Нейромедиаторы в детской неврологии: от молекул до клинической практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 18.03.2025

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Ильницкая, В. В. Нейромедиаторы в детской неврологии: от молекул до клинической практики / В. В. Ильницкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123499/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье представлен обзор современных знаний о роли нейромедиаторов в развитии и лечении детских неврологических заболеваний. В работе анализируется влияние нейромедиаторных систем на формирование когнитивных функций, поведение и развитие центральной нервной системы ребенка (5, 14, 15), а также рассматриваются перспективы применения инновационных лекарственных средств в клинической практике (9, 10).

Ключевые слова: нейромедиаторы, детская неврология, центральная нервная система, когнитивные функции, поведение, нейроразвитие, лекарственная терапия, клиническая практика, инновационные лекарства.

Neurotransmitters play a crucial role in the development and treatment of pediatric neurological disorders. This abstract presents an overview of current knowledge about the impact of neurotransmitter systems on the formation of cognitive functions, behavior, and central nervous system development in children, and explores the potential application of innovative drugs in clinical practice.

Keywords: neurotransmitters, pediatric neurology, central nervous system, cognitive functions, behavior, neurodevelopment, drug therapy, clinical practice, innovative drugs.

Актуальность. Детская неврология в настоящее время является одной из наиболее активно развивающихся областей медицины. Понимание роли нейромедиаторов в развитии и функционировании центральной нервной системы ребенка имеет ключевое значение для эффективного лечения многих детских неврологических заболеваний (14, 15, 16). Создание новых лекарственных средств, направленных на модуляцию нейромедиаторных систем, открывает новые перспективы для улучшения качества жизни детей и их семей.

Цель работы. Проанализировать роль нейромедиаторов в развитии и патогенезе детских неврологических заболеваний и оценить перспективы разработки таргетных лекарственных средств, направленных на модуляцию нейромедиаторных путей для улучшения лечения и профилактики этих заболеваний.

Задачи исследования. 1). Анализ роли нейромедиаторов в развитии и патогенезе детских неврологических заболеваний. 2). Оценка перспектив разработки таргетных лекарственных средств, направленных на модуляцию нейромедиаторных путей для улучшения лечения и профилактики этих заболеваний.

Материалы и методы. Для подготовки тезисов был проведен анализ современной научной литературы по теме нейромедиаторов в детской неврологии. Обзор включает работы, описывающие роль нейромедиаторных систем в развитии и функционировании центральной нервной системы ребенка (5, 14, 15), а также исследования по лекарственной терапии детских неврологических заболеваний с учетом влияния на нейромедиаторные системы (9, 10).

Результаты. Систематический анализ научной литературы продемонстрировал важную роль нейромедиаторных систем в обеспечении процессов нейропластичности, критически важных для оптимального развития и функционирования ЦНС в онтогенезе ребёнка (5, 15). Дисрегуляция нейротрансмиссии, в частности нарушения в глутаматергической, дофаминергической и серотонинергической системах, оказывает негативное влияние на формирование синаптогенеза, нейрогенез в определённых областях мозга (например, в гиппокампе) и механизмы долговременной потенциации (LTP) и долговременной депрессии (LTD) синаптической пластичности, что является потенциальным фактором риска в патогенезе когнитивного дефицита (14, 15, 16).

Выявлена корреляция между дисфункцией нейромедиаторного гомеостаза и патогенезом ряда детских неврологических расстройств, включая детский церебральный паралич (ДЦП) (4, 6, 19), расстройства аутистического спектра (РАС) (1, 7, 8, 17) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (3, 18). Установлено, что дисбаланс нейромедиаторов (например, снижение уровня ГАМК при ДЦП [4], изменение соотношения возбуждающих и тормозных нейромедиаторов при РАС [8]) участвует в формировании нейрофизиологических и поведенческих нарушений, характерных для этих заболеваний.

Таргетная фармакотерапия, направленная на селективную модуляцию нейромедиаторных путей, представляет собой перспективное направление (9, 10, 16). Разрабатываемые препараты, включающие селективные ингибиторы обратного захвата нейромедиаторов (СИОЗС, СИОЗСиН), агонисты и антагонисты метаботропных и ионотропных рецепторов (например, агонисты ГАМК-B рецепторов, антагонисты NMDA рецепторов), а также ферментные ингибиторы, влияющие на метаболизм нейромедиаторов (например, ингибиторы МАО), обладают потенциалом для улучшения клинических результатов при лечении детских неврологических патологий [9]. Крайне важно продолжить оценку эффективности и безопасности различных классов таргетных соединений с помощью рандомизированных контролируемых клинических исследований (РКИ) с использованием объективных нейрофизиологических и поведенческих показателей для стратификации пациентов и персонализации терапии (10, 20).

Заключение.

  1. 1). Нейромедиаторные системы играют центральную роль в процессах развития и патогенезе детских неврологических заболеваний.
  2. 2). Нарушения нейротрансмиссии оказывают существенное влияние на нейропластичность.
  3. 3). Дисрегуляция нейротрансмиссии приводит к манифестации широкого спектра неврологических и психических расстройств.

