Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию — это и любовь к Родине, и гордость за свой народ, чувство общности с другими и уважение к природе и т. д. Но для того, чтобы ребенок мог различать существенное и необходимое в окружающей среде, понять, что улица, по которой он ходит каждый день — его родина, ему нужна помощь взрослых. Задача воспитателей — увлечь детей, заинтересовать красотой и очарованием родных мест, пробудить первые чувства детей к прекрасному, красоте природы родного края, красоте обычаев и традиций региона, расширить их интересы, которые проявляются через близкое и родное, общечеловеческое.
Ключевые слова: патриотизм, родной край, родной город, культура края, история края, природа края, вариативные занятия, экскурсии.
Работа по воспитанию у ребенка любви к родному краю начинается с ярких и эмоциональных рассказов воспитателя о природе родного края, соединенных с созерцанием. Любование красотой родных мест — это первый росток добрых чувств, который необходимо развивать, превращая его в активное стремление к деятельности. Постепенно у детей появляются любимые площадки в городе, где они любят играть; тропинки и деревья в парке, которые становятся привычными и навсегда остаются в памяти. В первую очередь мы вырабатываем положительный опыт, эмоционально-положительное отношение детей к окружающему миру — умение восхищаться, удивляться красоте, которая находится рядом. Мы переходим от близкого окружения к жизни жителей города и края, важности их работы, важно показать, что наш город — часть великой страны. Педагог должен умело сочетать рассказы о природе с беседами, о труде и жизни людей, которые живут рядом с нами.
Необходимо расширить интересы личного мира детей путем знакомства с героической историей края, памятниками и искусством. Знакомясь с достижениями старших поколений, соотечественников, известных на весь мир, дети понимают, что Родина свята.
Есть разные способы увлечь детей краеведением: можно принести книгу про Краснодарский край и, собрав вокруг себя детей, рассказать яркую историю из жизни края. Можно обратиться к детскому опыту, вспомнить интересные случаи из их жизни, связанные с родиной. Развить интерес не сложно, главное весело и эмоционально преподнести краеведческий материал, чтобы у ребенка возник интерес к своим знаниям и занятиям.
Используя среду региона, мы разработали серию уроков «Кубань — моя родина» на конкретном материале. Задача цикла — показать взаимосвязь окружающей среды (история и культура края), изобразительного искусства и литературы региональных авторов, их роль в воспитании дошкольников.
Краеведение — это новый тип развивающей среды, удовлетворяющий потребности ребенка в новых впечатлениях и различных видах деятельности. На примере экскурсии в историко-краеведческий музей города Армавир мы предоставили возможность педагогам, убедиться во взаимосвязи окружающей среды и изобразительного искусства в воспитании детей. Цель визита — познакомить детей с достопримечательностями Кубанской земли, углубить их знания о воинских подвигах народа, красотах родного края, привить любовь к истории и культуре края.
Предварительно проводилось занятие «Герои кубанской земли», на котором педагог рассказывал детям о подвигах армавирцев во время Великой Отечественной войны, дети рассматривали иллюстративный материал: монументы памяти воинов, иллюстрации города Армавира времен второй мировой войны, портреты героев войны. В свободное время дети посмотрели минифильм «Города России. Краснодарский край. Армавир». [1] После посещения историко-краеведческого музея мы организовали в группе выставку картин «Герои Армавира» в форме лекции. Музей как бы перешел в группу, то есть детям была предоставлена возможность пережить увиденное, обменяться впечатлениями.
Цикл «Кубань — моя родина» состоит из уроков, экскурсий, исторических бесед, культурно-развлекательных мероприятий.
Перечень тем цикла:
- «С чего начинается Родина?»
- «Кубань житница России».
- «Наш любимый город». Экскурсия по городу Армавиру.
- «Мой край родной».
- Историческая беседа «Армавир — город мастеров».
- «Армавир — моя Родина».
- «Герои Армавира».
- «Армавир в стихах и красках».
- «По тропам родного края».
- «Путешествие в историю». Экскурсия в краеведческий музей города.
- «Армавир в произведениях художников».
- Конкурс знатоков «Знаешь ли ты Армавир?»
- Развлечение «Люблю тебя, мой край родной».
Разработанная система включает в себя как традиционные, так и новые формы и методы работы — комплексные и вариативные занятия, экскурсии и прогулки, исторические беседы, работу по городу, домашние задания, которые научили детей видеть и реагировать на происходящее вокруг, накапливать наблюдательный опыт. Суть интегрированных занятий заключается в совмещении разных видов работы на одном занятии, т. к. материал края требует живой и разнообразной деятельности.
Вариативные занятия — это гибкое использование модели обучения: занятия проходят как в группах, так и на природе, в музее, на выставке и т. д. Развитие любви дошкольников к своему городу и региону происхождения — длительный процесс и положительный результат, может быть достигнут только систематической работой, связанной с общественной жизнью и ближайшими и доступными предметами, окружающими ребенка. Экскурсии были лучшим способом знакомства с родными местами: целенаправленные наблюдения, живые впечатления, воспитывающие внутренний мир ребенка, способствующие накоплению представлений о родном крае.
Важно было научить детей во время наблюдения выделять наиболее яркие и характерные черты местности для обобщений и формирования представлений. Мы организовали цикл экскурсий, которые помогли показать жизнь города. Исторические беседы — это увлекательные и занимательные рассказы воспитателя, факты из прошлого края, людей, ранее живших в городе и его окрестностях, их неординарные поступки, великие события, вызывающие различные эмоции и формирующие представления. Работа в уголке города или региона включала в себя изучение произведений искусства, сбор информации о местной истории.
