Анализ проблем формирования осознанного родительства в контексте реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 27.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Нижегородцева, Е. Б. Анализ проблем формирования осознанного родительства в контексте реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования / Е. Б. Нижегородцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123421/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье рассматривается проблема формирования осознанного родительства в условиях реализации федеральной образовательной программыдошкольного образования (ФОП ДО), а также вопрос о просвещении родителей.

Ключевые слова: компоненты осознанного родительства, семья, ФОП ДО, педагогическое просвещение родителей.

В современных условиях перед родителями встаёт множество вызовов, справиться с которыми без профессиональной помощи становится всё сложнее. Трансформации жизни общества и ценностей неизбежно привели к изменению института родительства.

Осознанное родительство — относительно новое явление в нашей стране. Оно возникло в ответ на изменения правового статуса семьи в отношении прав и обязанностей родителей по обеспечению образования, воспитания и поддержки развития детей.

Многие родители воспитанников МБДОУ № 34 г. Читы имеют доступ к различным источникам информации: Интернет, разнообразные социальные сети, услуги психологов, обучающие семинары по воспитанию детей и др.

Всё это создаёт у родителей иллюзию собственной информированности и компетентности. Однако они часто не понимают, как правильно воспитывать своих детей, и не ценят важность дошкольного детства в становлении личности.

Семья и детский сад — это две плоскости, которые формируют пространство для развития и воспитания ребёнка. От их взаимодействия зависит богатство мира и реализация потенциала ребёнка. Поэтому многие исследователи уделяют особое внимание таким аспектам воспитания, как цели и ценности.

В процессе анализа программы просвещения родителей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить два ключевых аспекта: родительство и осознанное родительство.

«Родительство — это осознание духовного единства с брачным партнёром по отношению к своим или приёмным детям. Это интегральное психологическое образование личности, включающее в себя совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективном, так и на надличностном уровне» [15].

Осознанное родительство — это ценностное, смысловое и осознанное отношение к цели, миссии, содержанию, технологиям и результатам воспитания ребёнка в семье. Этот феномен лежит в основе отношений родителей к ребёнку, к себе как субъектам воспитательной деятельности, а также к другим институтам воспитания.

Многие учёные считают, что семья — это первый институт социализации ребёнка. Домашнее воспитание играет важную роль в развитии и становлении личности. Молодые родители часто испытывают давление со стороны авторитетных источников, когда выбирают, как ухаживать за ребёнком и как его воспитывать. Они могут чувствовать сомнения, вину и неуверенность в своих действиях.

Психологическая поддержка семьи и работа с родителями — это сложное направление педагогической деятельности в дошкольных учреждениях. Многие родители не осознают свои ошибки в мыслях, чувствах и поступках. Это приводит к неравномерному распределению воспитательной деятельности между отцом и матерью. Чаще всего воспитанием и эмоциональным общением с ребёнком занимается мать, а отец делает это под давлением или «по настроению». В результате ребёнок не получает систематического воздействия. Родители редко действуют как единое целое для своего ребёнка.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема родительства как интегрального психологического образования личности и факторы его формирования разработаны недостаточно. Вопрос целенаправленного становления осознанного родительства практически не изучен.

Цель осознанного родительства — воспитать самодостаточную личность со здоровой самооценкой, способную любить себя и заботиться о себе. Это требует много сил, терпения и внимания.

Дети не должны оставаться один на один со своими проблемами и переживаниями. Они всегда должны чувствовать поддержку от самых близких людей.

В своём приветствии к участникам съезда Национальной родительской ассоциации президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что семья в России — это основа основ. Именно в домашней, семейной атмосфере закладывается мировоззрение человека, его личные качества, общественная и жизненная позиция [15].

Понятие «семейное воспитание» является первостепенным на этапе взаимодействия с родителями воспитанников, это понятие нашло отражение и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Часть 2 статьи 44 Закона об образовании гласит: «…образовательные организации… оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [17].

Федеральным законом от 05.04.2021 № 85-ФЗ в Закон об образовании внесены изменения, которыми закреплено понятие просветительской деятельности. Просветительская деятельность — это деятельность вне рамок образовательных программ, которая направлена на распространение знаний, умений, навыков (ЗУН), ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [15].

Таким образом, анализируя научную литературу, можно определить, что компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.

Сформировать и поддержать позицию осознанного и ответственного родительства, а также помочь родителям стать компетентными в вопросах воспитания детей призваны педагоги ДОУ. Помощь педагога дошкольного учреждения в формировании родительской компетентности неоценима.

Сегодня можно говорить о взаимодействии педагогического и родительского сообщества, основными принципами которого являются: взаимоуважение и взаимодополнение, диалог, единство целей и координация усилий в воспитании и образовании детей дошкольного возраста в условиях реализации федеральной образовательной программы (ФОП).

Литература:

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 448 с.
  2. Акутина С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Педагогика. — 2009. — № 1 (9). — С. 133–142. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osoznannogo-roditelstva-u-starsheklassnikov-kak-duhovno-nravstvennyy-imperativ
  3. Алешина Ю. Е., Волович A. C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 74–82.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 270 с.
  5. Бодалев A. A., Столин В. В. Семья в психологической консультации. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  6. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. — 1997. — № 1. — С. 72–79.
  7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 23 с.
  8. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.
  9. Жупиева Е. И. Психологическая готовность студентов к браку и семейной жизни / Е. И. Жупиева, М. В. Журавлева, Я. В. Чернявская // Мир педагогики и психологии. — 2018. — № 8 (25). — С. 47–58.
  10. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  11. Калина Н. Ф. Психология личности: учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2015. — 216 с.
  12. Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. — 2007. — № 6. — С. 26–33.
  13. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 18–27.
  14. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Просвещение, 2003. — 319 с.
  15. Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т. П. Авдулова, И. А. Бурлакова, Е. И. Изотова [и др.]; под ред. Е. И. Изотовой, Т. В. Кротовой. — М., 2024. — 225 с.
  16. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
  17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2024 год. — М.: Эксмо, 2024. — 224 с. — (Законы и кодексы).
Основные термины (генерируются автоматически): воспитание детей, родитель, воспитательная деятельность, интегральное психологическое образование, образование, просветительская деятельность, родитель воспитанников, Российская Федерация, семья, становление личности, стиль воспитания, условие реализации, ценностная ориентация родителя.


Ключевые слова

семья, педагогическое просвещение родителей, ФОП ДО, компоненты осознанного родительства

Похожие статьи

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников. Представлена краткая характеристика эстетического развития дошкольника. Раскрываются особенности организации взаимодейс...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Похожие статьи

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников. Представлена краткая характеристика эстетического развития дошкольника. Раскрываются особенности организации взаимодейс...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Задать вопрос