Важность изучения темы «Глагол» в начальной школе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 18.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Парандюк, К. Л. Важность изучения темы «Глагол» в начальной школе (из опыта работы) / К. Л. Парандюк, О. Л. Парандюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 264-265. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123494/ (дата обращения: 02.04.2025).



Глагол, как и любая иная часть речи, изучается в школе для того, чтобы способствовать, во-первых, овладению русским литературным языком в его устной и письменной форме и, во-вторых, развитию логического мышления учащихся.

Данная статья посвящена изучению собственно морфологического материала раздела «Глагол» в 4 классе. При переработке морфологического материала по теме «Глагол» авторы стремились усилить методическую сторону, помочь учителю более целенаправленно управлять деятельностью учащихся при усвоении знаний по морфологии, при формировании морфологических умений и овладении грамматическими нормами русского языка. Это нашло выражение в том, что

  1. в определении глагола цифрами обозначен каждый из критериев, на основе которых глагол отграничивается от других частей речи;
  2. изменен образец рассуждения при анализе глагола как части речи;
  3. изменены планы ответов о глаголе; в них выделен собственно морфологический материал;
  4. увеличено количество заданий, направленных на обнаружение, распознавание морфологических явлений, и образцов при выполнении этих заданий;
  5. частично изменена структура раздела «Глагол» и структура отдельных параграфов с целью более четкого разделения морфологического и орфографического материала.

Объем и содержание лингвистических сведений о глаголе в 4 классе остались в основном прежними. Включено лишь указание на то, что глаголы в неопределенной форме имеют окончание -ть (-ти) или нулевое в глаголах на -чь. Таким образом, оценка морфемного состава неопределенной формы стала единой в учебниках по русскому языку для 4 класса.

При изучении глагола продолжается формирование умения распознать изученные части речи. Это умение, как известно, обладает большой практической ценностью, благодаря внутренним связям, существующим у морфологии с орфографией, пунктуацией, синтаксисом, словообразованием, стилистикой. Формирование этого умения способствует развитию мышления детей, так как, разграничивая части речи на основе предложенных в учебнике, критериев, ученики производят классификацию, а это одна из важнейших операций абстрактного мышления.

На изучение темы «Глагол как часть речи» отводится 1 час. Цели этого урока таковы:1) систематизировать известное о глаголе как части речи с различными лексико-семантическими группами глаголов для того, чтобы конкретизировать содержание грамматического термина «действие» и обогатить словарный запас детей. Примерное содержание этого урока может быть таким. Фронтальный опрос:

  1. Какой раздел науки о языке мы изучаем?
  2. Что такое морфология?
  3. Что такое части речи?

Прокомментируем эту часть урока. Опыт работы свидетельствует о том, что каждый урок, кроме, естественно, уроков развития связной речи, уроков, на которых проводятся диктанты, и т. п., целесообразно начинать с общих вопросов о том, какой раздел науки о языке изучается, что в нем является предметом изучения, что изучается на данном уроке. Подобные вопросы помогают более организованному началу урока, обобщению и систему началу урока, обобщению и систематизации материала, развитию научного стиля речи учащихся.

Глагол, как известно, «самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка». Он обладает разнообразными морфологическими категориями (вида, залога, наклонения, времени, числа, лица, рода), а также делится на различные лексико-грамматические разряды (переходные и непереходные, личные и безличные глаголы). Трудности, связанные с изучением морфологических признаков глаголов в школе, усугубляются тем, что морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм.

В 4 классе изучаются два класса форм глагола:

  1. спрягаемые формы
  2. неопределенная форма.

Причем у спрягаемых форм изучается изменение по лицам, временам, числам (в настоящем-будущем времени) и родам (в прошедшем времени). По-прежнему, наклонения глагола даны в учебнике для 5 класса, а причастия и деепричастия — для 6 класса.

Приступая к изучению морфологических признаков, нельзя забывать, что такие признаки, как время, число, лицо, род, спряжение глагола, известны детям по начальным классам и могли быть повторены с помощью морфологического разбора во время изучения всех предшествующих разделов.

Для более успешного изучения морфологических признаков глагола полезно учитывать те логические приемы, с помощью которых они определены в учебнике.

Иначе определяется вид и время, относящиеся к категориям, «значения которых отражают различные смысловые абстракции, отвлеченные от свойств, связей и отношений внеязыковой деятельности, такие, как… ограниченность или неограниченность действия пределом, временная отнесенность действия…»

Перечисленные морфологические категории определены в учебнике с помощью иллюстраций и примеров. Поскольку в морфологической категории обобщены грамматические, а не лексические значения, то, определяя морфологическую категорию, невозможно указать на конкретный предмет, обозначенный категорией. Речь идет об опоре на логический фон грамматики: категория времени обозначает «отношения глагольного действия к одному из трех реальных временных планов-настоящему, прошедшему или будущему»; категория вида связана с обозначением действия или как такого, «которое достигает своего предела, или безотносительно к достижению предела»; наконец, лицо глагола выражает «отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акта». Во всех перечисленных морфологических категориях отражается то, что принято в лингвистических работах назвать внеязыковой действительностью. Безусловно, между грамматическим значением времени и реальным временем и т. д. наблюдается расхождение, отсутствует тождество. Однако есть и взаимодействие, которое целесообразно учитывать на этапе ввода соответствующего морфологического понятия, что, естественно, облегчает усвоение этого понятия и развивает чувство языка.

Перечислим виды заданий, используемых при изучении морфологических понятий, данных через способ оперирования с ними:

  1. указать (глаголы в неопределенной форме, вид глагола, время глагола и т. д.);
  2. образовать ту или иную форму глагола;
  3. составить с данными словами словосочетания или предложения.

В школьном курсе русского языка мы учим детей распознавать глаголы и их морфологические признаки для того, чтобы морфологические умения навыки стали прочным фундаментом овладения нормами (орфографическими и лексическими) русского литературного языка.

Практическая направленность на обучение детей русскому литературному языку определила и структуру перечисленных «морфологических» параграфов: в них сначала отрабатывается умение распознавать морфологическое явление как таковое, затем- проводится работа, направленная на овладение нормами русского литературного языка и обобщение лексического и грамматического строя речи детей.

Основные термины (генерируются автоматически): часть речи, глагол, неопределенная форма, русский литературный язык, русский язык, изучение, категория, класс, морфологическая категория, морфологический материал.


Похожие статьи

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Особенности методики работы с устными историческими источниками на уроках истории в основной школе

Актуальность заимствований в русском языке в рамках общеобразовательного процесса

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Похожие статьи

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Особенности методики работы с устными историческими источниками на уроках истории в основной школе

Актуальность заимствований в русском языке в рамках общеобразовательного процесса

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Задать вопрос