Патриотическое воспитание и любовь к родному краю у детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 20.03.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Максимова, О. Н. Патриотическое воспитание и любовь к родному краю у детей среднего дошкольного возраста / О. Н. Максимова, А. Н. Аветисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 249-252. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123514/ (дата обращения: 02.04.2025).



Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию — это и любовь к Родине, и гордость за свой народ, чувство общности с другими и уважение к природе и т. д. Но для того, чтобы ребенок мог различать существенное и необходимое в окружающей среде, понять, что улица, по которой он ходит каждый день — его родина, ему нужна помощь взрослых. Задача воспитателей — увлечь детей, заинтересовать красотой и очарованием родных мест, пробудить первые чувства детей к прекрасному, красоте природы родного края, красоте обычаев и традиций региона, расширить их интересы, которые проявляются через близкое и родное, общечеловеческое.

Ключевые слова: патриотизм, родной край, родной город, культура края, история края, природа края, вариативные занятия, экскурсии.

Работа по воспитанию у ребенка любви к родному краю начинается с ярких и эмоциональных рассказов воспитателя о природе родного края, соединенных с созерцанием. Любование красотой родных мест — это первый росток добрых чувств, который необходимо развивать, превращая его в активное стремление к деятельности. Постепенно у детей появляются любимые площадки в городе, где они любят играть; тропинки и деревья в парке, которые становятся привычными и навсегда остаются в памяти. В первую очередь мы вырабатываем положительный опыт, эмоционально-положительное отношение детей к окружающему миру — умение восхищаться, удивляться красоте, которая находится рядом. Мы переходим от близкого окружения к жизни жителей города и края, важности их работы, важно показать, что наш город — часть великой страны. Педагог должен умело сочетать рассказы о природе с беседами, о труде и жизни людей, которые живут рядом с нами.

Необходимо расширить интересы личного мира детей путем знакомства с героической историей края, памятниками и искусством. Знакомясь с достижениями старших поколений, соотечественников, известных на весь мир, дети понимают, что Родина свята.

Есть разные способы увлечь детей краеведением: можно принести книгу про Краснодарский край и, собрав вокруг себя детей, рассказать яркую историю из жизни края. Можно обратиться к детскому опыту, вспомнить интересные случаи из их жизни, связанные с родиной. Развить интерес не сложно, главное весело и эмоционально преподнести краеведческий материал, чтобы у ребенка возник интерес к своим знаниям и занятиям.

Используя среду региона, мы разработали серию уроков «Кубань — моя родина» на конкретном материале. Задача цикла — показать взаимосвязь окружающей среды (история и культура края), изобразительного искусства и литературы региональных авторов, их роль в воспитании дошкольников.

Краеведение — это новый тип развивающей среды, удовлетворяющий потребности ребенка в новых впечатлениях и различных видах деятельности. На примере экскурсии в историко-краеведческий музей города Армавир мы предоставили возможность педагогам, убедиться во взаимосвязи окружающей среды и изобразительного искусства в воспитании детей. Цель визита — познакомить детей с достопримечательностями Кубанской земли, углубить их знания о воинских подвигах народа, красотах родного края, привить любовь к истории и культуре края.

Предварительно проводилось занятие «Герои кубанской земли», на котором педагог рассказывал детям о подвигах армавирцев во время Великой Отечественной войны, дети рассматривали иллюстративный материал: монументы памяти воинов, иллюстрации города Армавира времен второй мировой войны, портреты героев войны. В свободное время дети посмотрели минифильм «Города России. Краснодарский край. Армавир». [1] После посещения историко-краеведческого музея мы организовали в группе выставку картин «Герои Армавира» в форме лекции. Музей как бы перешел в группу, то есть детям была предоставлена возможность пережить увиденное, обменяться впечатлениями.

Цикл «Кубань — моя родина» состоит из уроков, экскурсий, исторических бесед, культурно-развлекательных мероприятий.

