Глагол, как и любая иная часть речи, изучается в школе для того, чтобы способствовать, во-первых, овладению русским литературным языком в его устной и письменной форме и, во-вторых, развитию логического мышления учащихся.
Данная статья посвящена изучению собственно морфологического материала раздела «Глагол» в 4 классе. При переработке морфологического материала по теме «Глагол» авторы стремились усилить методическую сторону, помочь учителю более целенаправленно управлять деятельностью учащихся при усвоении знаний по морфологии, при формировании морфологических умений и овладении грамматическими нормами русского языка. Это нашло выражение в том, что
- в определении глагола цифрами обозначен каждый из критериев, на основе которых глагол отграничивается от других частей речи;
- изменен образец рассуждения при анализе глагола как части речи;
- изменены планы ответов о глаголе; в них выделен собственно морфологический материал;
- увеличено количество заданий, направленных на обнаружение, распознавание морфологических явлений, и образцов при выполнении этих заданий;
- частично изменена структура раздела «Глагол» и структура отдельных параграфов с целью более четкого разделения морфологического и орфографического материала.
Объем и содержание лингвистических сведений о глаголе в 4 классе остались в основном прежними. Включено лишь указание на то, что глаголы в неопределенной форме имеют окончание -ть (-ти) или нулевое в глаголах на -чь. Таким образом, оценка морфемного состава неопределенной формы стала единой в учебниках по русскому языку для 4 класса.
При изучении глагола продолжается формирование умения распознать изученные части речи. Это умение, как известно, обладает большой практической ценностью, благодаря внутренним связям, существующим у морфологии с орфографией, пунктуацией, синтаксисом, словообразованием, стилистикой. Формирование этого умения способствует развитию мышления детей, так как, разграничивая части речи на основе предложенных в учебнике, критериев, ученики производят классификацию, а это одна из важнейших операций абстрактного мышления.
На изучение темы «Глагол как часть речи» отводится 1 час. Цели этого урока таковы:1) систематизировать известное о глаголе как части речи с различными лексико-семантическими группами глаголов для того, чтобы конкретизировать содержание грамматического термина «действие» и обогатить словарный запас детей. Примерное содержание этого урока может быть таким. Фронтальный опрос:
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что такое морфология?
- Что такое части речи?
Прокомментируем эту часть урока. Опыт работы свидетельствует о том, что каждый урок, кроме, естественно, уроков развития связной речи, уроков, на которых проводятся диктанты, и т. п., целесообразно начинать с общих вопросов о том, какой раздел науки о языке изучается, что в нем является предметом изучения, что изучается на данном уроке. Подобные вопросы помогают более организованному началу урока, обобщению и систему началу урока, обобщению и систематизации материала, развитию научного стиля речи учащихся.
Глагол, как известно, «самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка». Он обладает разнообразными морфологическими категориями (вида, залога, наклонения, времени, числа, лица, рода), а также делится на различные лексико-грамматические разряды (переходные и непереходные, личные и безличные глаголы). Трудности, связанные с изучением морфологических признаков глаголов в школе, усугубляются тем, что морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм.
В 4 классе изучаются два класса форм глагола:
- спрягаемые формы
- неопределенная форма.
Причем у спрягаемых форм изучается изменение по лицам, временам, числам (в настоящем-будущем времени) и родам (в прошедшем времени). По-прежнему, наклонения глагола даны в учебнике для 5 класса, а причастия и деепричастия — для 6 класса.
Приступая к изучению морфологических признаков, нельзя забывать, что такие признаки, как время, число, лицо, род, спряжение глагола, известны детям по начальным классам и могли быть повторены с помощью морфологического разбора во время изучения всех предшествующих разделов.
Для более успешного изучения морфологических признаков глагола полезно учитывать те логические приемы, с помощью которых они определены в учебнике.
Иначе определяется вид и время, относящиеся к категориям, «значения которых отражают различные смысловые абстракции, отвлеченные от свойств, связей и отношений внеязыковой деятельности, такие, как… ограниченность или неограниченность действия пределом, временная отнесенность действия…»
Перечисленные морфологические категории определены в учебнике с помощью иллюстраций и примеров. Поскольку в морфологической категории обобщены грамматические, а не лексические значения, то, определяя морфологическую категорию, невозможно указать на конкретный предмет, обозначенный категорией. Речь идет об опоре на логический фон грамматики: категория времени обозначает «отношения глагольного действия к одному из трех реальных временных планов-настоящему, прошедшему или будущему»; категория вида связана с обозначением действия или как такого, «которое достигает своего предела, или безотносительно к достижению предела»; наконец, лицо глагола выражает «отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акта». Во всех перечисленных морфологических категориях отражается то, что принято в лингвистических работах назвать внеязыковой действительностью. Безусловно, между грамматическим значением времени и реальным временем и т. д. наблюдается расхождение, отсутствует тождество. Однако есть и взаимодействие, которое целесообразно учитывать на этапе ввода соответствующего морфологического понятия, что, естественно, облегчает усвоение этого понятия и развивает чувство языка.
Перечислим виды заданий, используемых при изучении морфологических понятий, данных через способ оперирования с ними:
- указать (глаголы в неопределенной форме, вид глагола, время глагола и т. д.);
- образовать ту или иную форму глагола;
- составить с данными словами словосочетания или предложения.
В школьном курсе русского языка мы учим детей распознавать глаголы и их морфологические признаки для того, чтобы морфологические умения навыки стали прочным фундаментом овладения нормами (орфографическими и лексическими) русского литературного языка.
Практическая направленность на обучение детей русскому литературному языку определила и структуру перечисленных «морфологических» параграфов: в них сначала отрабатывается умение распознавать морфологическое явление как таковое, затем- проводится работа, направленная на овладение нормами русского литературного языка и обобщение лексического и грамматического строя речи детей.