Факторы, влияющие на формирование жизнестойкости в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 19.03.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Печёнкина, А. М. Факторы, влияющие на формирование жизнестойкости в юношеском возрасте / А. М. Печёнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123506/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье рассматривается феномен жизнестойкости в юношеском возрасте, его основные компоненты и факторы, влияющие на формирование этого качества. На основе анализа теоретических подходов и эмпирических исследований выделены ключевые аспекты жизнестойкости, такие как вовлеченность, контроль и принятие риска. Предложены практические рекомендации для педагогов, психологов и родителей по развитию жизнестойкости у подростков.

Ключевые слова: жизнестойкость, юношеский возраст, вовлеченность, контроль, принятие риска, стрессоустойчивость.

Современный мир характеризуется высокой динамичностью, неопределенностью и стрессогенностью. В таких условиях особую значимость приобретает способность человека адаптироваться к изменениям, преодолевать трудности и сохранять психологическое здоровье. Одним из ключевых качеств, способствующих успешной адаптации, является жизнестойкость. В юношеском возрасте, когда происходит активное формирование личности, развитие жизнестойкости становится особенно важным. Данная статья посвящена анализу проявлений жизнестойкости у подростков и предложению практических рекомендаций для ее развития [4].

Жизнестойкость (англ. hardiness) — это комплекс личностных качеств, позволяющих человеку эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, сохраняя внутреннее равновесие и продолжая развиваться. Термин был введен американским психологом Сальвадором Мадди, который выделил три основных компонента жизнестойкости: вовлеченность, контроль и принятие риска. Вовлеченность отражает стремление к активному участию в жизни и поиску смысла в своей деятельности. Контроль подразумевает уверенность в своей способности влиять на события и управлять своей жизнью. Принятие риска связано с готовностью воспринимать трудности как возможности для роста и развития. Эти компоненты формируют основу для стрессоустойчивости и помогают подросткам справляться с вызовами современной жизни [1].

На развитие жизнестойкости в юношеском возрасте влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам относятся индивидуальные особенности личности, такие как темперамент, уровень самооценки, мотивация, а также физическое и психическое здоровье. Волевые качества, такие как самообладание и оптимизм, также играют важную роль в формировании жизнестойкости. Среди внешних факторов ключевое значение имеет семейная обстановка. Эмоциональная поддержка, демократический стиль воспитания и отсутствие гиперопеки способствуют развитию жизнестойкости у подростков. Социальное окружение, включая дружбу и поддержку со стороны сверстников и учителей, также оказывает значительное влияние. Культурная среда, формирующая ценности и традиции, помогает подросткам развивать устойчивость к трудностям [3].

В рамках исследования, проведенного среди обучающихся ОШ «Университетская» ЕИ КФУ 10А и 10Б классов в количестве 29 человек в возрасте 16–18 лет, при анализе методики диагностики жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева) [2] были выявлены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Уровень жизнестойкости в юношеском возрасте

Уровень развития жизнестойкости

10А (количество человек)

10Б (количество человек)

Итого

Низкий

4 (28 %)

3 (20 %)

7 (24 %)

Средний

4 (28 %)

5 (33 %)

9 (31 %)

Высокий

6 (44 %)

7 (47 %)

13 (45 %)

Высокий уровень жизнестойкости наблюдается у 45 % испытуемых, они демонстрируют способность находить решения в сложных ситуациях и воспринимать трудности как возможности для роста. Средний уровень жизнестойкости характерен для 31 % испытуемых, они успешно справляются со стрессом, но могут испытывать недостаток интереса к происходящим событиям. Низкий уровень жизнестойкости выявлен у 24 % испытуемых, для них характерны эмоциональная неустойчивость, склонность к переживаниям и трудности в адаптации к изменениям.

