В статье рассматривается проблема формирования осознанного родительства в условиях реализации федеральной образовательной программыдошкольного образования (ФОП ДО), а также вопрос о просвещении родителей.
Ключевые слова: компоненты осознанного родительства, семья, ФОП ДО, педагогическое просвещение родителей.
В современных условиях перед родителями встаёт множество вызовов, справиться с которыми без профессиональной помощи становится всё сложнее. Трансформации жизни общества и ценностей неизбежно привели к изменению института родительства.
Осознанное родительство — относительно новое явление в нашей стране. Оно возникло в ответ на изменения правового статуса семьи в отношении прав и обязанностей родителей по обеспечению образования, воспитания и поддержки развития детей.
Многие родители воспитанников МБДОУ № 34 г. Читы имеют доступ к различным источникам информации: Интернет, разнообразные социальные сети, услуги психологов, обучающие семинары по воспитанию детей и др.
Всё это создаёт у родителей иллюзию собственной информированности и компетентности. Однако они часто не понимают, как правильно воспитывать своих детей, и не ценят важность дошкольного детства в становлении личности.
Семья и детский сад — это две плоскости, которые формируют пространство для развития и воспитания ребёнка. От их взаимодействия зависит богатство мира и реализация потенциала ребёнка. Поэтому многие исследователи уделяют особое внимание таким аспектам воспитания, как цели и ценности.
В процессе анализа программы просвещения родителей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить два ключевых аспекта: родительство и осознанное родительство.
«Родительство — это осознание духовного единства с брачным партнёром по отношению к своим или приёмным детям. Это интегральное психологическое образование личности, включающее в себя совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективном, так и на надличностном уровне» [15].
Осознанное родительство — это ценностное, смысловое и осознанное отношение к цели, миссии, содержанию, технологиям и результатам воспитания ребёнка в семье. Этот феномен лежит в основе отношений родителей к ребёнку, к себе как субъектам воспитательной деятельности, а также к другим институтам воспитания.
Многие учёные считают, что семья — это первый институт социализации ребёнка. Домашнее воспитание играет важную роль в развитии и становлении личности. Молодые родители часто испытывают давление со стороны авторитетных источников, когда выбирают, как ухаживать за ребёнком и как его воспитывать. Они могут чувствовать сомнения, вину и неуверенность в своих действиях.
Психологическая поддержка семьи и работа с родителями — это сложное направление педагогической деятельности в дошкольных учреждениях. Многие родители не осознают свои ошибки в мыслях, чувствах и поступках. Это приводит к неравномерному распределению воспитательной деятельности между отцом и матерью. Чаще всего воспитанием и эмоциональным общением с ребёнком занимается мать, а отец делает это под давлением или «по настроению». В результате ребёнок не получает систематического воздействия. Родители редко действуют как единое целое для своего ребёнка.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема родительства как интегрального психологического образования личности и факторы его формирования разработаны недостаточно. Вопрос целенаправленного становления осознанного родительства практически не изучен.
Цель осознанного родительства — воспитать самодостаточную личность со здоровой самооценкой, способную любить себя и заботиться о себе. Это требует много сил, терпения и внимания.
Дети не должны оставаться один на один со своими проблемами и переживаниями. Они всегда должны чувствовать поддержку от самых близких людей.
В своём приветствии к участникам съезда Национальной родительской ассоциации президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что семья в России — это основа основ. Именно в домашней, семейной атмосфере закладывается мировоззрение человека, его личные качества, общественная и жизненная позиция [15].
Понятие «семейное воспитание» является первостепенным на этапе взаимодействия с родителями воспитанников, это понятие нашло отражение и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Часть 2 статьи 44 Закона об образовании гласит: «…образовательные организации… оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [17].
Федеральным законом от 05.04.2021 № 85-ФЗ в Закон об образовании внесены изменения, которыми закреплено понятие просветительской деятельности. Просветительская деятельность — это деятельность вне рамок образовательных программ, которая направлена на распространение знаний, умений, навыков (ЗУН), ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [15].
Таким образом, анализируя научную литературу, можно определить, что компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.
Сформировать и поддержать позицию осознанного и ответственного родительства, а также помочь родителям стать компетентными в вопросах воспитания детей призваны педагоги ДОУ. Помощь педагога дошкольного учреждения в формировании родительской компетентности неоценима.
Сегодня можно говорить о взаимодействии педагогического и родительского сообщества, основными принципами которого являются: взаимоуважение и взаимодополнение, диалог, единство целей и координация усилий в воспитании и образовании детей дошкольного возраста в условиях реализации федеральной образовательной программы (ФОП).
Литература:
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 448 с.
- Акутина С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Педагогика. — 2009. — № 1 (9). — С. 133–142. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osoznannogo-roditelstva-u-starsheklassnikov-kak-duhovno-nravstvennyy-imperativ
- Алешина Ю. Е., Волович A. C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 74–82.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 270 с.
- Бодалев A. A., Столин В. В. Семья в психологической консультации. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. — 1997. — № 1. — С. 72–79.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 23 с.
- Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.
- Жупиева Е. И. Психологическая готовность студентов к браку и семейной жизни / Е. И. Жупиева, М. В. Журавлева, Я. В. Чернявская // Мир педагогики и психологии. — 2018. — № 8 (25). — С. 47–58.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Калина Н. Ф. Психология личности: учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2015. — 216 с.
- Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. — 2007. — № 6. — С. 26–33.
- Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 18–27.
- Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Просвещение, 2003. — 319 с.
- Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т. П. Авдулова, И. А. Бурлакова, Е. И. Изотова [и др.]; под ред. Е. И. Изотовой, Т. В. Кротовой. — М., 2024. — 225 с.
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2024 год. — М.: Эксмо, 2024. — 224 с. — (Законы и кодексы).