В современном мире существует большое количество людей с нарушением развития навыка чтения, именуемым дислексия. Данная особенность вызывает трудности с беглостью чтения, правописанием и пониманием прочитанного, что приводит к значительному стрессу в процессе обучения. Данную патологию необходимо выявлять в раннем возрасте для дальнейшей корректировки. В данной статье рассмотрены сущность нарушения навыка чтения, один из методов диагностики дислексии и проведено исследование на определение группы риска среди детей начальных классов.
Ключевые слова: дислексия, диагностика, младшие школьники.
In the modern world, there are a large number of people with impaired reading skills, called dyslexia. This feature causes difficulties with reading fluency, spelling, and reading comprehension, which leads to significant stress during the learning process. This pathology should be detected at an early age for further correction. This article examines the essence of impaired reading skills, one of the methods of diagnosing dyslexia, and conducted a study to determine the risk group among primary school children.
Keywords: dyslexia, diagnosis, primary school children.
Введение. Дислексия является серьезной проблемой, негативно влияющей на получение информации и усвоение знаний в процессе обучения. Более того, дети могут испытывать огромный стресс при чтении вслух в классе, бояться высмеивания и непринятия со стороны одноклассников. Родители, незнакомые с данным синдромом, могут списать затруднения в чтении на лень и нежелание учиться. Однако раннее выявление дислексии может послужить объяснением возникающих трудностей и задать дальнейшее направление в обучении и развитии ребенка [1].
Цель исследования: выявление предрасположенности к дислексии среди школьников младшего возраста.
Задачи исследования:
— проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушения навыка чтения;
— подобрать оптимальную диагностическую методику для диагностики дислексии у младших школьников;
— провести исследование и сделать выводы об распространенности дислексии у детей младшего школьного возраста.
Литературный обзор. В нашей работе мы обратились к следующим авторам: Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев и И. Н. Садовникова.
Р. И. Лалаева определяет дислексию как частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения [2].
У А. Н. Корнева мы подчерпнули информацию о необходимости и важности раннего диагностирования и профилактики нарушений чтения и письма, начиная с дошкольного возраста, через развитие фонематического слуха, мелкой моторики и других важных навыков. Также автор отмечает важность индивидуального подхода к каждому ребенку для успешной диагностики [1].
Р. И. Лалаева и И. Н. Садовникова утверждают, что если дислексия выявляется в 1–2 классе, то у 82 % детей можно развить навык чтения до нормы. В случае диагностики в 3 классе этот показатель снижается до 46 %. Чем позже обнаруживаются проблемы с чтением, тем они выражены сильнее, а их коррекция становится более сложной, продолжительной и, в некоторых случаях, невозможной [2,3].
Методы. В своем диагностическом исследовании мы использовали «Методику раннего выявления дислексии (МРВД)» А. Н. Корнева. Данная методика используется для выявления предрасположенности к дислексии у младших школьников 6–8 лет [4].
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МОАУ «СОШ № 51» г. Оренбург. В исследовании участвовали 16 детей 1 В класса.
Данная методика включает в себя задания и правила их оценки. Обследование занимает около 7 минут и включает в себя такие задания как: «Рядоговорение», «Ритмы», Тест Озерецкого «Кулак — ребро — ладонь», Субтест «Повторение цифр», Ориентировка в «право-лево» и Составление рассказа по серии картинок. Чем больше ошибок допускает ребенок или чем больше подсказок ему требуется, тем больше ставится баллов. Задание на рядоговорение заключается в перечислении по порядку времен года и дней недели. Далее в рамках задания «Ритмы» ребенка просят повторить простые и сложные ритмы, постучав палочкой или ручкой. Тест «Кулак — ребро — ладонь» подразумевает повторение последовательности действий руками. В субтесте «Повторение цифр» младший школьник повторяет за экспериментатором ряд цифр в прямом и обратном порядке. Согласно методике задания Ориентировка в «право-лево» и Составление рассказа по серии картинок не проводят для детей без грубой речевой патологии. При обследовании складываются три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за одно из двух заданий — тест Озерецкого или «Ритмы» (выбирается то, где результат выше) [4].
Результаты. Анализируя результаты нашего исследования, мы выяснили, что из 16 обследованных предрасположенность к дислексии есть у пятерых детей (31 %), набравших более 5 баллов. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Диагностика предрасположенности к дислексии
Порядковый номер испытуемого |
Рядоговорение, баллы |
Ритмы, баллы |
Кулак — ребро — ладонь (тест Озерецкого), баллы |
Повторение цифр, баллы |
Сумма, баллы |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
4 |
0 |
0 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2 |
2 |
2 |
3 |
7 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
0 |
2 |
2 |
2 |
4 |
8 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
9 |
2 |
2 |
3 |
3 |
7 |
10 |
0 |
3 |
3 |
2 |
6 |
11 |
2 |
0 |
2 |
3 |
5 |
12 |
2 |
3 |
3 |
3 |
8 |
13 |
0 |
2 |
2 |
2 |
4 |
14 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
15 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16 |
0 |
0 |
2 |
3 |
3 |
Заключение. Дислексия — это весьма распространенное явление, которое осложняет процесс обучения младших школьников, влияя на их способность к чтению, письму и восприятию текстов, но своевременная диагностика позволяет минимизировать негативные последствия.Предрасположенность к дислексии может быть у внушительного процента детей. Как мы выяснили, треть первоклассников могут попасть в группу риска и стоит продолжить дальнейшее наблюдение и/или рекомендовать обратиться за более точной оценкой степени патологии к неврологу, нейропсихологу, логопеду или дефектологу.
Литература:
- Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург: Речь, 2003. — 330 с.
- Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. — Ростов-на-Дону: Феникс; СПб.: Союз, 2004. — 218 с.
- Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: книга для логопедов / И. Н. Садовникова. — Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»: Московский педагогический государственный университет, 1995. — 255 с.
- Корнев, А. Н. Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие / А. Н. Корнев, О. А. Ишимова. — Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. — 70 с.