Роль эмоционального интеллекта руководителя в деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 23.03.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Лазник, И. В. Роль эмоционального интеллекта руководителя в деятельности организации / И. В. Лазник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123487/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье раскрывается роль эмоционального интеллекта управленческого персонала в деятельности организации. Показана значимость развития эмоционального интеллекта руководителя для повышения эффективности его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: руководитель организации, эмоциональный интеллект, управление эмоциями

В настоящее время проблема эмоционального интеллекта вызывает интерес как у отечественных, так и зарубежных исследователей. Данная проблематика начала изучаться лишь в конце XX в. Феномен «эмоциональный интеллект» выделился из социального интеллекта и изначально начал исследоваться за рубежом. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить работы Д. Гоулмана, Дж. Майера, П. Сэловея и др.

Позже данная проблематика начала изучаться в нашей стране, и в этой связи необходимо отметить исследования Д. Б. Люсина, который эмоциональный интеллект трактовал как «способность к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими» [7, с. 264]. Согласно теоретической модели автора, в структуре эмоционального интеллекта «можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект (по направленности на свои или чужие эмоции), с другой стороны, способности к пониманию и управлению эмоциями» [7, с. 266].

Для представителей многих профессий эмоциональный интеллект является важной способностью. Как отмечает Д. Б. Ушаков, «внутри профессии люди уже оказываются в определенной степени подобранными по интеллекту. Если бы внутри одной какой-либо сложной профессии мы наблюдали представителей всего спектра интеллектуальных возможностей, то перед нами предстала бы еще более впечатляющая картина. Однако этого не происходит, и люди с недостаточным когнитивным развитием не выбирают сложных профессий или отсеиваются на подступах к ним» [7, с. 13].

В исследованиях психологов подчеркивается важность эмоционального интеллекта в деятельности управленческого персонала организации. Так, связь эмоционального интеллекта и эффективности профессиональной деятельности руководителя исследовалась в работах О. В. Белоконь, Т. А. Панковой, Е. А. Хлевной, В. А. Штроо и др. Так, в исследовании О. В. Белоконь было показано, что «уровень эмоционального интеллекта связан с деловым стилем лидерства, психологическим климатом в коллективе и мотивацией сотрудников при выполнении задач» [7, с. 60]. В исследовании Т. А. Панковой установлено, что «у руководителей с высоким уровнем эмоционального интеллекта большая удовлетворенность своим трудом, и они менее подвержены эмоциональному выгоранию» [5]. Е. А. Хлевной была установлена «положительная связь между уровнем эмоционального интеллекта руководителей и эффективностью их деятельности, измеряемая степенью достижения ключевых показателей эффективности (KPI)» [8].

В современных научных публикациях также показана значимость такой характеристики, как эмоциональный интеллект в деятельности руководителя [1; 2; 3; 4; 5; 6]. В. П. Маслов, Л. П. Синяева, И. В. Додорина в своей статье отмечают, что «меняется роль управленческой функции и компетенции руководителей. Она становится многофункциональной. Известно, что работодатель по отношению к персоналу выполняет функции (роли) организатора, администратора, модератора. Эти роли рациональные, измеримые, они находят отражение в должностных инструкциях конкретного работника. Реализация содержания этой функции, направленной на оценку удовлетворенности организацией труда и производства на предприятии, и выполнение мер по учету факторов, формирующих удовлетворенность, определяет лояльность персонала, его вовлеченность в дела коллектива, мотивирует работника на трудовую активность и, в конечном итоге, обеспечивает рост эффективности труда» [3, с. 56]. Авторы считают, что «вовлеченность работника в любую деятельность должна сопровождаться внутренней мотивацией, вдохновением, которая формируется наличием развитого эмоционального интеллекта руководителя. Его составляющие:

  1. Осознание и управление собственными эмоциями («самоконтроль»).
  2. Умение понимать и чувствовать эмоциональное состояние других («эмпатия»).
  3. Способность взаимодействовать с другими людьми, помогать им в разрешении спорные ситуаций («социальность»).
  4. Способность быть примером для других («личное влияние» «лидерство»).
  5. Умение самостоятельно добиваться целей («цели и видение»)» [3, с. 58].

Авторы резюмируют, что в современных условиях «из всех возможных функций руководителя наиболее востребованным становится эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект необходим как умение контролировать свое поведение и отношения с окружающими, сохраняя верность своим ценностям и замыслам. Основные профессиональные компетенции, связанные с организацией трудового процесса, стабильно реализуются. А в настоящее время возникает насущная потребность в проявлении эмоционального интеллекта для реализации социальной функции кадрового менеджмента, роли EQ-лидера» [3, с. 61].

Е. А. Смирнов, М. В. Рослякова в своем исследовании раскрывают гендерные особенности эмоционального интеллекта руководителя. Авторы отмечают, что «поскольку эмоциональный интеллект рассматривается как технология повышения эффективности управления, полагаем целесообразным добавить к компонентам, составляющим данный интеллект, гендерную чувствительность, под которой понимается способность руководителя замечать ситуации гендерного неравенства в коллективе, умение противостоять дискриминационным действиям сотрудников по признаку пола, не допускать гендерного неравенства в отношениях с подчиненными. Гендерная чувствительность руководителя и его социальные навыки общения могут способствовать эффективному управлению взаимоотношениями, развитию умения понимать состояние работающих мужчин и женщин и мотивы их поведения» [6, с. 83].

