В статье раскрывается роль эмоционального интеллекта управленческого персонала в деятельности организации. Показана значимость развития эмоционального интеллекта руководителя для повышения эффективности его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: руководитель организации, эмоциональный интеллект, управление эмоциями
В настоящее время проблема эмоционального интеллекта вызывает интерес как у отечественных, так и зарубежных исследователей. Данная проблематика начала изучаться лишь в конце XX в. Феномен «эмоциональный интеллект» выделился из социального интеллекта и изначально начал исследоваться за рубежом. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить работы Д. Гоулмана, Дж. Майера, П. Сэловея и др.
Позже данная проблематика начала изучаться в нашей стране, и в этой связи необходимо отметить исследования Д. Б. Люсина, который эмоциональный интеллект трактовал как «способность к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими» [7, с. 264]. Согласно теоретической модели автора, в структуре эмоционального интеллекта «можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект (по направленности на свои или чужие эмоции), с другой стороны, способности к пониманию и управлению эмоциями» [7, с. 266].
Для представителей многих профессий эмоциональный интеллект является важной способностью. Как отмечает Д. Б. Ушаков, «внутри профессии люди уже оказываются в определенной степени подобранными по интеллекту. Если бы внутри одной какой-либо сложной профессии мы наблюдали представителей всего спектра интеллектуальных возможностей, то перед нами предстала бы еще более впечатляющая картина. Однако этого не происходит, и люди с недостаточным когнитивным развитием не выбирают сложных профессий или отсеиваются на подступах к ним» [7, с. 13].
В исследованиях психологов подчеркивается важность эмоционального интеллекта в деятельности управленческого персонала организации. Так, связь эмоционального интеллекта и эффективности профессиональной деятельности руководителя исследовалась в работах О. В. Белоконь, Т. А. Панковой, Е. А. Хлевной, В. А. Штроо и др. Так, в исследовании О. В. Белоконь было показано, что «уровень эмоционального интеллекта связан с деловым стилем лидерства, психологическим климатом в коллективе и мотивацией сотрудников при выполнении задач» [7, с. 60]. В исследовании Т. А. Панковой установлено, что «у руководителей с высоким уровнем эмоционального интеллекта большая удовлетворенность своим трудом, и они менее подвержены эмоциональному выгоранию» [5]. Е. А. Хлевной была установлена «положительная связь между уровнем эмоционального интеллекта руководителей и эффективностью их деятельности, измеряемая степенью достижения ключевых показателей эффективности (KPI)» [8].
В современных научных публикациях также показана значимость такой характеристики, как эмоциональный интеллект в деятельности руководителя [1; 2; 3; 4; 5; 6]. В. П. Маслов, Л. П. Синяева, И. В. Додорина в своей статье отмечают, что «меняется роль управленческой функции и компетенции руководителей. Она становится многофункциональной. Известно, что работодатель по отношению к персоналу выполняет функции (роли) организатора, администратора, модератора. Эти роли рациональные, измеримые, они находят отражение в должностных инструкциях конкретного работника. Реализация содержания этой функции, направленной на оценку удовлетворенности организацией труда и производства на предприятии, и выполнение мер по учету факторов, формирующих удовлетворенность, определяет лояльность персонала, его вовлеченность в дела коллектива, мотивирует работника на трудовую активность и, в конечном итоге, обеспечивает рост эффективности труда» [3, с. 56]. Авторы считают, что «вовлеченность работника в любую деятельность должна сопровождаться внутренней мотивацией, вдохновением, которая формируется наличием развитого эмоционального интеллекта руководителя. Его составляющие:
- Осознание и управление собственными эмоциями («самоконтроль»).
- Умение понимать и чувствовать эмоциональное состояние других («эмпатия»).
- Способность взаимодействовать с другими людьми, помогать им в разрешении спорные ситуаций («социальность»).
- Способность быть примером для других («личное влияние» «лидерство»).
