Использование проектной деятельности для развития познавательных и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.

Дата публикации: 17.03.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Козлова, Т. В. Использование проектной деятельности для развития познавательных и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Козлова, А. А. Серикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123464/ (дата обращения: 24.04.2025).



Занятия исследовательской работой приносят детям удовольствие, благотворно сказываются на их моральном облике и всесторонне развивают интеллект и физическую форму. Лишь посредством активного участия ребенок способен осознать все богатство окружающей среды и найти свое предназначение. Внедрение передовых образовательных методик расширяет горизонты воспитания и обучения детей дошкольного возраста, при этом проектная деятельность является одним из самых действенных подходов в настоящее время.

Проектная работа является педагогическим инструментом, направленным на стимуляцию когнитивного и креативного прогресса ребенка, а также на становление его индивидуальных характеристик.

В дошкольном образовании проектная деятельность отличается тем, что ребенок в силу возраста еще не обладает способностью самостоятельно выявлять проблемные ситуации в окружающей среде, формулировать проблему и определять цель проекта.

В дошкольных образовательных учреждениях проектная деятельность строится на принципах взаимодействия между детьми, педагогами, родителями и другими членами семьи, что создает атмосферу сотрудничества в воспитательно-образовательном процессе.

Данный подход является востребованным и действенным, поскольку предоставляет ребенку шанс изучать, проводить опыты, обобщать приобретенные сведения, совершенствовать креативность и умение общаться, что в свою очередь помогает ему приспособиться к учебному процессу.

С момента появления на свет человек начинает изучать окружающую среду посредством зрения. Подавляющее большинство, примерно 80–90 %, сведений поступает именно через зрительные органы. Значимость и ценность зрения в нашей жизни трудно переоценить. Это проявляется во всех аспектах: в играх, образовании, профессиональной деятельности и ежедневных занятиях.

Зрение является наиболее сильным каналом получения информации о внешнем мире. Как одно из самых сложных, удивительных и прекрасных свойств живой природы, глаза требуют особого внимания и заботы.

Этот проект важен, так как современные дети часто не знают, как глаза защищаются от холода. Исследуя этот вопрос, ребята активно участвуют в поиске информации, изучают структуру глаз, проводят эксперименты вместе с родителями и консультируются с офтальмологом.

В ходе реализации данного проекта приняли участие дети 10 человек, возраст 5–6 лет.

На основе изученных проблем детей поставили цель проекта:

Создание условий для организации познавательно — исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредствам проектной деятельности.

Постановка проблемной ситуации

Рис.1. Постановка проблемной ситуации

Разработали план движения к цели.

– к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) ;

– в каких источниках можно найти информацию;

– какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

– с какими предметами научиться работать для достижения цели. Способов сбора и анализа информации, способов представления результатов.

Определение целей и задач проекта

Рис. 2. Определение целей и задач проекта

Сбор, накопление материала . Включение в план — схему занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.

Поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.) .

Исследование глаз — как органа чувств у человека.

Эксперимент № 1 . «Зачем человеку глаза?»

Цель: Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования; сформировать представления о том, что глаза могут выполнять несколько функций

Ход эксперимента: (дети — наблюдатели за столом, вызываю ребенка к доске, которому завязываю глаза). Проведем эксперимент, вы будете наблюдателями. (совершаю бесшумные действия: взмахиваю платочком, беру в руки игрушку, сажусь на стул)

— Ты видел, что я сейчас делала? (нет) Почему? (завязаны глаза)

Вывод: Какой вывод сделаем? Для чего человеку глаза? (чтобы видеть)

Эксперимент № 2 . «Что умеют наши глаза?»

Цель: обобщить имеющиеся у детей представления об основных функциях глаза

Ход эксперимента (на столе 2 пирамидки: большая и маленькая, 3 кубика разного цвета, 2 подноса разной формы)

— Сейчас мы узнаем, что умеют наши глаза. (обращаюсь к разным детям) Покажи зеленый кубик. Покажи большую пирамидку. Покажи круглый поднос.

Вывод: Какой вывод сделаем? Что умеют наши глаза? (определяют цвет, форму, размер)

Эксперимент № 3. «Метка на стекле» (у окна)

Цель: подтвердить экспериментальным путём, изученные раннее свойства глаза

Ход эксперимента: Подойдите к окну. Взгляните на крышу дома, теперь на кружок на стекле. Что находится далеко? Что находится близко? (выполняют упражнение 3–4 раза)

Вывод: Глаза определяют, где находится предмет, т. е. расстояние до предмета.

Из литературы мы узнали, что жидкость, которая увлажняет глаз — это не чистая вода, она содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже, чем у чистой воды. Высокая концентрация солей в слезе позволяет ей не замерзать даже при -32°C. Поэтому мы провели ряд опытов:

Опыт 1 . «Какая слеза на вкус?»

Вывод: Слеза на вкус соленая.

Исследование слезы

Рис. 3. Исследование слезы

Опыт 2 . «Какая вода замерзнет?»

Вывод : Соленая вода в баночке не замерзла.

Презентация проекта, открытое занятие, мероприятие .

На завершающем этапе, провели открытое мероприятие — досуг «Наши глазки на морозе». Дети рассказывали и делились впечатлениями о проделанной работе. Из собранного материала детьми и родителями, у нас получился продукт… лепбук «Глаза на морозе».

Продукт лэпбук «Почему глаза не мерзнут на морозе» Продукт лэпбук «Почему глаза не мерзнут на морозе»

Рис. 4. Продукт лэпбук «Почему глаза не мерзнут на морозе»

В ходе проектной деятельности и экспериментов ребята существенно расширили свои познания о защитных механизмах глаз от холода, их анатомическом строении и устойчивости к низким температурам. Они также осознали важность бережного отношения к зрению: ограничение времени перед экраном телевизора и компьютера, чтение при достаточном освещении и сбалансированное питание, включающее овощи, фрукты, особенно морковь и чернику.

Следовательно, наша первоначальная гипотеза была подтверждена, и дополнительно дети усвоили, что глаза — это ценный орган, требующий заботы и внимания.

Применение проектного метода в дошкольном образовании в качестве инструмента комплексного обучения содействует значительному увеличению самостоятельности воспитанников, развитию креативного мышления, а также способности самостоятельно искать информацию о заинтересовавших их предметах или явлениях и применять полученные знания в практической деятельности. Кроме того, это делает образовательную систему детского сада более открытой для вовлечения родителей в образовательный процесс.

Литература:

  1. Алексеев, Н. Г. Проектная деятельность в образовании // Народное образование. — 2005. — № 6. — С. 132–138.
  2. Веракса, Н.Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
  3. Виноградова, Н.А., Панкова, Е. П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
  4. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 336 с.
  5. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  6. Маврина, И. В. Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 1. — С. 46–51.
  7. Усова, А. П. Обучение в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  8. Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. — М.: НЦ ЭНАС, 2008. — 128 с.
  9. Панфилова, М. Н. Игровые приемы в экологическом образовании дошкольников. — М.: Глобус, 2005. — 160 с.
  10. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Карапуз, 2001. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): глаз, проектная деятельность, ребенок, окружающая среда, ход эксперимента, дошкольное образование, Какой вывод, поиск информации, соленая вода, чистая вода.


Похожие статьи

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос