В статье авторы анализируют нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в России, оценивая его эффективность.
Ключевые слова: малое, среднее, предпринимательство, субъекты.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) по своему правовому положению отличаются от крупных предприятий. Указанные особенности находят свое непосредственное отражение в нормах действующего законодательства. Учитывая специфику правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства как участников гражданского оборота, следует признать актуальной тему настоящего исследования.
Целью исследования является анализ и оценка нормативного правового регулирования, способствующего развитию МСП в Российской Федерации, с целью выявления его эффективных и неэффективных аспектов.
Задачи исследования:
- Изучить понятие и классификацию субъектов малого и среднего предпринимательства в контексте их роли в экономике России.
- Проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, с целью выявления их эффективности.
- Оценить общую правовую характеристику поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и ее влияние на их развитие.
- Исследовать существующую инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России и выявить её ключевые элементы.
- Рассмотреть различные формы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оценить их доступность и эффективность.
- Проанализировать имущественные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и их влияние на предпринимательскую активность.
- Изучить особенности налогового обложения малого и среднего предпринимательства в России и их влияние на финансовую устойчивость.
- Исследовать нормативно-правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области и их соответствие федеральным требованиям.
- Оценить формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области, а также эффективность организаций, создающих инфраструктуру поддержки.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предмет — нормы действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего особенности правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, практика применения указанных норм, а также разработки ученых-юристов по рассматриваемому вопросу.
К субъектам МСП относятся хозяйствующие субъекты, которые отнесены законодательством к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям.
Вместе с тем, для субъектов малого и среднего предпринимательства как отдельной разновидности, группы юридических лиц характерны определенные особенности. К числу таких особенностей, согласно ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть отнесены:
- организационно-правовая форма. К группе субъектов как малого, так и среднего предпринимательства можно отнести юридические лица, созданные в организационно-правовой форме потребительных кооперативов, а также хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов.
Как видим, законодатель к числу субъектов МСП РФ относит не только коммерческие организации, но и некоммерческие организации (потребительский кооператив);
- численность работников составляет:
— пятнадцать человек (микропредприятия);
— сто и менее ста человек — малые предприятия;
— от ста одного до двухсот пятидесяти человек — средние предприятия (если законом не предусмотрено иное);
- доход субъектов малого и среднего предпринимательства не должен превышать установленных Правительством РФ предельных значений для соответствующей категории указанных субъектов;
- участие в уставном капитале малых и средних предприятий некоторых видов учредителей. Согласно положению действующего законодательства, устанавливается общая доля участия юридических лиц, публично-правовых образований и иностранных граждан, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, в деятельности малых и средних предприятий.
При урегулировании деятельности данных субъектов предпринимательства применяются и нормы специальных законодательных актов. К числу таких норм можно отнести:
- федеральные законы, на основании которых устанавливаются отдельные требования к организации и осуществлению предпринимательской;
- федеральные законы, в соответствии с которыми устанавливаются основные принципы рыночной экономики;
- федеральные законы, регламентирующие особенности правового положения юридических лиц, созданных в соответствующих организационно-правовых формах.
В настоящее время вопросам предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание, что позволяет создать необходимые условия для развития хозяйственного, гражданского оборота, поддержать конкуренцию на рынке товаров, услуг. В этой связи государством разрабатываются и внедряются различные меры поддержки [1].
В России разработана комплексная система поддержки МСП, включающая финансовые, имущественные и информационно-консультационные методы, а также акцент на образовательные инициативы. Необходимость в этих образовательных методах обосновывается изменением экономического ландшафта, где знания и компетенции играют ключевую роль в конкурентоспособности, что подчеркивается благодаря мультимодальному обучению и доступу к ресурсам через онлайн-платформы. Однако для повышения эффективности звучит необходимость улучшения взаимодействия между бизнесом и государственными структурами, что создаст более целенаправленную поддержку для предпринимателей.
