Взаимосвязь отношений в семье и проявлений детской агрессивности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 19.03.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Головина, М. В. Взаимосвязь отношений в семье и проявлений детской агрессивности / М. В. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123479/ (дата обращения: 02.04.2025).



Трудности в поведении детей зависят от их возрастных и индивидуальных особенностей. В статье раскрываются особенности, причины и способы коррекции агрессивного поведения детей, а также отмечена необходимость своевременного обращения к специалистам при возникающих трудностях в процессе воспитания детей. В статье отмечается значимая роль семьи в развитии и социализации ребенка, даются рекомендации успешного взаимодействия с ребенком в условиях семьи.

Ключевые слова: детская агрессивность, личность ребенка, девиантное поведение, агрессивное поведение, воспитание, семья.

В последние годы внимание родителей и специалистов привлекает проблема детской агрессивности. Данная проблема среди младших школьников является одной из наиболее актуальных в современной детской психологии и педагогике. Педагоги отмечают тревожную тенденцию к её росту, проявляющуюся в изменении поведения учащихся: возрастает возбудимость, повышается уровень шума и двигательной активности, дети становятся импульсивнее, склонны к конфликтам, упрямы и нередко проявляют жестокость. Это не просто «шалости», а серьёзное отклонение в поведении, требующее пристального внимания и комплексного подхода.

Н. М. Платонова под детской агрессивностью понимает «широкий спектр недоброжелательных действий, направленных на окружающих» [6, с. 18]. Агрессивность является свойством личности, которое может проявляться в деструктивных тенденциях, в ходе взаимодействия с ближайшим социальным окружением. Это явление не только влияет на развитие ребенка, но и оказывает негативное воздействие на его окружение. Детская агрессивность не должна рассматриваться как нормальная часть детского поведения, и ее влияние необходимо изучать и бороться с ней.

В учебном пособии «Девиантология (психология отклоняющегося поведения)» указано, что «агрессия, производное от латинского слова «aggressio», что переводится как «нападение», в области психологии трактуется как разрушительное поведение, не соответствующее общественным нормам и правилам, наносящее эмоциональный, а иногда и физический ущерб, что создает атмосферу небезопасности или вызывает психологический дискомфорт» [4, с. 67].

Агрессия выражается в стремлении нанести моральный, физический или материальный ущерб. Это одно из проявлений деструктивного поведения. Подобно многим другим чертам характера, склонность к агрессии формируется еще в детстве.

Агрессия у ребенка, как и у взрослого человека, сопровождается негативными эмоциями: озлобленностью, гневом, раздражительностью. Объектами часто становятся сверстники или члены семьи — родители, братья и сестры. Иногда ребенок ведет себя враждебно в отношении посторонних людей, животных или неодушевленных предметов. Распознать агрессивное поведение у детей можно по характерным признакам. Это мимика, угрожающая поза, соответствующие жесты, а также вегетативные изменения в виде покраснения или побледнения кожи, учащения дыхания и пульса, расширения зрачков.

Агрессивное поведение детей — одна из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются родители. Оно может проявляться в виде вспышек гнева, физического насилия, словесной грубости или разрушительных действий. Важно понимать, что детская агрессия — это не просто плохое настроение или капризы, а сигнал о внутреннем дискомфорте ребенка. Родителям необходимо найти причины такого поведения и предпринять меры для его коррекции.

Склонность к агрессии обусловлена некоторыми психофизиологическими особенностями. У детей, которые ведут себя подобным образом, обычно структуры мозга, отвечающие за эмоции, являются функционально незрелыми. При этом процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такие дети не могут самостоятельно контролировать собственные эмоции. Наряду со склонностью к агрессии им присуща заниженная самооценка, чувство неуверенности в себе, плохая переносимость физических и умственных нагрузок.

В приступе ярости дети кричат, визжат, иногда плачут. Нередко они прибегают к злословию — оскорблениям, угрозам, нецензурной брани, клевете и насмешкам. Сюда же относятся различные способы шантажа. От слов и жестов дети часто переходят к физическим актам. Они кусаются, наносят удары руками, ногами, головой объекту нападения или швыряют в него предметами. Иногда ребенок бьет животных или другими способами пытается причинить им боль. Нередко дети в состоянии агрессии портят предметы — книги, мебель, игрушки.

Практика показывает, что эпизоды агрессивности, раздражительности, вспышки гнева отмечались хотя бы один раз практически у каждого ребенка. Но для некоторых детей такое поведение становится нормой. Это свидетельствует о стойких негативных изменениях детской психики.

В период дошкольного возраста агрессия в основном носит манипулятивный и вербальный характер, хотя малыши в детском саду нередко могут вступать и в драку за обладание игрушками.