Домашние задания создавали атмосферу общих интересов между детьми и взрослыми. Практические занятия для детей должны быть организованы на каждом занятии, например: рисование «Мой город — Армавир», «Город моей мечты», «Кубань — моя родина», «Красота нашего города», «Праздник моей улицы»; лепка «Памятник герою» и др. Мы регулярно устраиваем выставки детских работ, где сами дети были экскурсоводами — они рассказывали о своей родине через свое творчество. Кроме того, возможна организация зоны полезной деятельности для детей — это выходит за пределы группы, способствуя активным действиям дошкольников, эффективному общению с окружающими и направленное на формирование желания участвовать в жизни взрослых; проводить творческие дни — приятно сделать своими руками что-то красивое, поэтому нами постоянно проводится оформление детских выставок, например: «Кубанские мастера».
Эффективным средством в воспитании патриотического чувства являются праздники, посвященные городу Армавиру, Краснодарскому краю, которые проводятся на знакомом материале, как эмоциональный результат проводимой работы. Познание края не заканчивается на занятиях, а продолжается в повседневной жизни — в группе, на прогулке, в семье.
Хотелось бы отметить направление работы — это активная поисковая и познавательная деятельность педагогов, родителей и детей по сбору информации о своем регионе, репродукций и видеоматериалов. Всем известно, что Родина начинается с семьи: совместные походы родителей и детей к памятникам старины, освоение места жительства, знакомые улицы и т. д. в пределах досягаемости любой семьи. В то же время формирование определенного отношения к городской жизни зависит и от эмоциональности взрослых, от того, как они преподносят факты, с какой интонацией читают; детям передается и искренность их чувств, поэтому информация должна вызывать не только положительные эмоции, но и стремление к деятельности. Чрезвычайно важны домашние задания, которые педагог дает родителям и детям на выходные — выучить, найти, принести.
Помимо основной работы можно использовать и другие методические приемы: игры для закрепления знаний («Ждем гостей» — описывай дорогу домой или в детский сад, «Путешествие по Армавиру» — составление рассказов о городе по открыткам); сравнение — помогает формировать конкретные представления, так как дети учатся анализировать увиденное и услышанное, делать обобщения; вопросы воспитателя к детям, чтобы дети все же захотели узнать район и город, на которые можно ответить не только в группе ДОУ, но и за ее пределами; чтение литературных произведений; инсценировка исторических событий, прослушивание музыки, просмотр произведений изобразительного искусства художников города Армавира (например, посещение выставки местных художников, которая регулярно проводится в доме — музее Саввы Дангулова); [2] создание альбомов дома; творческие задания; изобразительная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности; упражнения на речевую деятельность, связанную с конкретным образом и переживаниями; апеллировать к детскому опыту — придумывать сказки; вопросы детей друг другу; работа с картами и схемами города; ролевые игры, отражающие жизнь города; беседа, создание ситуаций эмпатии, общение со взрослыми и совместная деятельность; домашние дела; работа с художественными материалами.
Особо хотелось бы выделить развивающие игры в воспитательной работе с детьми, примеры: «Таинственная карта» — собирание карты города из мозаики; «Городские лабиринты» — даются лабиринты, карты города — ребенок должен вести; «Экскурсия по Армавиру год 3022» — дети описывают свои представления и фантазии о городе будущего; «Где моя улица, где мой дом» — опишите место жительства; «Наше славное прошлое» — детские рассказы о прошлом города и края; «Путешествие в город фонтанов» — детские рассказы с открыток с видами города; «Почтальон Печкин» — дети получают письма с видами города или Краснодарского края, читают их, рассказывают о конкретном уголке Кубани; «Узнай, где я» — один ребенок описывает место, другие догадываются; «Армавир город мастеров» — название профессий в городе и т. п.
Ценностное отношение к Отечеству является важным компонентом опыта личности и должно стать значимым компонентом первой ступени воспитания достойного человека — дошкольного образования. В этот период закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Создавая теплую и доброжелательную атмосферу для детей, как дома, так и в дошкольном учреждении, взрослые постепенно начинают работу по духовно-патриотическому воспитанию.
Основой в воспитании гражданских чувств у дошкольников является накопление детьми социального опыта жизни на Родине, усвоение принятых норм поведения в обществе, развитие интереса к истории и культуре, формирование положительного мироощущения, отношение к прошлому и настоящему родной страны, Родины. Когда почти каждый день ребенка, в детском саду или дома, наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, мы непременно увидим заинтересованные взгляды, услышим вопросы об окружающем. Ведь с воспитанием чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором вырастет более сложное воспитание — чувство любви к Родине.
Знакомство ребенка с культурой своей страны, своего края, приобщение его к истокам великой национальной культуры пробуждает и развивает в нем основы духовности и патриотизма. В понятие «Родина» входят все условия жизни: территория, климат, природа, говор, образ жизни, и, конечно же, место, где вы родились. Местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество, природные особенности являются наиболее доступными для дошкольников средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, к родным местам.
Литература:
- https://www.youtube.com/watch?v=6eOWGeDdAiQ.
- https://www.culture.ru/institutes/27204/dom-savvy-artemevicha-dangulova.