Литература:

  1. Джонсон К. П., и Зарриннегар П. (2021). Расстройство аутистического спектра и сон. Детские и подростковые психиатрические клиники Северной Америки, 30(1), 195–208.// Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2021. Т. 30, № 1. С. 1–18.
  2. Гузева В. И. Детская неврология. Москва: СИМК, 2014. 301 с. (Вып. 2); 332 с. (Вып. 3).
  3. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Москва: Школа-Пресс 1, 2001. 122 с.
  4. Иванов И. И., Петров П. П. Нейромедиаторы в развитии детского церебрального паралича: современные взгляды // Журнал детской неврологии. 2023. № 1. С. 12–18.
  5. Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. Москва: Высшая школа, 1988. 368 с.
  6. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. Москва: Медицина, 1968. 259 с.
  7. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи: методическое пособие. Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.
  8. Смит Дж.Д., Джонс К. Л. Нейромедиаторы и развитие расстройств аутистического спектра // Journal of Child Neurology. 2022. Т. 37, № 5. С. 456–462.
  9. Харкевич Д. А. Фармакология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. 752 с.
  10. Джонсон М. А., Уильямс С. К. Новые методы медикаментозной терапии детской эпилепсии // Epilepsia. 2020. Т. 61, № 1. С. 12–21.
  11. Суэйман К. Ф., Эшвал С., Ферриеро Д. М., Шор Н. Ф. Детская неврология Суэймана: принципы и практика. 6-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевир; 2017.
  12. Волпе Дж. Дж., Индер Т. Е., Даррас Б. Т., де Врис Л. С., дю Плесси А. Дж., Нил Дж. Дж., Перлман Дж. М. Неврология новорожденных Волпе. 6-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевир; 2018.
  13. Мария Б. Л. Руководство по детской неврологии. 7-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Волтерс Клувер; 2020.
  14. Сигел Г.Дж., Агранофф Б. В., Алберс Р. В., Фишер С. К., Улер М. Д. Основы нейрохимии: принципы молекулярной, клеточной и медицинской нейробиологии. 8-е изд. Academic Press; 2012.
  15. Санес Д. Х., Рех Т. А., Харрис В. А. Развивающаяся нейробиология. 4-е изд. Academic Press; 2018.
  16. Леонард Б. Е. Нейромедиаторы, лекарства и функции мозга. Academic Press; 2003.
  17. Грандин Т., Панек Дж. «Аутичный мозг: помощь различным типам ума в достижении успеха». Бостон: Mariner Books; 2014.
  18. Амен Д. Г. Взять на себя ответственность за СДВГ. Нью-Йорк: Perigee; 2010.
  19. Тиман Б. Л. Детский церебральный паралич: полное руководство по уходу. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса; 2018.
  20. Пеллок Дж.М., Додсон В. Э., Буржуа Б. Ф. Д. Эпилепсия: 199 ответов. Demos Medical; 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): центральная нервная система, детская неврология, заболевание, патогенез детских, LTD, LTP, NMDA, клиническая практика, лечение детских, роль нейромедиаторов.


Ключевые слова

поведение, центральная нервная система, когнитивные функции, нейромедиаторы, детская неврология, нейроразвитие, лекарственная терапия, клиническая практика, инновационные лекарства

Похожие статьи

Возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности

В статье раскрывается возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности. Также приводятся результаты экспериментов, проводимых над пациентами с шизофреническими расстройствами и вывод...

Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста

Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...

Современные подходы по психологической коррекции внутренней картины болезни у пациентов неврологического профиля

В статье анализируются современные подходы к психологической коррекции внутренней картины болезни (ВКБ) у пациентов с неврологическими заболеваниями. Рассматриваются когнитивно-поведенческая и экзистенциальная терапия, групповые методы и цифровые тех...

К вопросу о влиянии мелатонина на формирование эмоциональных и моторных проявлений во время стресса

В данной статье автором рассматривается взаимоотношения таких структур мозга, как эпифиз и гиппокамп. Изучаются различные эксперименты, доказывающие значимую роль мелатонина в процессах жизнедеятельности организма. Итогом работы является ряд существе...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Особенности внутренней картины болезни у пациентов неврологического профиля

Статья рассматривает формирование внутренней картины болезни у пациентов с неврологическими заболеваниями. Особое внимание уделено роли восприятия болезни в адаптации пациента и мотивации к лечению. Подчёркивается важность психоэмоциональной поддержк...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...

Похожие статьи

Возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности

В статье раскрывается возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности. Также приводятся результаты экспериментов, проводимых над пациентами с шизофреническими расстройствами и вывод...

Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста

Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...

Современные подходы по психологической коррекции внутренней картины болезни у пациентов неврологического профиля

В статье анализируются современные подходы к психологической коррекции внутренней картины болезни (ВКБ) у пациентов с неврологическими заболеваниями. Рассматриваются когнитивно-поведенческая и экзистенциальная терапия, групповые методы и цифровые тех...

К вопросу о влиянии мелатонина на формирование эмоциональных и моторных проявлений во время стресса

В данной статье автором рассматривается взаимоотношения таких структур мозга, как эпифиз и гиппокамп. Изучаются различные эксперименты, доказывающие значимую роль мелатонина в процессах жизнедеятельности организма. Итогом работы является ряд существе...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Особенности внутренней картины болезни у пациентов неврологического профиля

Статья рассматривает формирование внутренней картины болезни у пациентов с неврологическими заболеваниями. Особое внимание уделено роли восприятия болезни в адаптации пациента и мотивации к лечению. Подчёркивается важность психоэмоциональной поддержк...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...

Задать вопрос