Диагностика дислексии у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 24.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Каримова, К. А. Диагностика дислексии у младших школьников / К. А. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/563/122819/ (дата обращения: 02.04.2025).



В современном мире существует большое количество людей с нарушением развития навыка чтения, именуемым дислексия. Данная особенность вызывает трудности с беглостью чтения, правописанием и пониманием прочитанного, что приводит к значительному стрессу в процессе обучения. Данную патологию необходимо выявлять в раннем возрасте для дальнейшей корректировки. В данной статье рассмотрены сущность нарушения навыка чтения, один из методов диагностики дислексии и проведено исследование на определение группы риска среди детей начальных классов.

Ключевые слова: дислексия, диагностика, младшие школьники.

In the modern world, there are a large number of people with impaired reading skills, called dyslexia. This feature causes difficulties with reading fluency, spelling, and reading comprehension, which leads to significant stress during the learning process. This pathology should be detected at an early age for further correction. This article examines the essence of impaired reading skills, one of the methods of diagnosing dyslexia, and conducted a study to determine the risk group among primary school children.

Keywords: dyslexia, diagnosis, primary school children.

Введение. Дислексия является серьезной проблемой, негативно влияющей на получение информации и усвоение знаний в процессе обучения. Более того, дети могут испытывать огромный стресс при чтении вслух в классе, бояться высмеивания и непринятия со стороны одноклассников. Родители, незнакомые с данным синдромом, могут списать затруднения в чтении на лень и нежелание учиться. Однако раннее выявление дислексии может послужить объяснением возникающих трудностей и задать дальнейшее направление в обучении и развитии ребенка [1].

Цель исследования: выявление предрасположенности к дислексии среди школьников младшего возраста.

Задачи исследования:

— проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушения навыка чтения;

— подобрать оптимальную диагностическую методику для диагностики дислексии у младших школьников;

— провести исследование и сделать выводы об распространенности дислексии у детей младшего школьного возраста.

Литературный обзор. В нашей работе мы обратились к следующим авторам: Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев и И. Н. Садовникова.

Р. И. Лалаева определяет дислексию как частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения [2].

У А. Н. Корнева мы подчерпнули информацию о необходимости и важности раннего диагностирования и профилактики нарушений чтения и письма, начиная с дошкольного возраста, через развитие фонематического слуха, мелкой моторики и других важных навыков. Также автор отмечает важность индивидуального подхода к каждому ребенку для успешной диагностики [1].

Р. И. Лалаева и И. Н. Садовникова утверждают, что если дислексия выявляется в 1–2 классе, то у 82 % детей можно развить навык чтения до нормы. В случае диагностики в 3 классе этот показатель снижается до 46 %. Чем позже обнаруживаются проблемы с чтением, тем они выражены сильнее, а их коррекция становится более сложной, продолжительной и, в некоторых случаях, невозможной [2,3].

Методы. В своем диагностическом исследовании мы использовали «Методику раннего выявления дислексии (МРВД)» А. Н. Корнева. Данная методика используется для выявления предрасположенности к дислексии у младших школьников 6–8 лет [4].

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МОАУ «СОШ № 51» г. Оренбург. В исследовании участвовали 16 детей 1 В класса.

Данная методика включает в себя задания и правила их оценки. Обследование занимает около 7 минут и включает в себя такие задания как: «Рядоговорение», «Ритмы», Тест Озерецкого «Кулак — ребро — ладонь», Субтест «Повторение цифр», Ориентировка в «право-лево» и Составление рассказа по серии картинок. Чем больше ошибок допускает ребенок или чем больше подсказок ему требуется, тем больше ставится баллов. Задание на рядоговорение заключается в перечислении по порядку времен года и дней недели. Далее в рамках задания «Ритмы» ребенка просят повторить простые и сложные ритмы, постучав палочкой или ручкой. Тест «Кулак — ребро — ладонь» подразумевает повторение последовательности действий руками. В субтесте «Повторение цифр» младший школьник повторяет за экспериментатором ряд цифр в прямом и обратном порядке. Согласно методике задания Ориентировка в «право-лево» и Составление рассказа по серии картинок не проводят для детей без грубой речевой патологии. При обследовании складываются три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за одно из двух заданий — тест Озерецкого или «Ритмы» (выбирается то, где результат выше) [4].

