Туберкулёз органов дыхания является одним из наиболее распространённых и опасных инфекционных заболеваний в мире. Особенно уязвимой группой для этого заболевания являются подростки, которые находятся в периоде активного физического и психологического развития. Данное инфекционное заболевание требует комплексного подхода к лечению и реабилитации пациентов этой возрастной категории. Одним из важных аспектов успешного лечения является психологическое состояние больного, в том числе его отношение к болезни.
Ключевые слова: болезнь, подросток, туберкулез органов дыхания, тип отношения к болезни, психологическая поддержка.
Tuberculosis of the respiratory system is one of the most widespread and dangerous infectious diseases in the world. Adolescents who are in a period of active physical and psychological development are particularly vulnerable to this disease. This infectious disease requires a comprehensive approach to the treatment and rehabilitation of patients in this age group. One of the important aspects of successful treatment is the psychological state of the patient, including his attitude to the disease.
Keywords: disease, adolescent, tuberculosis of the respiratory system, type of attitude to the disease, psychological support.
Введение. Изучение типа отношения к болезни у подростков больных туберкулёзом является важным шагом в понимании особенностей течения болезни, и способствуют разработке эффективных методов лечения и реабилитации. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ психологической поддержки подростков страдающих туберкулёзом. Особое значение исследование типа отношения к болезни приобретает в контексте существующей проблемы повышения приверженности лечению больных туберкулезом.
На базе детского стационарного отделения противотуберкулезного диспансера г. Воронежа накоплен опыт по разработке целеориентированных методов психологической поддержки и повышения мотивации к лечению на основе данных изучения типа отношения к болезни у подростков больных туберкулёзом органов дыхания.
При исследовании отношения к болезни подростков, находящихся на лечении в детском стационарном отделении, используются следующие методы:
— разработанная в Санкт-Петербургский научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева методика «ТОБОЛ», в основе которой лежит типология отношений к болезни, предложенная А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым (1980);
— анализ медицинской документации (изучаются медицинские карты подростков для выявления особенностей течения болезни и лечения);
— индивидуальные и групповые беседы с пациентами, чтобы получить более глубокое понимание их отношения к болезни.
При анализе результатов исследования типа отношения к болезни обращает на себя внимание, что у подростков больных туберкулёзом органов дыхания могут встречаться различные типы отношения к болезни. Такое разнообразие типов в условиях детского стационарного отделения противотуберкулезного диспансера связано как со спецификой заболевания, так и с такими факторами как:
— социально-конституциональные характеристики и особенности личности подростка;
— отношение к заболеванию в семье и значимой для подростка социальной группе;
— собственный жизненный опыт.
Особо следует подчеркнуть, что отношение к болезни не статично и может меняться в зависимости от стадии болезни, эффективности лечения или других факторов.
Так, на ранних стадиях заболевания, когда подросток только начинает лечение, или при эффективной противотуберкулезной терапии, он может относиться к болезни позитивно, воспринимая её как временное состояние, которое можно преодолеть. Такие подростки проявляют активное отношение к лечению, выполняя рекомендации врача и стремясь к выздоровлению. По классификации отношения к болезни А. Е. Личко, это такие типы, как:
— гармоничный тип (подростки принимают свою болезнь, не зацикливаются на ней, сохраняя активность и оптимизм);
— эргопатический тип (подростки стараются сохранить свой привычный образ жизни, несмотря на наличие заболевания, продолжая активно учиться или заниматься любимым хобби, начинают интересоваться новыми увлечениями, пробовать себя в различных видах деятельности).
На более поздних стадиях заболевания, когда лечение оказывается более сложным и длительным, или при появлении серьезных осложнений и значимых побочных реакций организма, у подростка может сформироваться негативное отношение к болезни с ярко выраженными страхом, тревогой, депрессией. В некоторых случаях подростки могут отрицать наличие болезни, её серьёзность, не желая признавать сам факт наличия заболевания. Возможен страх перед возможными последствиями или непонимание реальной ситуации. Некоторые подростки могут проявлять пассивное отношение к лечению, не проявляя инициативы или не выполняя рекомендации лечащего врача [1].
Так, у пациентов детского отделения противотуберкулезного диспансера встречаются следующие типы отношения в болезни, которые затрудняют процесс лечения и реабилитации:
— анозогнозический тип (подростки отрицают наличие болезни, не признают необходимость лечения, с легкостью и беззаботностью игнорируют симптомы болезни);
— тревожный тип (подростки испытывают страх и тревогу, связанные с болезнью, часто обращаются за помощью к врачам с бесконечными жалобами);
— ипохондрический тип (подростки сосредоточены на своих ощущениях и симптомах, преувеличивая тяжесть своего состояния);
— неврастенический тип (подростки раздражительны, быстро утомляются, часто жалуются на плохое самочувствие);
— меланхолический тип (подростки склонны к депрессии, часто испытывают чувство вины и безысходности);
— апатический тип (подростки безразличны к своей болезни, не проявляют интереса к лечению, не выполняют рекомендации врачей);
— сенситивный тип (подростки чувствительны к мнению окружающих, стараются скрыть свою болезнь из-за страха осуждения);
— эгоцентрический тип (подростки используют свою болезнь для привлечения внимания, требуют особого отношения к себе со стороны близких или медицинского персонала);
— паранойяльный тип (подростки активно обвиняют других в своей болезни, ищут виновных, проявляют недоверие к процессу лечения в целом и к медперсоналу в частности);
— дисфорический тип (подростки испытывают злость и раздражение, связанные с болезнью, часто конфликтуют с близкими, сверстниками и сотрудниками диспансера) [2].
