В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут способствовать развитию социально-эмоциональных навыков, таких как эмпатия, уважение и коммуникация. Полученные результаты подчеркивают значимость включения театрализованных элементов в образовательный процесс, демонстрируя их положительное влияние на взаимодействие детей.
Ключевые слова: театрализованная игра, гуманные взаимоотношения, младшие школьники, социально-эмоциональное развитие, эмпатия, коммуникативные навыки, образовательный процесс.
В настоящее время процесс формирования гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками имеет особое значение. Это связано с тем, что данные взаимоотношения могут влиять на социальную адаптацию, успехи в обучении и психологическое благополучие детей. Для того чтобы дети могли успешно взаимодействовать в своем социальном окружении, необходимо посвящать внимание развитию их социальных навыков уже с раннего возраста. Вместе с тем представленная тема все более актуализируется в современном образовательном пространстве, так как навыки эффективного общения и способности к конструктивному решению конфликтов становятся ключевыми для формирования полноценной личности.
По мнению А. А. Бочаровой, гуманные взаимоотношения представляют собой «вид нравственных отношений, которые пронизаны духом доброжелательности, заботы и уважения человека, проявляются в доверии, сочувствии и сопереживании другому, непримиримости к несправедливости, злу, жестокости» [3].
Согласно с определением Т. А. Безусовой, гуманные взаимоотношения — это «вид отношений между членами коллектива, который наиболее полно характеризует нравственную ценность воспитанника и предполагает проявление таких гуманных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, заботливость, чуткость, дружелюбие, внимательность к другим людям, непримиримость к злу и жестокости» [1].
Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками играет ключевую роль в их социальном и эмоциональном развитии. При этом гуманные взаимоотношения отражают ряд характерных черт и особенностей, которые важны для полноценного развития и социализации. На этапе начального школьного образования дети активно учатся взаимодействовать с окружающими, что выражается в определенных особенностях. В качестве примера можно отметить развитие способности понимать и разделять чувства других, желание помочь и поддержать товарищей по классу. Вместе с тем в данном возрасте происходит освоение способов эффективной командной работы, выработка умения действовать совместно для достижения общих целей.
Важно отметить, что общение с ровесниками не только способствует развитию коммуникативных умений, но и учит их искать решения в спорных моментах, успешно сотрудничать и учитывать множество мнений. Более того, важным аспектом является вклад таких взаимоотношений в этическое развитие младших школьников. Они начинают понимать значение нравственных и моральных принципов, правил поведения, формируя, таким образом, основу для самоконтроля [2].
Исходя из этого, основная цель формирования гуманных взаимоотношений состоит в том, чтобы научить детей гуманистическому подходу в отношениях с окружающими, что ляжет в основу поведения, соответствующего общепризнанным нормам и ценностям в обществе.
Для того чтобы успешно сформировать гуманные взаимоотношения у младших школьников, целесообразно использовать различные методы и формы работы. К ним относятся:
- Организация образовательных и воспитательных моментов. Это могут быть ситуации, специально созданные для развития навыков гуманного общения, в которых дети получают возможность принимать участие в ролевых играх, последующее обсуждение которых поможет усвоить ценные уроки.
- Проведение тренингов, направленных на развитие коммуникативных способностей младших школьников, которые могут включать упражнения на развитие языковых навыков, умения слушать и выражать свои мысли.
- Использование системы задач и наград. Данный высокоэффективный метод вовлекает детей в процесс выполнения поручений, что способствует развитию ответственности и самооценки, а также мотивирует на дальнейшие успехи через систему поощрений.
- Чтение и последующее обсуждение детских рассказов и сказок, закладывающих у детей основы доброты и морали.
- Совместное творчество, такое как рисование, аппликация, оформление учебной среды к тематическим праздникам или создание стенгазет, становится не только инструментом развития творческих навыков, но и средством укрепления дружеских взаимоотношений [4].
Используя данные методы и формы работы, можно добиться значительного прогресса в формировании навыков сотрудничества, сочувствия и гуманизма у младших школьников — качеств, которые пригодятся в дальнейшем.
Далее в рамках работы было проведено исследование на базе муниципального образовательного учреждения «Ильинская СОШ» Республика Бурятия, 1 «А» и 1 «Б» классы. В исследовании приняло участие 40 детей в возрасте 7–8 лет.
Цель исследования состояла в том, чтобы провести диагностику взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Основными критериями и показателями, которые легли в основу исследования, стали следующие:
- Когнитивный компонент включает в себя осознанное понимание ребенком моральных норм и ценностей. Это означает, что учащийся не только может повторить заученные правила поведения, но и понимает их значение, может осмысленно интерпретировать и применять в повседневной жизни.
- Мотивационный компонент связан с внутренним желанием ребенка действовать в соответствии с моральными принципами. Ребенок не только распознает правильные и неправильные действия в поведении, но и стремится подражать позитивным моделям поведения.
- Эмоциональный компонент подразумевает под собой способность ребенка сочувствовать, сопереживать и эмоционально реагировать на поступки других. Эмоциональные реакции детей на действия персонажей или сверстников, основанные на чувстве сочувствия и единства, отражают развитие эмпатии.
