Развитие законодательства РФ в сфере противодействия легализации доходов и финансированию терроризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 19.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Полетаева, Е. О. Развитие законодательства РФ в сфере противодействия легализации доходов и финансированию терроризма / Е. О. Полетаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123501/ (дата обращения: 02.04.2025).



В данной статье рассматриваются этапы развития российского законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также влияние международных стандартов ФАТФ на него.

Ключевые слова: развитие законодательства, нормативно-правовой акт, легализация, финансирование, ФАТФ.

This article examines the stages of development of Russian legislation in the field of countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism, as well as the impact of FATF international standards on it.

Keywords: development of legislation, regulatory legal act, legalization, financing, FATF.

Для политики любого государства, а в первую очередь Российской Федерации, очень важно уделять особое внимание противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Потому что это те меры, которые направлены не только на безопасность государства, но и на развитие экономики.

Российская Федерация начала формировать законодательную базу в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма только в конце 1990-х годов. Скорее всего, это связано с тем, что Россия хотела вступить в ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Данный орган был учрежден во Франции в 1989 году по инициативе G7, причем сначала там решались вопросы отмывания денег, и только в 2001 году включили и вопросы противодействия финансированию терроризма [10].

В том же 2001 году в России был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [2]. Данный нормативный акт стал основополагающим для определения основных мер в борьбе с финансовыми преступлениями. Его принятие привнесло усовершенствование вопросов в регулировании финансовых и экономических отношений. Данный нормативный акт установил механизмы выявления подозрительных финансовых операций и определил, как и каким образом должны взаимодействовать государственные органы в этих вопросах.

Также в том же 2001 году был учрежден Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который в 2004 году был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) [11].

В 2003 году Российская Федерация вступила в ФАТФ, что потребовало от правительства изменений в законодательстве, которые должны были соответствовать международным стандартам. Поэтому 30 октября 2002 года был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [3], который увеличил количество субъектов финансового мониторинга. В перечень организаций, обязанных осуществлять внутренний контроль, были включены не только банки, но и страховые компании, инвестиционные фонды, операторы по приему платежей. Была введена обязательная идентификация клиентов при осуществлении финансовых операций свыше определенной суммы. Законодательство установило четкие критерии выявления подозрительных транзакций. Финансовые организации обязали незамедлительно информировать уполномоченные органы о сомнительных операциях.

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2005 года № 173 «О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» [5] которое определило перечень стран и территорий который не следуют и не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в их числе только два государства такие, как Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика. Эта информация помогает организациям учитывать эту информацию для избежания возможных рисков при проведении операций с данными государствами.

Также Уголовный кодекс РФ в дополнении статьи 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» был дополнен статьей 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления», которая предусматривала уголовную ответственность за легализацию денежных средств с максимальным наказанием до 7 лет лишения свободы [1].

Последующие нормативные документы существенно расширили и детализировали механизмы противодействия легализации преступных доходов. Распоряжение Правительства РФ № 967-р «Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [6] создало институциональную основу для межведомственного взаимодействия в сфере финансового мониторинга. Принятие распоряжение было обусловлено тем, что организации могли самостоятельно разрабатывать правила внутреннего контроля, что могло привести и приводило к несвоевременному выявлению незаконных или подозрительных операций. Нормативный акт установил единые требования для идентификации клиентов организаций и их финансовые операции. В 2021 году распоряжение было отменено из-за того, что уже были приняты нормативные акты, которые более детально и с изменением цифровых технологий, отражали новые финансово-экономические реалии.

Уже в 2013 году Федеральный закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» существенно расширил перечень организаций, обязанных осуществлять финансовый мониторинг [4]. Были введены более строгие санкции за нарушение антиотмывочного законодательства, включая приостановление банковской лицензии. Максимальный штраф для кредитных организаций был увеличен до 1 миллиона рублей.