По мере взросления меняется характер проявлений. Агрессия направлена на то, чтобы самоутвердиться, защитить себя, отстоять собственную точку зрения. В младшем школьном возрасте уже появляются гендерные различия. Мальчики предпочитают физическое воздействие — дерутся, толкают друг друга. Девочки склонны к вербальной форме в виде насмешек, оскорблений. Объектами нападок часто являются физически слабые сверстники или «белые вороны» с особенностями характера, поведения, внешнего вида.

Гормональная перестройка в подростковом возрасте проявляется эмоциональной неустойчивостью. Учащаются конфликты между сверстниками, родителями, школьными преподавателями. Агрессия может проявляться во всех видах как у юношей, так и у девушек.

Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Психологами доказано, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

Л. А. Лазаренко отмечает, что «на становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада» [5, с. 402]. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования Д. А. Щёголевой, Л. В. Варченко, В. С. Недельской показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию [7].

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Приступы агрессии у детей могут быть вызваны множеством факторов. Заболевания, особенно затрагивающие работу головного мозга, могут существенно увеличить уровень агрессивности. Не менее значительным является и влияние семейного окружения.

На практике отмечается, что чрезмерно жесткое воспитание, сопровождающееся частыми наказаниями, может способствовать формированию у детей тревожности, подозрительности и жестокости. В противовес этому, заботливое и внимательное отношение со стороны родителей значительно снижает вероятность развития подобных черт характера.

Также важно, каким образом осуществляется наказание за проявление гнева. Подавление агрессии может привести к ее нарастанию. Игнорирование агрессивных проявлений может научить ребенка считать такое поведение допустимым.

Родители, умеющие находить компромиссы, способны «воспитать» в своих детях умение конструктивно управлять агрессией, объясняя им, почему такое поведение является неприемлемым и какие чувства испытывает жертва агрессии.

Ребенок чувствует себя в безопасности в стабильной семейной среде. Злость и агрессия часто являются попыткой ребенка выразить свои эмоции и потребности. Современные теории эмоционального интеллекта подтверждают, что способность ребенка управлять своими эмоциями формируется с раннего возраста на примере родителей.

Для понимания данной проблемы необходимо взглянуть на ее корни. Одной из возможных причин детской агрессивности является побуждение со стороны окружающей среды. Если ребенок постоянно находится в стрессовой обстановке, проживает в семье с конфликтной атмосферой или подвергается насилию, то его реакция может стать агрессивной.

А. Басс считает, что «основные причины, способствующие формированию детской агрессии, включают: соматические заболевания, нарушения в работе мозга, стили воспитания и тип наказаний» [1, c. 18].

Существует множество факторов, которые могут привести к развитию агрессивности у детей. Одной из основных причин является негативное воздействие окружающей среды на развитие личности ребенка. Если ребенок постоянно находится в стрессовых ситуациях, не получает достаточного внимания и заботы со стороны родителей, это может негативно сказаться на его эмоциональном состоянии.

Кроме того, детская агрессивность может быть вызвана влиянием медиа и иных внешних источников информации. Увлечение насилием в видеоиграх, просмотр агрессивного контента в телевизоре или Интернете могут стать катализаторами агрессивного поведения.

Другой не менее важной причиной детской агрессивности является плохой образец поведения, который демонстрируют родители или другие взрослые лица. Дети наблюдают и повторяют то, что видят у своих родителей, и если они видят агрессивное поведение, они могут считать его нормальным и подражать ему.

Влияние среды также включает в себя общение с агрессивными сверстниками или подвергание ребенка негативному влиянию со стороны медиа, таких, как насилие в фильмах или компьютерные игры с агрессивным содержанием. Волнение и нестабильность внешней среды оказывают негативное влияние на психику ребенка, приводя к возникновению агрессивного поведения.

Психологи А. Гуггенбюль; Н. Скородума и В. Зеленский заметили, что «ребенок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит в своей семье унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки, проявление жестокости» [2, с. 102]. Если родители (законные представители) позволяют говорить детям одно, а делать другое, негативно отзываться об учителях, воспитателях и иных людях, то это также может стать поводом для проявления ребенком агрессии.

Детская агрессивность может привести к серьезным последствиям для ребенка и его окружения. Внутренние последствия включают нарушение эмоционального состояния ребенка, потерю самооценки и проблемы в саморегуляции эмоций. Ребенок может стать замкнутым, избегать общения с другими людьми и испытывать чувство вины и стыда из-за своего агрессивного поведения.

Внешние последствия включают физические повреждения других детей или взрослых, а также проблемы с обучением и адаптацией в коллективе. Агрессивное поведение ребенка может негативно сказаться на его успехе в учебе и социальном развитии.