В результате проведения исследования было выявлено, что десять детей (25 %) имеют высокий уровень взаимоотношений со сверстниками. Данные дети любят общаться и стремятся к этому, всегда позитивны, активны в любой деятельности, способны заинтересовать сверстников, самостоятельно решать простые конфликты. У детей преобладает взаимопонимание, взаимоуважение, отзывчивость, взаимопомощь и сотрудничество.
Семнадцать детей (43 %) имеют средний уровень взаимоотношений со сверстниками. Они стремятся к общению с ними, часто проявляют активность в групповой деятельности, думают о чувствах других, пытаются самостоятельно решать конфликтные ситуации. Вместе с тем имеют неполные представления о нормах и правилах положительных взаимоотношений, о способах доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности и общении.
Тринадцать детей (32 %) имеют низкий уровень взаимоотношений со сверстниками. Дети совершенно не интересуются общением с классом, не проявляют желания взаимодействовать со сверстниками, инициативы в совместной групповой деятельности. Вместе с этим присутствуют трудности в общении, недостаток навыков межличностного общения.
Полученные данные свидетельствовали о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры. Данный выбор обусловлен тем, что театрализованная игра является мощным инструментом в формировании гуманных взаимоотношений среди младших школьников. Используя элементы театра, дети могут исследовать и осмысливать взаимоотношения в безопасной и контролируемой среде, научиться выражать свои эмоции и понимать других.
Помимо этого, в рамках театрализованной игры дети получают возможность примерить на себя разные роли, что способствует развитию эмпатии. Играя персонажей и проходя через различные сценарии, дети учатся распознавать и выражать свои эмоции, а также узнавать и интерпретировать чувства других. Создание сценок и представлений требует объединения усилий, что способствует развитию навыков командной работы, взаимопонимания и взаимопомощи. Театрализованные игры часто включают сюжеты, где персонажам необходимо решать конфликты. Это дает детям возможность попрактиковаться в нахождении мирных решений разногласий [5].
В рамках программы по формированию гуманных взаимоотношений между младшими школьниками через театрализованную игру был разработан цикл занятий, каждое из которых было структурировано и включало в себя несколько ключевых компонентов. Далее представим их более подробнее:
- Приветствие, которое имело своей целью создание дружелюбной и вдохновляющей атмосферы, где дети приветствовали друг друга.
- Разминка проводилась с целью осуществления подготовки к активному участию в игре. На данном этапе были включены упражнения на концентрацию внимания и взаимодействие в парах или малых группах.
- Содержание. Цель — развитие навыков взаимодействия и понимания через театрализованные игры. В этой части дети будут разыгрывать заранее подготовленные короткие сценки, в которых могут быть ситуации, требующие проявления гуманности и понимания. К примеру, могут быть использованы сцены из школьной жизни, сказок или авторские мини-пьесы, подходящие по тематике.
- Рефлексия. Цель — обсуждение с детьми, какие чувства и мысли у них возникли во время игры, как они относились к персонажам и ситуациям. В этом случае очень важно дать возможность каждому высказаться и поделиться своим мнением о том, какие уроки они извлекли и как их можно применить в жизни.
- Ритуал прощания. Цель — поддержание добрых взаимоотношений в группе. Здесь дети делятся положительными моментами занятия и благодарят друг друга за совместную работу.
Так, первым занятием, которое было проведено, стало занятие под названием «Театр эмоций». Оно началось с приветствия, где все дети приветствовали друг друга, используя разные эмоции (радость, грусть, удивление, страх, гнев). Каждый ребенок выбирал, какую эмоцию отразить, к примеру веселую улыбку или искреннее изумление, и проявлял ее при встрече с другими детьми. Такой нестандартный ритуал приветствия позволил им стать ближе друг к другу и создать атмосферу открытости и доверия.
Следующий этап занятия был посвящен разминке, где дети выполняли упражнения, которые помогали им лучше понять и контролировать свои эмоции. К примеру, упражнение «Зеркало» помогло им синхронизировать свои жесты и выражения лица с партнером. Они начинали его с простых движений: повторяли за своими партнерами, как будто были их отражением. Далее мы перешли к основной части занятия, на которой дети разыгрывали короткие сценки, в которых они выражали определенную эмоцию (например, радость, грусть, удивление, страх, гнев). Все сценки были разнообразны и познавательны, каждая из них олицетворяла определенное чувство.
В конце занятия учащиеся собрались в круг для обсуждения сценок и своих впечатлений. Некоторые дети сказали о том, что выразить радость было проще всего, вспоминая приятные моменты из своей жизни. Для других самым легким оказалось изображение удивления, для которого дети вспоминали момент, когда получили неожиданный подарок на день рождения. Однако выразить грусть было сложнее. Школьники признались, что испытывали неуверенность, боясь показаться неискренними. Заканчивая занятие, дети прощались друг с другом, демонстрируя разные эмоции.