Е. В. Гордеева и Ю. М. Казак считают, что «главной задачей руководителя является повышение своей эмоциональной грамотности, и как следствие, поддержание гармонии и духовного равновесия в трудовом коллективе. Эффективный руководитель обязан научиться завоевывать доверие у своих подчиненных. Один лидер вызывает у слушателей неприязнь и враждебный настрой к своей личности, другой же наделяет оптимизмом и даже воодушевляет на преодоление трудностей» [1, с. 137].

О. В. Мячина выделяет несколько составных элементов, которые определяют «высокий уровень эмоционального интеллекта руководителя:

— способность понять природу происхождения собственных эмоций, а также определить основные причины их возникновения;

— навык успешной идентификации собственных эмоциональных проявлений;

— способность управлять и контролировать собственные эмоциональные проявления, при этом не подавляя их, навык эмоционального самоуправления;

— умение различать эмоции других руководителей, партнеров и сотрудников, их идентификация;

— управление и регулирование эмоционального состояния оппонентов на всех уровнях профессионального взаимодействия» [4, с. 66].

Таким образом, анализ современных исследований показывает значимость эмоционального интеллекта управленческого персонала в деятельности организации. Развитие данной характеристики позволит руководителю повысить эффективность своей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Гордеева, Е. В. Эмоциональный интеллект и лидерские способности руководителя / Е. В. Гордеева, Ю. М. Казак // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 3–1 (73). — С. 136–139.
  2. Ланских, М. В. Психотехнологии саморазвития личности руководителя современной организации / Ланских М. В., Гут Ю. Н., Доронина Н. Н. / Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического мероприятия. — Белгород, 2020. — С. 146–151.
  3. Маслов, В. П. Эмоциональный интеллект руководителя как инструмент эффективного управления персоналом / В. П. Маслов, Л. П. Синяева, И. В. Додорина // Вестник СамГУПС. — 2019. — № 3(45). — С. 56–62.
  4. Мячина, О. В. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс в работе руководителя / О. В. Мячина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2022. — № 07. — С. 64–67
  5. Панкова, Т. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя / Т. А. Панкова // Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2010. — № 2(10). — URL: http://psystudy. ru
  6. Смирнов, Е. А. Эмоциональный интеллект и гендерная чувствительность в работе руководителя: современные подходы / Е. А. Смирнов, М. В. Рослякова // Женщина в российском обществе. — 2019. — № 4. — С. 80–87.
  7. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 351 с.
  8. Хлевная, Е. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности: на примере руководителей: Дисс.... канд. психол. наук / Е. А. Хлевная. — М., 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект руководителя, KPI, высокий уровень, гендерное неравенство, деятельность организации, проблематика начала, профессиональная деятельность, управление эмоциями, управленческий персонал.


Похожие статьи

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя. Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Эмоциональный интеллект в работе руководителя образовательной организации

В статье анализируются исследования, указывающие на необходимость развития эмоционального интеллекта у руководителей школ. Эмоциональный интеллект рассматривается как фактор эффективной реализации всех функций лидера. Уделяется внимание эмоциональном...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Развитие эмоционального интеллекта работников как направление совершенствования кадровой политики органов государственной и муниципальной власти

В статье рассматриваются особенности эмоционального интеллекта, его влияния на личность и поведение государственных и муниципальных служащих, так как профессиональная деятельность этих людей сопровождается эмоциональной напряженностью, вызванной высо...

Роль специалиста-психолога в разработке мотивационной политики организации

В статье выявлена роль специалиста-психолога в управлении персоналом и построении мотивационной политики организации. Подчеркнута экономическая эффективность привлечения психолога в качестве консультанта при формировании мотивационного аспекта кадров...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Мотивационный потенциал сотрудников организации

В статье раскрыты сущность мотивационного потенциала сотрудников организации, приведены наиболее известные и распространенные методы как материальной, так и нематериальной мотивации. Рассмотрены пути совершенствования системы мотивации для эффективно...

Эффективность управления персоналом как необходимое условие повышения конкурентоспособности организации

В статье раскрыта роль повышения эффективности управления персоналом для повышения конкурентоспособности организации. Определена значимость трудового коллектива как стратегического ресурса организации.

Похожие статьи

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя. Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Эмоциональный интеллект в работе руководителя образовательной организации

В статье анализируются исследования, указывающие на необходимость развития эмоционального интеллекта у руководителей школ. Эмоциональный интеллект рассматривается как фактор эффективной реализации всех функций лидера. Уделяется внимание эмоциональном...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Развитие эмоционального интеллекта работников как направление совершенствования кадровой политики органов государственной и муниципальной власти

В статье рассматриваются особенности эмоционального интеллекта, его влияния на личность и поведение государственных и муниципальных служащих, так как профессиональная деятельность этих людей сопровождается эмоциональной напряженностью, вызванной высо...

Роль специалиста-психолога в разработке мотивационной политики организации

В статье выявлена роль специалиста-психолога в управлении персоналом и построении мотивационной политики организации. Подчеркнута экономическая эффективность привлечения психолога в качестве консультанта при формировании мотивационного аспекта кадров...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Мотивационный потенциал сотрудников организации

В статье раскрыты сущность мотивационного потенциала сотрудников организации, приведены наиболее известные и распространенные методы как материальной, так и нематериальной мотивации. Рассмотрены пути совершенствования системы мотивации для эффективно...

Эффективность управления персоналом как необходимое условие повышения конкурентоспособности организации

В статье раскрыта роль повышения эффективности управления персоналом для повышения конкурентоспособности организации. Определена значимость трудового коллектива как стратегического ресурса организации.

Задать вопрос