- Умение самостоятельно добиваться целей («цели и видение»)» [3, с. 58].
Авторы резюмируют, что в современных условиях «из всех возможных функций руководителя наиболее востребованным становится эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект необходим как умение контролировать свое поведение и отношения с окружающими, сохраняя верность своим ценностям и замыслам. Основные профессиональные компетенции, связанные с организацией трудового процесса, стабильно реализуются. А в настоящее время возникает насущная потребность в проявлении эмоционального интеллекта для реализации социальной функции кадрового менеджмента, роли EQ-лидера» [3, с. 61].
Е. А. Смирнов, М. В. Рослякова в своем исследовании раскрывают гендерные особенности эмоционального интеллекта руководителя. Авторы отмечают, что «поскольку эмоциональный интеллект рассматривается как технология повышения эффективности управления, полагаем целесообразным добавить к компонентам, составляющим данный интеллект, гендерную чувствительность, под которой понимается способность руководителя замечать ситуации гендерного неравенства в коллективе, умение противостоять дискриминационным действиям сотрудников по признаку пола, не допускать гендерного неравенства в отношениях с подчиненными. Гендерная чувствительность руководителя и его социальные навыки общения могут способствовать эффективному управлению взаимоотношениями, развитию умения понимать состояние работающих мужчин и женщин и мотивы их поведения» [6, с. 83].
Е. В. Гордеева и Ю. М. Казак считают, что «главной задачей руководителя является повышение своей эмоциональной грамотности, и как следствие, поддержание гармонии и духовного равновесия в трудовом коллективе. Эффективный руководитель обязан научиться завоевывать доверие у своих подчиненных. Один лидер вызывает у слушателей неприязнь и враждебный настрой к своей личности, другой же наделяет оптимизмом и даже воодушевляет на преодоление трудностей» [1, с. 137].
О. В. Мячина выделяет несколько составных элементов, которые определяют «высокий уровень эмоционального интеллекта руководителя:
— способность понять природу происхождения собственных эмоций, а также определить основные причины их возникновения;
— навык успешной идентификации собственных эмоциональных проявлений;
— способность управлять и контролировать собственные эмоциональные проявления, при этом не подавляя их, навык эмоционального самоуправления;
— умение различать эмоции других руководителей, партнеров и сотрудников, их идентификация;
— управление и регулирование эмоционального состояния оппонентов на всех уровнях профессионального взаимодействия» [4, с. 66].
Таким образом, анализ современных исследований показывает значимость эмоционального интеллекта управленческого персонала в деятельности организации. Развитие данной характеристики позволит руководителю повысить эффективность своей профессиональной деятельности.
Литература:
- Гордеева, Е. В. Эмоциональный интеллект и лидерские способности руководителя / Е. В. Гордеева, Ю. М. Казак // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 3–1 (73). — С. 136–139.
- Ланских, М. В. Психотехнологии саморазвития личности руководителя современной организации / Ланских М. В., Гут Ю. Н., Доронина Н. Н. / Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического мероприятия. — Белгород, 2020. — С. 146–151.
- Маслов, В. П. Эмоциональный интеллект руководителя как инструмент эффективного управления персоналом / В. П. Маслов, Л. П. Синяева, И. В. Додорина // Вестник СамГУПС. — 2019. — № 3(45). — С. 56–62.
- Мячина, О. В. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс в работе руководителя / О. В. Мячина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2022. — № 07. — С. 64–67
- Панкова, Т. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя / Т. А. Панкова // Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2010. — № 2(10). — URL: http://psystudy. ru
- Смирнов, Е. А. Эмоциональный интеллект и гендерная чувствительность в работе руководителя: современные подходы / Е. А. Смирнов, М. В. Рослякова // Женщина в российском обществе. — 2019. — № 4. — С. 80–87.
- Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 351 с.
- Хлевная, Е. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности: на примере руководителей: Дисс.... канд. психол. наук / Е. А. Хлевная. — М., 2012.