В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
Сейчас, к сожалению, количество детей с ОВЗ продолжает расти, что говорит о необходимости создания условий семьям, нуждающимся в поддержке. Каждый рождённый ребёнок независимо от состояния здоровья имеет право на социализацию, развитие талантов, право стать частью общества. Каждый ребёнок имеет право на равное внимание и поддержку, независимо от своих особенностей. Актуальность проблемы заключается в том, чтобы создать максимально равные условия и возможности для получения образования детьми с ОВЗ. Потребность во внедрении новых форм обучения для детей с ОВЗ очень велика. Каждый ребёнок вне зависимости от состояния психического и физического здоровья имеет полное право на получение полноценного образования. На этом и основаны принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, которые обеспечивают право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации детей с ОВЗ. «…В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации» (извлечение из ФГОС ДО).
Нормативно-правовая база, конечно, важна и необходима в организации инклюзивного образования, но этого недостаточно! Поэтому нужно отметить важность образования ребёнка в дошкольном учреждении и создания в нём таких условий, при которых ребёнок с ОВЗ будет не только получать полноценное и всестороннее развитие, но и чувствовать себя при этом максимально комфортно. Для того чтобы добиться всего этого, нужен высокий профессионализм, слаженность, открытость и доброжелательность всего коллектива. Только работая в унисон, можно добиться желаемых результатов.
Дети с ОВЗ — это дети с различными отклонениями физического или психического здоровья, которые обуславливают нарушения общего развития и не позволяют этим детям вести полноценную жизнь. Состояние здоровья таких детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Процесс взаимного приспособления очень сложен для ребёнка, родителей и педагогов. Поэтому приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Вот тут-то ДОУ и становится начальной ступенью, оттого и ответственность, и серьёзность проблемы значительно возрастает. Необходимо научить детей, имеющих разные возможности и нарушения, взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой личностный и интеллектуальный потенциал. Это даёт возможность каждому ребёнку максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира. Считаем, что развитие детей с ОВЗ необходимо начинать с раннего возраста, вместе со сверстниками.
Недостаток группового общения отрицательно влияет на состояние детей-инвалидов. Специализированные группы и учреждения прививают таким детям нормы поведения и культуры, воспитатели помогают справиться с эмоциональной зажатостью, напряжением или, напротив, с гиперчувствительностью. Малыши с помощью специалистов обучаются по индивидуально подобранной программе, включающей развивающие упражнения, игры, физическую нагрузку, соответствующие состоянию ребёнка. Благодаря комплексу мер внутри учреждения происходит усиленная корректировка имеющихся нарушений и профилактика отклонений здоровья. Сначала дети учатся выполнять незначительные базовые движения, упражнения, постепенно переходя от лёгких к более сложным.
Работа специалистов в ДОУ с детьми с ОВЗ ведётся по следующим направлениям:
— социализация в ДОУ;
— сенсорное развитие;
— моторное развитие;
— развитие речи;
— развитие коммуникаций;
— развитие познавательной активности;
— развитие игровой активности;
— формирование бытовых навыков;
— взаимодействие с родителями;
Главной задачей успешной социализации наших детей является вовлечение их в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями и без них должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребёнка. На первом этапе социализации важна адаптация детей, задачей которой должна стать положительная установка на посещение детского сада и активное включение ребенка в коррекционно-развивающий процесс. При взаимодействии с детьми в группе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры. Многие дети с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новой системе требований, стилю общения. Обучение даётся таким детям за счёт высоких психологических затрат, таких как повышенная тревожность, низкая самооценка, невротические симптомы, психосоматические заболевания.
Очень важно, чтобы рядом с детьми всегда находились не только профессиональные специалисты, но и отзывчивые, доброжелательные, готовые протянуть руку педагоги. Работа с такими детьми очень серьёзная и сложная, требующая много знаний и умений. Но вместе с тем она очень интересна. Общаясь с детьми, понимаешь, насколько многогранен детский интеллект, осознаешь, что не столь важно, какой у ребёнка диагноз, важнее подарить такому ребёнку весь запас теплоты и нежности, максимально тесное общение, много внимания и, конечно, любовь! Если это добавить к работе профессиональных специалистов, непременно будет результат. Именно эта задача стоит перед руководством нашего ДОУ, а мы — специалисты и воспитатели — сделаем всё, чтобы родители детей с ОВЗ с удовольствием приводили своих детей в наш сад, будучи уверенными, что в наших стенах их дети приобретут новую дружную семью, которая всегда будет рядом!
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями).
- Басилова Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии : пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. — М. : Просвещение, 2008.
- Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации / автор-составитель Н. В. Верещагина. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 16 с.
- Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / сост. М. М. Прочухаева, Е. В. Самсонова. — М. : Центр «Школьная книга», 2010. — 240 с.