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 4 декабря 2018 года № 57 «О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов» установило рекомендации о том, кто может считаться бенефициарным владельцем и как его выявить [9]. Например, в алгоритм выявления таких клиентов, входит: анализ документов, изучение цепочки владения, в случае если лицо является юридическим и проверку информации, но только из открытых источников. Поэтому был утвержден Приказ ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7–2/824@ регламентировал порядок направления запросов юридическим лицам в рамках противодействия легализации доходов, при этом в приказе имеется и образец такого запроса [7].

Письмо ФНС России от 30.12.2022 № СД-4–18/17916@ представило обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения [8]. При это в письме указаны наиболее эффективные мероприятия на установление наличия (отсутствия) фактов уклонения от уплаты налогов.

Еще один немало важный нормативный акт, который был принят, чтобы выявлять подозрительные сделки и финансовые операции с рядом стран, которые не имеют определенных соглашений с Россией об обмене налоговой информацией или не выполняют соглашения — это Приказ ФНС России от 30.10.2024 N ЕД-7–17/914@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией», а это, без малого, 117 государств. Практически, эти юрисдикции, приравниваются налоговым регулятором к офшорным зонам, что приведет налогоплательщиков (КИК) к невозможности получить налоговые льготу, в виде освобождения от уплаты налогов, и, естественно, к двойному налогообложению.

Из проведенного анализа развития законодательства в сфере противодействия легализации доходов и финансированию терроризма, следует указать позитивные аспекты. Во-первых, это создание многоуровневой системы, которая направлена на противодействие финансовым преступлениям, имеется четкий механизм по выявлению подозрительных финансовых операций, это повреждает перечень мер (действий), которые наиболее значимы для этого. Также стоит отметить, что со временем появился расширенный перечень субъектов финансового мониторинга, который привел введению к головной ответственности и установлению жестких санкций за нарушение антиотмывочного законодательства.

Но для усовершенствования существующего законодательства требуется создание единой цифровой базы, которая позволит получать информацию из Росфинмониторинга, ФСБ, МВД, ФНС и т. д. Координация информации и ведомств позволит быстрее реагировать на нарушения в сфере противодействия легализации доходов и финансированию терроризма. Также закон не позволяет получать информацию в закрытых источниках, например для проверки информации о бенефициарах, поэтому следует увеличить количество источников для получения необходимой информации.

Также стоит отметить, что в 2022 году приостановлено сотрудничество России с ФАТФ, которое привело к определенным последствиям:

— Исключение из международной системы финансового мониторинга;

— Затруднение трансграничных финансовых операций;

— Осложнение взаимодействия с международными финансовыми институтами;

— Потенциальное усиление санкционного давления;

— Ограничения в международных расчетах;

— Сложности привлечения иностранных инвестиций.

Поэтому следует разработать определенные национальные стандарты, которые будут отражать ситуацию в России, но и учитывать международные стандарты. При этом в данной ситуации поможет и заключение двухсторонних соглашений с теми странами, с которыми ранее они не были заключены, чтобы обмен налоговой и финансовой информацией, помогал в пресечении нарушений, что для одного государства, что и для другого.

Исходя из представленной информации, можно сделать вывод, что развитие законодательства в сфере противодействия легализации доходов и финансированию терроризма, зависит от международных стандартов, в нашем случае — это ФАТФ, а также цифровизации. Потому что законодательство адаптируется к новым условиям и вызовам связанных с угрозой финансовой безопасности, которые происходят на сегодняшний день, а меры, предложенные в работе, помогут адаптировать систему финансового мониторинга.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.02.2025) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
  2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/
  3. Федеральный закон от 30.10.2002 № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон 'О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39386/
  4. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148268/
  5. Постановление Правительства РФ от 26.03.2003 № 173 (ред. от 31.12.2010) «О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41503/
  6. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р «Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101667/
  7. Приказ ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7–2/824@ «Об утверждении образца запроса налогового органа юридическому лицу, предусмотренного пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ 'О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма', на бумажном носителе» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316451/
  8. Письмо ФНС России от 30.12.2022 № СД-4–18/17916@ «О направлении Обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения» (вместе с «Обзором успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения, включающих выявление реального их выгодоприобретателя, бенефициаров деятельности лица, уклоняющегося от уплаты налогов, направлений вывода активов и полученной выгоды, начиная со стадий предпроверочного анализа и доследственной проверки») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_437254/
  9. Информационное письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57 «О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312897/8376e92eaf725b692ce9bfac52a83e1640d346c4/
  10. История ФАТФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт FATF. — URL: https://www.fatf-gafi.org/en/the-fatf/history-of-the-fatf.html
  11. История Росфинмониторинга [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росфинмониторинга. — URL: https://www.fedsfm.ru/about/history
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, финансирование терроризма, Российская Федерация, Россия, FATF, нормативный акт, отмывание денег, внутренний контроль, противодействие легализации, сфера противодействия легализации доходов.