Перечень тем цикла:

  1. «С чего начинается Родина?»
  2. «Кубань житница России».
  3. «Наш любимый город». Экскурсия по городу Армавиру.
  4. «Мой край родной».
  5. Историческая беседа «Армавир — город мастеров».
  6. «Армавир — моя Родина».
  7. «Герои Армавира».
  8. «Армавир в стихах и красках».
  9. «По тропам родного края».
  10. «Путешествие в историю». Экскурсия в краеведческий музей города.
  11. «Армавир в произведениях художников».
  12. Конкурс знатоков «Знаешь ли ты Армавир?»
  13. Развлечение «Люблю тебя, мой край родной».

Разработанная система включает в себя как традиционные, так и новые формы и методы работы — комплексные и вариативные занятия, экскурсии и прогулки, исторические беседы, работу по городу, домашние задания, которые научили детей видеть и реагировать на происходящее вокруг, накапливать наблюдательный опыт. Суть интегрированных занятий заключается в совмещении разных видов работы на одном занятии, т. к. материал края требует живой и разнообразной деятельности.

Вариативные занятия — это гибкое использование модели обучения: занятия проходят как в группах, так и на природе, в музее, на выставке и т. д. Развитие любви дошкольников к своему городу и региону происхождения — длительный процесс и положительный результат, может быть достигнут только систематической работой, связанной с общественной жизнью и ближайшими и доступными предметами, окружающими ребенка. Экскурсии были лучшим способом знакомства с родными местами: целенаправленные наблюдения, живые впечатления, воспитывающие внутренний мир ребенка, способствующие накоплению представлений о родном крае.

Важно было научить детей во время наблюдения выделять наиболее яркие и характерные черты местности для обобщений и формирования представлений. Мы организовали цикл экскурсий, которые помогли показать жизнь города. Исторические беседы — это увлекательные и занимательные рассказы воспитателя, факты из прошлого края, людей, ранее живших в городе и его окрестностях, их неординарные поступки, великие события, вызывающие различные эмоции и формирующие представления. Работа в уголке города или региона включала в себя изучение произведений искусства, сбор информации о местной истории.

Домашние задания создавали атмосферу общих интересов между детьми и взрослыми. Практические занятия для детей должны быть организованы на каждом занятии, например: рисование «Мой город — Армавир», «Город моей мечты», «Кубань — моя родина», «Красота нашего города», «Праздник моей улицы»; лепка «Памятник герою» и др. Мы регулярно устраиваем выставки детских работ, где сами дети были экскурсоводами — они рассказывали о своей родине через свое творчество. Кроме того, возможна организация зоны полезной деятельности для детей — это выходит за пределы группы, способствуя активным действиям дошкольников, эффективному общению с окружающими и направленное на формирование желания участвовать в жизни взрослых; проводить творческие дни — приятно сделать своими руками что-то красивое, поэтому нами постоянно проводится оформление детских выставок, например: «Кубанские мастера».

Эффективным средством в воспитании патриотического чувства являются праздники, посвященные городу Армавиру, Краснодарскому краю, которые проводятся на знакомом материале, как эмоциональный результат проводимой работы. Познание края не заканчивается на занятиях, а продолжается в повседневной жизни — в группе, на прогулке, в семье.

Хотелось бы отметить направление работы — это активная поисковая и познавательная деятельность педагогов, родителей и детей по сбору информации о своем регионе, репродукций и видеоматериалов. Всем известно, что Родина начинается с семьи: совместные походы родителей и детей к памятникам старины, освоение места жительства, знакомые улицы и т. д. в пределах досягаемости любой семьи. В то же время формирование определенного отношения к городской жизни зависит и от эмоциональности взрослых, от того, как они преподносят факты, с какой интонацией читают; детям передается и искренность их чувств, поэтому информация должна вызывать не только положительные эмоции, но и стремление к деятельности. Чрезвычайно важны домашние задания, которые педагог дает родителям и детям на выходные — выучить, найти, принести.