Работа с детской агрессивностью требует комплексного подхода и вовлечения различных специалистов, таких как психологи, педагоги и врачи. Одним из основных методов работы является позитивное воспитание. Ребенку необходимо объяснить, что агрессивное поведение неприемлемо и вредно для его и окружающих.

Важно помочь ребенку осознать свои эмоции и научиться контролировать их. Методы релаксации и дыхательные практики могут помочь ребенку справиться с накопившимися негативными эмоциями. Ответственность за свои действия также является важным аспектом работы с детской агрессивностью. Ребенку необходимо понять, что он несет ответственность за свои поступки и последствия, которые они могут повлечь.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. С. Н. Еникопова утверждает, что «эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию» [3, с. 82]. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Таким образом, агрессивность — это серьезная психологическая проблема, требующая внимания и понимания. Причины агрессивного поведения могут быть разными, и для решения проблемы необходимо выявить их и разработать индивидуальный подход. Обучение эмоциональной регуляции, развитие социальных навыков и создание поддерживающего окружения — ключевые способы борьбы с детской агрессивностью. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и для успешного решения этой проблемы необходимо принять во внимание его индивидуальные особенности.

Важным аспектом является согласованность требований родителей и их личный пример. Действия родителей не должны противоречить тому, что они требуют от ребенка, поскольку агрессия, наблюдаемая в семье, может восприниматься ребенком как норма.

В целях заботы и воспитания своего ребенка каждому родителю необходимо научиться слышать своих детей, как можно чаще проводить совместное время, организовывать досуг и искренне интересоваться жизнью и интересами своего чада.

Литература:

  1. Басс, А. Агрессивное поведение / А. Басс. — Москва: «Аст», 2020. — 190 с.
  2. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль; Пер. с нем. Н. Скородума; Послесл. В. Зеленского. — Санкт-Петербург, 2021. — 218 с.
  3. Еникопов, С. Н. Дети и психология агрессии / С. Еникопов. -: Школа здоровья, — 2021. -186с.
  4. Змановская, Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. В. Змановская. — 3-е изд. — Москва: Издательский центр Академия, 2019. — 412 с.
  5. Лазаренко, Л. А. Теоретическое обоснование видов и критериев проявления агрессии у подростков / Л. А. Лазаренко, М. А. Лазаренко // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания, 2024. — 406 с.
  6. Платонова, Н. М. Агрессия детей и подростков. / Н. М. Платонова. — Санкт-Петербург: Речь, 2024. — 336 с.
  7. Щёголева Д. А. Изучение влияния детско-родительских отношений на проявление подростковой агрессивности: сборник трудов конференции / Д. А. Щёголева, Л. В. Варченко, В. С. Недельская. — Сормовские чтения-2025: научно-образовательное пространство, реалии и перспективы повышения качества образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Краснодар, 14 февр. 2025 г.). — Чебоксары: ИД Среда, 2025.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детская агрессивность, агрессивное поведение, агрессия, родитель, агрессивное поведение детей, детская агрессия, комплексный подход, негативное влияние, негативное воздействие.


Похожие статьи

Психологическая помощь родителям детей с психическими заболеваниями

В статье анализируется специфика участия родителей в воспитании, адаптации и социализации ребенка с психическими заболеваниями. Описаны возможности психологической помощи родителям таких детей и сложности, с которыми обычно сталкиваются специалисты п...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Психолого-педагогические подходы к развитию мотивации при обучении иностранному языку в начальных классах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся повышения мотивации младших школьников при обучении иностранного языка. Предлагается определение мотивации и обсуждается ее значимость для более успешного овладения языком. В работе описываются возрастные ...

Проблема готовности к школе: психологические, педагогические и социальные аспекты

В статье рассматривается проблема готовности ребенка к школе как комплексный феномен, включающий психологические, педагогические и социальные аспекты. Автор проводит анализ ключевых компонентов психологической готовности, описывает аспекты педагогиче...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Похожие статьи

Психологическая помощь родителям детей с психическими заболеваниями

В статье анализируется специфика участия родителей в воспитании, адаптации и социализации ребенка с психическими заболеваниями. Описаны возможности психологической помощи родителям таких детей и сложности, с которыми обычно сталкиваются специалисты п...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Психолого-педагогические подходы к развитию мотивации при обучении иностранному языку в начальных классах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся повышения мотивации младших школьников при обучении иностранного языка. Предлагается определение мотивации и обсуждается ее значимость для более успешного овладения языком. В работе описываются возрастные ...

Проблема готовности к школе: психологические, педагогические и социальные аспекты

В статье рассматривается проблема готовности ребенка к школе как комплексный феномен, включающий психологические, педагогические и социальные аспекты. Автор проводит анализ ключевых компонентов психологической готовности, описывает аспекты педагогиче...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Задать вопрос