Отрицание болезни, недооценка её тяжести или, наоборот, преувеличение тяжести своего состояния — все это необходимо учитывать для повышения эффективности лечения и психологической реабилитации подростков, больных туберкулёзом органов дыхания. Для этого на основе полученных данных разрабатывается индивидуальная программа психологической поддержки, которая учитывает их тип отношения к болезни. Программа включает в себя индивидуальные и групповые консультации, тренинги, занятия по арт-терапии и другие формы и методы работы.
Основополагающие принципы реализуемой программы психологической поддержки подростков, проходящих лечение в условиях детского стационара противотуберкулезного диспансера, следующие:
- Индивидуальный подход (учитываются индивидуальные особенности каждого подростка: возраст, пол, социальные условия, наличие других заболеваний и иные факторы, которые могут влиять на тип отношения к болезни).
- Доступность актуальной и объективной информации о специфике заболевании и особенностях противотуберкулезной терапии (разъяснение подросткам важности противотуберкулезного лечения, информирование о современных методах диагностики и лечения, их эффективности и безопасности, предоставление информации как поддерживать здоровый образ жизни во время лечения).
- Поддержка социальной адаптации подростков (помощь в сохранении социальных связей с друзьями и близкими, стимуляция активности и участия в общественной жизни, нахождение новых интересов и хобби, которые могут помочь им отвлечься от болезни).
- Работа с семьёй и близким окружением ребенка (вовлечение семьи подростка и его близких в процесс лечения и психологической поддержки).
- Принцип мультидисциплинарного подхода при оказании психологической помощи (при необходимости подростки направляются к психиатру, психотерапевту, социальному работнику).
- Динамическое наблюдение и оценка эффективности реализуемой программы (анализ результатов исследования и внесение корректив в программу, если это необходимо) [3, 4]
В реализуемой программе психологической поддержки подростков с туберкулёзом органов дыхания используются различные формы и методы психологической помощи: сказкотерапия, игротерапия, АРТ-терапия, телесно-двигательной терапии, элементы КПТ, дыхательная гимнастика, релаксация и медитация, аутотренинг и другие. Эти методы применяются в комплексе с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента, существенно улучшая качество жизни подростков и повышая эффективность проводимой противотуберкулезной терапии.
Так, например, использование в рамках реализуемой программы психологической поддержки элементов когнитивно-поведенческой терапии помогает подросткам изменить негативные мысли и убеждения, связанные с болезнью, учит их заменять негативные мысли на более позитивные и реалистичные. Такие методы, как ведение дневника благодарности, медитация и упражнения на осознанность способствуют развитию сильных сторон и положительных качеств личности подростков больных туберкулезом. Подростки учатся находить внутренние мотивы для соблюдения рекомендаций врача. Арт-терапия позволяет подросткам выразить свои чувства и переживания через творчество. Групповые формы работы (тренинги, дискуссии, беседы и пр.) создают возможность для общения с другими подростками, переживающими схожие трудности и помогает снизить чувство изоляции и получить поддержку от сверстников. Обучение техникам медитации и релаксации способствует снижению уровня стресса и тревоги [5].
Эти и другие формы и методы психологической поддержки подростков больных туберкулезом органов дыхания способствуют формированию гармоничного типа отношения к болезни, что в свою очередь содействует повышению эффективности противотуберкулезной терапии и повышению приверженности лечению.
Заключение. Таким образом, исследование типа отношения к болезни у подростков, больных туберкулёзом органов дыхания, является важным шагом на пути к разработке эффективных методов психологической поддержки. Полученные данные могут быть использованы в практической работе с подростками, больными туберкулёзом. Психологическая поддержка и коррекция отношения к болезни могут помочь подросткам принять свою болезнь, сохранить активность и оптимизм, а также повысить мотивацию к лечению.
Литература:
- Лебедева Л. И. Психологические аспекты туберкулёза у детей и подростков. Изд. Москва: Медицина, 2016г. — 188 с.
- Психологическая диагностика отношения к болезни. Пособие для врачей / Изд. Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2005 г. — 33 с.
- Сидоров, П.И., Парфёнов, Ю. А. Психологические особенности больных туберкулёзом / Изд. Санкт-Петербург: СпецЛит 2009 г. — 38 с.
- Смирнов В. М., Петрова Е. А. Туберкулёз у детей и подростков: психологические аспекты / Изд. Москва: Практическая медицина, 2013 г.- 26 с.
- Чувашева Ю. В., Куташов В. А. Психологическое сопровождение детей и подростков больных туберкулезом органов дыхания в условиях детского стационарного отделения / Журнал «Центральный научный вестник» Том 2 - Номер 8(25) — 2017г. — С. 52–54