Помимо основной работы можно использовать и другие методические приемы: игры для закрепления знаний («Ждем гостей» — описывай дорогу домой или в детский сад, «Путешествие по Армавиру» — составление рассказов о городе по открыткам); сравнение — помогает формировать конкретные представления, так как дети учатся анализировать увиденное и услышанное, делать обобщения; вопросы воспитателя к детям, чтобы дети все же захотели узнать район и город, на которые можно ответить не только в группе ДОУ, но и за ее пределами; чтение литературных произведений; инсценировка исторических событий, прослушивание музыки, просмотр произведений изобразительного искусства художников города Армавира (например, посещение выставки местных художников, которая регулярно проводится в доме — музее Саввы Дангулова); [2] создание альбомов дома; творческие задания; изобразительная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности; упражнения на речевую деятельность, связанную с конкретным образом и переживаниями; апеллировать к детскому опыту — придумывать сказки; вопросы детей друг другу; работа с картами и схемами города; ролевые игры, отражающие жизнь города; беседа, создание ситуаций эмпатии, общение со взрослыми и совместная деятельность; домашние дела; работа с художественными материалами.

Особо хотелось бы выделить развивающие игры в воспитательной работе с детьми, примеры: «Таинственная карта» — собирание карты города из мозаики; «Городские лабиринты» — даются лабиринты, карты города — ребенок должен вести; «Экскурсия по Армавиру год 3022» — дети описывают свои представления и фантазии о городе будущего; «Где моя улица, где мой дом» — опишите место жительства; «Наше славное прошлое» — детские рассказы о прошлом города и края; «Путешествие в город фонтанов» — детские рассказы с открыток с видами города; «Почтальон Печкин» — дети получают письма с видами города или Краснодарского края, читают их, рассказывают о конкретном уголке Кубани; «Узнай, где я» — один ребенок описывает место, другие догадываются; «Армавир город мастеров» — название профессий в городе и т. п.

Ценностное отношение к Отечеству является важным компонентом опыта личности и должно стать значимым компонентом первой ступени воспитания достойного человека — дошкольного образования. В этот период закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Создавая теплую и доброжелательную атмосферу для детей, как дома, так и в дошкольном учреждении, взрослые постепенно начинают работу по духовно-патриотическому воспитанию.

Основой в воспитании гражданских чувств у дошкольников является накопление детьми социального опыта жизни на Родине, усвоение принятых норм поведения в обществе, развитие интереса к истории и культуре, формирование положительного мироощущения, отношение к прошлому и настоящему родной страны, Родины. Когда почти каждый день ребенка, в детском саду или дома, наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, мы непременно увидим заинтересованные взгляды, услышим вопросы об окружающем. Ведь с воспитанием чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором вырастет более сложное воспитание — чувство любви к Родине.

Знакомство ребенка с культурой своей страны, своего края, приобщение его к истокам великой национальной культуры пробуждает и развивает в нем основы духовности и патриотизма. В понятие «Родина» входят все условия жизни: территория, климат, природа, говор, образ жизни, и, конечно же, место, где вы родились. Местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество, природные особенности являются наиболее доступными для дошкольников средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, к родным местам.

Литература:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=6eOWGeDdAiQ.
  2. https://www.culture.ru/institutes/27204/dom-savvy-artemevicha-dangulova.
Основные термины (генерируются автоматически): Армавир, ребенок, родной край, занятие, Кубань, моя родина, Краснодарский край, культура края, окружающая среда, Родина.


Ключевые слова

патриотизм, экскурсии, родной край, родной город, культура края, история края, природа края, вариативные занятия

Похожие статьи

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»

Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...

Район, в котором мы живем!

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Знакомясь с родным город...

Важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста и его основные задачи: формирование гражданской и патриотической идентичности, понимания прав и обязанностей, развития чувства патриотизма, осоз...

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками

В данной статье речь идет о вaжнocти и необходимости нравственного воспитания у подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то какими они будут таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравст...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Похожие статьи

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»

Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...

Район, в котором мы живем!

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Знакомясь с родным город...

Важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста и его основные задачи: формирование гражданской и патриотической идентичности, понимания прав и обязанностей, развития чувства патриотизма, осоз...

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками

В данной статье речь идет о вaжнocти и необходимости нравственного воспитания у подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то какими они будут таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравст...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Задать вопрос