Похожие статьи

Развитие института законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Статья посвящена развитию института законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отмечаются основные нормативно-правовые акты, принятые в этой области с момента первого ...

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В статье автор рассматривает особенности концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Уголовно-правовой анализ отмывания доходов, полученных преступным путём

В статье рассматриваются основные вопросы уголовно-правового характера, связанные с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем.

Правовые последствия неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В статье рассматриваются актуальные вопросы применения мер административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административная ответственность за несоблюдение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В данной статье автором рассмотрены правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, административная ответственность за несоблюдение законодательства в данной сфере.

Международное сотрудничество в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

В статье автор рассматривает развитие международного сотрудничества в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и основные направления предотвращения использования финансовых операций для отмывани...

Проблемы имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве

В статье раскрываются понятие и сущность коррупции в системе государственного управления, рассматриваются вопросы имплементации норм международного права в российское законодательство, анализируются меры по противодействию коррупции (возмещение ущерб...

Правовое регулирование деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия

Статья посвящена анализу правового регулирования деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия. Выявлены проблемы законодательства в сфере правового регулирования деятельности политических партий, ...

Легализация денежных средств, добытых преступным путем

В данной статье анализируются основные проблемы законодательства в сфере легализации денежных средств, добытых преступным путем.

Методика расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем

Статья посвящена особенностям методики расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем. Актуальность темы данного исследования заключается в том, что преступление, предусмотренное в ст. 174 УК РФ, достаточно сложное для рас...

Похожие статьи

Развитие института законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Статья посвящена развитию института законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отмечаются основные нормативно-правовые акты, принятые в этой области с момента первого ...

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В статье автор рассматривает особенности концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Уголовно-правовой анализ отмывания доходов, полученных преступным путём

В статье рассматриваются основные вопросы уголовно-правового характера, связанные с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем.

Правовые последствия неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В статье рассматриваются актуальные вопросы применения мер административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административная ответственность за несоблюдение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

В данной статье автором рассмотрены правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, административная ответственность за несоблюдение законодательства в данной сфере.

Международное сотрудничество в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

В статье автор рассматривает развитие международного сотрудничества в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и основные направления предотвращения использования финансовых операций для отмывани...

Проблемы имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве

В статье раскрываются понятие и сущность коррупции в системе государственного управления, рассматриваются вопросы имплементации норм международного права в российское законодательство, анализируются меры по противодействию коррупции (возмещение ущерб...

Правовое регулирование деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия

Статья посвящена анализу правового регулирования деятельности политических партий Российской Федерации в условиях внешнего санкционного воздействия. Выявлены проблемы законодательства в сфере правового регулирования деятельности политических партий, ...

Легализация денежных средств, добытых преступным путем

В данной статье анализируются основные проблемы законодательства в сфере легализации денежных средств, добытых преступным путем.

Методика расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем

Статья посвящена особенностям методики расследования легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем. Актуальность темы данного исследования заключается в том, что преступление, предусмотренное в ст. 174 УК РФ, достаточно сложное для рас...

Задать вопрос