Результаты. Анализируя результаты нашего исследования, мы выяснили, что из 16 обследованных предрасположенность к дислексии есть у пятерых детей (31 %), набравших более 5 баллов. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Диагностика предрасположенности к дислексии

Порядковый номер испытуемого

Рядоговорение, баллы

Ритмы, баллы

Кулак — ребро — ладонь (тест Озерецкого), баллы

Повторение цифр, баллы

Сумма, баллы

1

2

0

0

0

2

2

0

0

0

0

0

3

2

2

2

2

6

4

0

0

2

3

3

5

2

2

2

3

7

6

0

0

0

0

0

7

0

2

2

2

4

8

0

0

2

0

2

9

2

2

3

3

7

10

0

3

3

2

6

11

2

0

2

3

5

12

2

3

3

3

8

13

0

2

2

2

4

14

0

0

2

2

2

15

0

0

0

0

0

16

0

0

2

3

3

Заключение. Дислексия — это весьма распространенное явление, которое осложняет процесс обучения младших школьников, влияя на их способность к чтению, письму и восприятию текстов, но своевременная диагностика позволяет минимизировать негативные последствия.Предрасположенность к дислексии может быть у внушительного процента детей. Как мы выяснили, треть первоклассников могут попасть в группу риска и стоит продолжить дальнейшее наблюдение и/или рекомендовать обратиться за более точной оценкой степени патологии к неврологу, нейропсихологу, логопеду или дефектологу.

Литература:

  1. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург: Речь, 2003. — 330 с.
  2. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. — Ростов-на-Дону: Феникс; СПб.: Союз, 2004. — 218 с.
  3. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: книга для логопедов / И. Н. Садовникова. — Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»: Московский педагогический государственный университет, 1995. — 255 с.
  4. Корнев, А. Н. Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие / А. Н. Корнев, О. А. Ишимова. — Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. — 70 с.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, ребенок, балл, выявление предрасположенности, группа риска, класс, раннее выявление, серия картинок, Составление рассказа, чтение, школьник.


Похожие статьи

Подходы к обучению английскому языку детей с признаками дислексии в среднем звене общеобразовательной школы

В статье анализируются подходы к обучению английскому языку детей с признаками дислексии в среднем звене общеобразовательной школы. Приводятся причины и симптомы дислексии, которые затрудняют изучение иностранного языка. Рассматриваются особенности м...

Признаки и симптомы раннего детского аутизма

В статье рассматриваются особенности проявления раннего детского аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам образовательных организаций, консультационных центров. Проблема аутизма у детей ...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее врем...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Профилактика плоскостопия у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье авторы указывают на трудности, которые возникают у ребёнка с плоскостопием, отмечают важность систематичности и своевременности проведения работы по предупреждению его возникновения, описывают примерную, комплексную, рекомендуемую работу по ...

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Этиология нарушений речи у детей раннего возраста

Нарушения развития речи являются наиболее распространенными нарушением развития в детском возрасте, встречающимся у 5–10 % детей [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения расстройства речи отмечаются в настоящее время в среднем у 30 % перв...

Похожие статьи

Подходы к обучению английскому языку детей с признаками дислексии в среднем звене общеобразовательной школы

В статье анализируются подходы к обучению английскому языку детей с признаками дислексии в среднем звене общеобразовательной школы. Приводятся причины и симптомы дислексии, которые затрудняют изучение иностранного языка. Рассматриваются особенности м...

Признаки и симптомы раннего детского аутизма

В статье рассматриваются особенности проявления раннего детского аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам образовательных организаций, консультационных центров. Проблема аутизма у детей ...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития. В настоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные...

Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее врем...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Профилактика плоскостопия у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье авторы указывают на трудности, которые возникают у ребёнка с плоскостопием, отмечают важность систематичности и своевременности проведения работы по предупреждению его возникновения, описывают примерную, комплексную, рекомендуемую работу по ...

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Этиология нарушений речи у детей раннего возраста

Нарушения развития речи являются наиболее распространенными нарушением развития в детском возрасте, встречающимся у 5–10 % детей [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения расстройства речи отмечаются в настоящее время в среднем у 30 % перв...

Задать вопрос