Для того чтобы обустроить финансовую помощь предприятиям, государственная казна выделяет средства в рамках бюджетных ассигнований. Эти средства заранее запланированы и закреплены в бюджетном законодательстве для текущего финансового года и будущих плановых периодов, с соблюдением утвержденных норм и ограничений по бюджетным расходам. Следующая форма финансовой поддержки являются бюджетные инвестиции. Бюджетные инвестиции имеют свои особенности. Вложение инвестиций в организации МСП влечет за собой возникновение права на эквивалентную часть уставного капитала данным юридическим лицам государственной или муниципальной собственности. Третья форма финансовой поддержки — предоставление государственной и муниципальной гарантий, которая выдается для обеспечения обязательств малых и средних предприятий, а также организаций, формирующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
Подчеркивается, что субъекты малого и среднего предпринимательства испытывают определенные трудности в привлечении заемных денежных средств, что связывается со следующими факторами:
— высокие требования, которым должен соответствовать заемщик
— нехватка возможности предоставить необходимый залог или гарантии;
— высокие ставки по кредиту [2].
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно статья 18 данного закона, предусматривает меры имущественной поддержки для МСП, а также устанавливает условия предоставления такой поддержки. В частности, речь идет о предоставлении органами государственной власти и местного самоуправления определенного имущества малым и средним предприятиям.
Для более детального урегулирования порядка, условий предоставления мер имущественной поддержки рассматриваемой категории субъектов был разработан и принят специальный законодательный акт — Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимою имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ.
Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» функционирует на основании Федерального закона No422-ФЗ от 27 ноября 2018 года. Правовой эксперимент стартовал 1 января 2019 года и продлится до 31 декабря 2028 года. С 1 июля 2020 года действие закона распространяется на все регионы Российской Федерации. Переход на специальный налоговый режим физических лиц и индивидуальных предпринимателей является добровольным, а также данные лица обязаны встать на налоговый учет в качестве плательщиков налога. Заявление о постановке на учет формируется с использованием мобильного предложения «Мой налог».
В Тюменской области сложилась уникальная система правовых регуляторов, детально продуманная для улучшения экономического климата и нацеленная на расширение возможностей для МСП. Закон Тюменской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области» от 5 мая 2008 г. N 18 (ред. от 26.09.2023) представляет собой комплексный законодательный акт, нацеленный на стимулирование экономической активности и поддержку предпринимателей на региональном уровне. Региональное законодательство Тюменской области активно поддерживает развитие предпринимательских структур в лице малого и среднего бизнеса. С этой целью принято, в частности, постановление Правительства Тюменской области от 1 апреля 2008 года № 99-п, редакция которого от 12 декабря 2022 года подробно описывает механизмы предоставления субсидий данным субъектам хозяйствования. В рамках мер поддержки социально значимой деятельности и стимуляции бизнес-среды Тюменской области, существует основополагающий документ — Постановление Правительства области от 24 ноября 2009 года № 339-п, с последними поправками, внесенными в августе 2024 года. Государственная поддержка по программе включает субсидии и гранты для развития лизинга оборудования, создания и тестирования технологических инноваций, а также проектов, поддержанных ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
Постановление Правительства Тюменской области от 10 июня 2019 года № 181-п устанавливает порядок предоставления субсидий из областного бюджета для компенсации затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства.
В 2023 году был отмечен ряд инициатив, направленных на стимулирование развития деловой среды и укрепление экономики Тюменской области. Кроме того, была разработана инвестиционная стратегия в сотрудничестве с представителями бизнеса, охватывающая девять ключевых направлений, включая нефтегазовую и нефтехимическую отрасли, добычу нефти, биотехнологии, туризм, строительство, креативные индустрии и инвестиции на уровне муниципалитетов. Поддержка инновационных проектов также имела место, с выделением 30 млн рублей на эти цели, благодаря чему более 7000 компаний из 70 000 в регионе занимались разработкой и внедрением новаторских технологий.
Таким образом, совершенно очевидно, что дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и, в частности, в Тюменской области требует комплексного подхода, включающего обновление нормативной базы, развитие образовательных программ и активное привлечение предпринимателей к участию в жизни бизнеса. Перспективы роста и устойчивости сектора МСП будут зависеть от преобразований в государственной политике, направленных на поддержку инноваций и качества услуг. Только совместными усилиями государства, общества и бизнеса можно обеспечить устойчивое развитие предпринимательской активности, что в конечном итоге послужит благом для всей экономики страны.
Литература:
- Кванина В. В. Информационное обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в структуре электронного правительства / В. В. Кванина // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 1.
- Тажиева, Д. М. Государственная собственность как мера поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства / Д. М. Тажиева, А. М. Рабинович // Молодежная неделя науки Института промышленного менеджмента, экономики и торговли: сборник трудов всероссийской студенческой научно-учебной конференции, Санкт-Петербург, 27 ноября — 02 2023 года. Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2023. С. 78–81.