сейчас, благодаря системной работе с текстом, включающей составление плана и выделение ключевых моментов, ребята стали справляться с этой задачей гораздо увереннее. Так, после изучения рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» ученики не только пересказали сюжет, но и смогли объяснить мотивы поступков героев, а также предложили свои варианты развития событий.
Ещё одним ярким примером является улучшение техники чтения. В начале учебного года некоторые ученики читали монотонно, не обращая внимания на знаки препинания и интонацию. После регулярных речевых разминок, чтения по ролям и упражнений на выразительность дети стали читать гораздо увереннее и эмоциональнее.
Например, во время урока по произведению А. Л. Барто «Катя» ребята не только передали настроение текста, но и самостоятельно предложили, как можно прочитать его с разной интонацией, чтобы подчеркнуть характер героя. Также заметен прогресс в понимании текста: если раньше многие ученики затруднялись ответить на вопросы по прочитанному, то сейчас они активно участвуют в обсуждениях, задают свои вопросы и находят в тексте подтверждение своим мыслям. Так, после чтения рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово» дети не только пересказали сюжет, но и обсудили, почему герой так расстроился, и сравнили его реакцию с тем, как бы они сами поступили в подобной ситуации. Эти примеры показывают, что системная работа с текстом помогает детям не только лучше понимать прочитанное, но и развивает речь, мышление и эмоциональную отзывчивость.
Подготовка к ВПР
Как известно, в 2025 году пройдут первые ВПР по литературному чтению. Чтобы в 4-м классе у моих учеников не возникло проблем с написанием проверочной работы, уже сейчас, во 2-м классе, я начинаю понемногу готовить их.
Одни из первых заданий в ВПР — это задания на определение литературного жанра. Знакомясь с любым произведением, мы всегда определяем, к какому жанру оно относится. Если это сказка, то мы определяем её вид и т. д. Такую работу мы делаем неизменно на каждом уроке литературного чтения, что уже приносит хорошие результаты.
Если по теме урока идут произведения нового автора, то обязательно — интерактивное знакомство с ним в виде презентации или мини-фильма. Такие уроки наиболее запоминающиеся и интересные. Конечно, изучение курса «Литературное чтение» не ограничивается только школьным учебником. Очень часто в вопросах после произведений авторы учебника предлагают прочитать новые для детей сказки, рассказы, стихотворения, которых нет в нашем учебнике. В этом случае мы с удовольствием посещаем библиотеки, где ребята берут на время необходимые произведения, по которым мы позже и устраиваем брейн-ринги, смотрим мультфильмы.
Постепенно осуществляемая работа на уроках литературного чтения приносит ощутимые результаты. Тщательно спланированная и целенаправленная работа с текстом помогает ребёнку находить необходимую информацию, а также развивает социально-нравственный опыт, побуждает к размышлениям и успешному выполнению заданий. Чтение становится не только инструментом обучения, но и источником радости, формирующим личность ребёнка. Именно осмысленное, эмоциональное и заинтересованное погружение в текст позволит ученикам стать уверенными, эрудированными и думающими людьми.
Литература:
- Мурзагалиева А. Е. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума / А. Е. Мурзагалиева, Б. М. Утегенова. — Астана : АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. — 54 с.
- Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учебное пособие / А. П. Панфилова. — М. : Академия, 2006. — 368 с.
- Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учебник для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 305 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО 2021).