Использование исследовательских задач при построении индивидуального образовательного маршрута ученика при изучении химии (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 19.03.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Веселова, Л. А. Использование исследовательских задач при построении индивидуального образовательного маршрута ученика при изучении химии (из опыта работы) / Л. А. Веселова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123469/ (дата обращения: 02.04.2025).



В современном образовательном процессе одним из приоритетных направлений является формирование индивидуальных маршрутов обучения, которые способствуют более глубокому усвоению знаний, развитию критического мышления и самостоятельности учащихся. В качестве одного из эффективных инструментов для достижения этой цели служат исследовательские задачи. В данной статье мы рассмотрим этапы составления индивидуального образовательного маршрута для учеников, изучающих химию, а также приведем примеры таких задач.

Как пример, этапами составления такого маршрута может быть следующее:

  1. Диагностика уровня знаний и компетенций ученика
  2. Определение целей и задач
  3. Планирование мероприятий
  4. Работа по индивидуальному плану
  5. Примеры конкретных исследовательских задач и методов их выполнения, которые помогут учащимся развить свои навыки и компетенции в области химии

Первым шагом в построении индивидуального образовательного маршрута является диагностика уровня знаний и навыков ученика, что включает в себя:

— Проведение тестирования учеников для выявления базовых знаний по химии.

— Оценку практических навыков учащихся, например, умения работать с лабораторным оборудованием.

— Интервью или анкетирование для понимания интересов и мотивации школьника.

При обучении химии можно использовать компонентный анализ. В рамках этого анализа выделяются различные дидактические единицы, такие как химические теории, законы и понятия, научные факты, хим. язык, методы химии и вклад ученых в химию. Для оценки качества интеллектуальных и личностных способов действий, сформированных при изучении химии, можно использовать показатели существенности, обобщенности и доказательности. Также необходимо учитывать специфические предметные умения, информационно-коммуникативные умения и химико-экспериментальные умения.

Этап диагностики позволяет выявить сильные и слабые стороны учащегося, что впоследствии поможет сформулировать индивидуальные цели и задачи. На этом этапе учителю рекомендуется выполнить с учащимися следующие действия:

  1. Обсудить важность химии в повседневной жизни и ее влияние на развитие технологий
  2. Определить основные понятия и законы химии, которые нужно изучить
  3. Рассмотреть возможные области применения химии в будущем
  4. Обсудить, какие навыки и знания ученики хотят получить в результате изучения химии
  5. Предложить ученикам сформулировать свои цели и задачи изучения химии, основываясь на полученных знаниях и опыте
  6. Обсудить и согласовать предложенные цели и задачи с учителем

На основе проведенной работы важно четко определить цели и задачи, которые ученик должен достичь в ходе изучения химии. Цели могут быть разнообразными:

— Изучение определенных тем или разделов химии (например, органическая химия, аналитическая химия).

— Развитие исследовательских навыков (например, постановка гипотез, их проверка).

— Подготовка научных проектов или участие в конкурсах.

Каждая из целей должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по времени (SMART).

Следующий этап — это планирование мероприятий, которые помогут достигнуть поставленных целей. Это могут быть:

— Индивидуальные занятия с учителем.

— Входные и выходные контрольные работы.

— Выполнение лабораторных работ и практических заданий.

— Участие в научных конференциях и конкурсах.

Планирование таких мероприятий должно быть гибким, чтобы в процессе обучения можно было адаптировать маршруты в зависимости от успехов учащегося.

Примерами заданий, где используются исследовательские задачи по химии, могут быть:

  1. Решение качественных химических задач на основе мысленного и реального эксперимента
  2. Самостоятельное прогнозирование и моделирование хим. процессов и реакций
  3. Решение химических, физико-химических и химико-бытовых проблем
  4. Критический анализ имеющихся или предоставленных фактов и формирование на их основе значимой информации

Далее начинается реализация индивидуального образовательного маршрута. Важно, чтобы ученик активно участвовал в процессе, а учитель выступал в роли наставника и консультанта. На этом этапе происходит следующее:

— Учащийся выполняет исследовательские задания.

— Проходит регулярное оценивание прогресса.

— Учитываются отзывы и самооценка ученика.

Поддержка со стороны учителя и членов семьи может повышать мотивацию и уверенность ученика в собственных силах.

Исследовательские задачи могут варьироваться по сложности и тематике.

Рассмотрим несколько примеров:

  1. Исследование pH различных растворов: Учащиеся берут набор жидкостей (соки, лекарства, моющие средства) и измеряют их pH. Затем они могут проанализировать, как состав этих веществ влияет на их кислотность и рН и какие практические выводы можно сделать.
  2. Синтез природных красителей: Учащиеся изучают, как можно получить натуральные красители из овощей и фруктов. Они могут экспериментировать с экстракцией и оценить их свойства и устойчивость к свету.
  3. Изучение химических реакций в быту: Учащиеся исследуют, как различные бытовые средства взаимодействуют друг с другом (например, уксус и сода) и составляют отчеты о наблюдаемых изменениях.

Каждое из заданий представляет собой возможность для ученика применять теоретические знания на практике, развивая критическое мышление, аналитические способности и научные подходы.

Примеры исследовательских задач:

— Каковы последствия недостатка калия в организме человека

— Какова роль химии в жизни человека

— Химия — хорошо это или плохо?

Несколько примеров исследовательских задач по химии:

  1. Определение содержание ионов свинца и хлора в снеге, почве и растениях вблизи автомагистралей
  2. Изучение загрязнения атмосферы выбросами выхлопных газов автомобилей в районе города Москвы
  3. Исследование свойств озона и разработка реактивов для его обнаружения
  4. Изучение адсорбции уксусной кислоты активированным углем и выбор модели процесса
  5. Анализ пищевых продуктов: мука, крахмал, сыр, хлеб, вода и другие на присутствие азота

Существует разные методы решения исследовательских задач по химии:

  1. Частично-поисковый метод. Учащиеся самостоятельно получают знания на основе известных фактов, применяют знания в измененной ситуации и догадываются о способах выполнения задания.
  2. Проблемный метод. Учащиеся обсуждают поставленную учителем проблему и для ее решения им необходимо получить новые знания. Учитель организует процесс обучения так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к открытию.

Эти методы используются на разных этапах решения исследовательской задачи.

  1. Анализ условия задачи, постановка проблемы
  2. Поиск путей решения, постановка проблемы и выдвижение гипотез
  3. Оформление решения, проверка гипотез
  4. Исследование задачи, обобщение и выводы

Использование исследовательских задач при формировании индивидуальных образовательных маршрутов в изучении химии позволяет не только углубить знания учащихся, но и развить их исследовательские навыки. Такой подход способствует более осознанному и полному усвоению материалов, что является важным аспектом в формировании личности и гражданина нашей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, индивидуальный образовательный маршрут, учащийся, химия, SMART, диагностик уровня знаний, изучение химии, критическое мышление, планирование мероприятий, постановка проблемы.


Похожие статьи

Использование активных методов обучения на уроках литературы (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы)

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Некоторые подходы к изложению материала при изучении физики (из опыта работы)

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Похожие статьи

Использование активных методов обучения на уроках литературы (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы)

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Некоторые подходы к изложению материала при изучении физики (из опыта работы)

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Задать вопрос