В ходе занятия под названием «Зоопарк», нацеленного на развитие дружественных отношений среди учеников начальной школы, была реализована серия упражнений, которые позволили детям не только весело провести время, но и лучше узнать друг друга. На первом этапе было организовано оригинальное приветствие. Каждый ребенок представлялся своим именем, добавляя к нему имитацию любимого животного, что позволило детям проявить творчество и раскрыть некоторые черты своей личности. Далее последовала разминка, в ходе которой дети обсудили характеристики различных животных, такие как размер, окрас и привычки. Это было полезно не только для беседы о природе, но и для формирования навыков описания и сравнения.
Основная часть мероприятия предусматривала разделение детей на пары и совместное изображение поведения животных. Этот подход способствовал непосредственному взаимодействию детей, укреплял их навыки командной работы и взаимопомощи, а также развивал социальные и эмоциональные навыки. По завершении дети собрались вместе, чтобы поделиться своими впечатлениями. В процессе рефлексии они обменялись мнениями о том, какие животные им понравились больше всего, и объяснили причины своего выбора.
Занятие завершалось теплым и игривым ритуалом прощания, где дети, изображая животных, прощались друг с другом, маша «лапами», что еще раз подчеркивало значимость дружбы и взаимной симпатии. Такой способ проведения занятия не только развивал фантазию и творческие способности детей, но и формировал важные социальные навыки, необходимые для построения гуманных отношений в школе и за ее пределами.
На занятии «Сказка на новый лад», направленном на укрепление доброжелательных связей между учащимися начальной школы, была разыграна театрализованная игра, стимулирующая развитие эмпатии и взаимной поддержки. При вступлении в игру дети приветствовали друг друга особым образом, начиная свое обращение со слов «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», что задавало сказочный антураж и позволяло детям погрузиться в атмосферу творчества и волшебства.
На этапе разминки младшие школьники вместе рассуждали об образах и чертах характеров излюбленных сказочных героев, что расширило их представления о персонажах и подготовило почву для следующего этапа занятия. Основная часть была посвящена творческой интерпретации классических сказок. Детям было предложено выбрать знакомую сказку и пересказать ее, существенно изменяя сюжет, чтобы акцентировать внимание на действиях героев, связанных с проявлением доброты и взаимопомощи. Это задание поспособствовало развитию критического мышления, обогатило социокультурный опыт детей и сплотило их вокруг общей задачи. Для завершения основной деятельности была организована рефлексия, в ходе которой дети обсуждали внесенные в сюжет сказок изменения и делились мотивами своих творческих решений. Это помогало лучше понять важность совместных действий.
Заключительное занятие «Театр экологических проблем» было направлено на углубленное понимание младшими школьниками экологических проблем и формирование у них гуманных взаимоотношений через игровую театрализацию. В рамках приветствия каждый ученик говорил: «Добрый день, друзья природы!», создавая уникальные звуки, которые мог бы издавать животный мир, тем самым внося свой вклад в атмосферу общения и заботы о природе. На этапе разминки все дети активно дискутировали на тему текущих экологических проблем, от загрязнения окружающей среды и угрозы исчезновения видов до климатических изменений, что усиливало их понимание важности экологического поведения.
После дети объединялись в группы, каждая из которых занималась изучением и представлением различных экологических систем. С помощью коротких постановок они демонстрировали взаимодействие между разными видами, решение проблем и взаимную поддержку в контексте экосистемы.
На этапе рефлексии ученики делились своими переживаниями об исполнении ролей в экологической системе, а также о том, какие эмоции и понимание видов жизни на Земле у них возникли, отмечая важность эмпатии и взаимопомощи в среде природы. В итоге с помощью данного занятия младшие школьники не просто играли роли — они учились выражать и понимать комплексные экологические проблемы через творчество и сопереживание, расширяя свой кругозор и укрепляя навыки гуманного общения.
Таким образом, реализация программы даст положительные результаты. Дети станут более открытыми, проявляя искренний интерес к эмоциям и переживаниям сверстников. Это можно объяснить тем, что театрализованная игра способствует развитию эмпатии, позволяя детям ощутить себя в роли других, что улучшает их навыки общения.
Литература:
- Безусова, Т. А. Гуманизация межличностных отношений старшеклассников в условиях школьного клуба // Международный журнал экспериментального образования. — 2021. — № 1. — С. 42–46.
- Бондин, В. И. Актуальные аспекты гуманизации современного образования // Мир науки. — 2017. — № 4. — С. 7–11.
- Бочарова, А. А. Формирование эмоциональной сферы младшего школьника средствами театральной деятельности // Актуальные исследования. — 2023. — № 50 (180). — С. 77–81.
- Бубенцова, О. Ф. Школьный театр в воспитательной среде образовательной организации. — Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2023. — 48 с.
- Валиулина, И. Ф. Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников / И. Ф. Валиулина, И. В. Дуда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 859–862.
- Гемранова, А. Д. Некоторые аспекты гуманизации образования / А. Д. Германова, И. Д. Митина // Мир науки. — 2018. — № 3. — С. 10–14.
- Голышева, И. А. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 659–662.