В рамках психодиагностического исследования, проведенного с использованием методики диагностики жизнестойкости (разработанной С. Мадди и адаптированной Д. Леонтьевым), были определены уровни выраженности ключевых показателей жизнестойкости: вовлеченности, контроля и принятия риска. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты расчета значимых различий в 10А и 10Б классах

Шкалы жизнестойкости

Среднее значение

Общее

10А

10Б

Вовлеченность

33,6

30,4

32,0

Контроль

31,7

25,2

28,45

Принятие риска

13,91

17,4

15,6

Анализ данных, представленных в таблице 2, свидетельствует об отсутствии статистически значимых различий между показателями жизнестойкости в 10А и 10Б классах. На основании полученных результатов можно заключить, что у испытуемых наблюдается средний уровень вовлеченности в жизненные процессы, высокий уровень контроля над происходящими событиями и повышенный уровень готовности к принятию риска. Это позволяет сделать вывод о том, что подростки демонстрируют способность эффективно управлять своей жизнью, сохраняя при этом интерес к происходящему и готовность воспринимать трудности как возможности для личностного роста.

Для развития жизнестойкости у подростков важно создавать поддерживающую среду, в которой они чувствуют себя эмоционально защищенными и мотивированными. Родителям и педагогам следует поощрять самостоятельность и инициативу подростков, а также помогать им в постановке целей и поиске смысла в деятельности. В школе необходимо создавать условия для развития коммуникативных навыков и сотрудничества.

Развитие личностных качеств, таких как самооценка, уверенность в себе и оптимизм, также играет важную роль. Проведение тренингов, направленных на развитие этих качеств, может быть эффективным способом повышения жизнестойкости. Обучение навыкам саморегуляции и управления эмоциями поможет подросткам лучше справляться со стрессом.

Формирование позитивного восприятия трудностей — еще один важный аспект. Подросткам важно объяснять, что ошибки и неудачи — это часть процесса обучения и роста. Поощрение участия в проектах, требующих принятия решений и ответственности, поможет им развить навыки принятия риска и контроля над ситуацией.

Жизнестойкость является важным качеством, которое помогает подросткам успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, преодолевать трудности и сохранять психологическое здоровье. Развитие жизнестойкости требует комплексного подхода, включающего как работу с личностными качествами подростков, так и создание поддерживающей среды в семье и школе. Практические рекомендации, предложенные в статье, могут быть полезны педагогам, психологам и родителям для эффективной работы с подростками.

Литература:

  1. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб: Речь, 2002.
  2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
  3. Хлестов Е. В. Психологические условия формирования жизнестойкости подростков в процессе семейного воспитания // Педагогика: история, перспективы. 2022.
  4. Файзуллина К. А. Анализ феномена жизнестойкости как основы для ее воспитания у подростков группы риска // Современные проблемы науки и образования. 2021.
  5. Циринг Д. А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестник Томского государственного университета. 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): принятие риска, развитие жизнестойкости, юношеский возраст, подросток, уровень жизнестойкости, вовлеченность, качество, поддерживающая среда, поиск смысла, психологическое здоровье.


Похожие статьи

Особенности развития социальных навыков у школьников юношеского возраста

Статья посвящена анализу особенностей развития социальных навыков у школьников юношеского возраста. Рассмотрены ключевые аспекты формирования коммуникативных, эмоциональных и когнитивных навыков, необходимых для успешной социализации. На основе теоре...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Поведение старшеклассников и подростковые проблемы

Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Аутоагрессия в подростковом возрасте: теоретический анализ проблемы

Статья посвящена изучению проблемы аутоагрессии в подростковом возрасте, ее причинам и последствиям. Рассмотрены аспекты аутоагрессивного поведения, такие как предрасположенность подростков к саморазрушению, влияние социокультурных факторов и механиз...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте

Статья охватывает две важные темы: эмоциональный интеллект и агрессивность в подростковом возрасте. Проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте является важной областью исследования. Понимание механизмов, л...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Похожие статьи

Особенности развития социальных навыков у школьников юношеского возраста

Статья посвящена анализу особенностей развития социальных навыков у школьников юношеского возраста. Рассмотрены ключевые аспекты формирования коммуникативных, эмоциональных и когнитивных навыков, необходимых для успешной социализации. На основе теоре...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Поведение старшеклассников и подростковые проблемы

Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Аутоагрессия в подростковом возрасте: теоретический анализ проблемы

Статья посвящена изучению проблемы аутоагрессии в подростковом возрасте, ее причинам и последствиям. Рассмотрены аспекты аутоагрессивного поведения, такие как предрасположенность подростков к саморазрушению, влияние социокультурных факторов и механиз...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте

Статья охватывает две важные темы: эмоциональный интеллект и агрессивность в подростковом возрасте. Проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте является важной областью исследования. Понимание механизмов, л...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Задать вопрос