В статье предлагается новая форма проведения занятий на кафедре патологической физиологии, которая помогает формировать клиническое мышление у студентов стоматологов. Экспресс метод выявил среди студентов единичные случаи гипо- и гиперсаливации. Полученные данные экспресс-методом могут представлять интерес для клиницистов, проводящих профессиональные гигиенические осмотры.
Ключевые слова: гипосаливация, гиперсаливация, стоматология.
Занятия по патофизиологии пищеварительной системы ставят своей целью изучить этиологию и патогенез таких заболеваний как кариес, пародонтит, сиалоаденит [1]. Усвоение данного материала осуществляется с помощью теоретических (лекций) и практических занятий, которые без экспериментальных работ носят характер микролекций.
Для устранения этого недостатка предлагается новая форма проведения практических занятий, задача которой превратить их, во-первых, в активный, динамичный творческий процесс, во-вторых, сделать их практическими не для одного-двух студентов, а для всей группы, в-третьих, лабораторные исследования должны представлять интерес для клиники [2].
Предполагаемая экспериментальная работа включает следующие этапы: сбор слюны экспресс-методом, расчёт показателей слюноотделения, сравнение собственных данных с групповыми и литературными (для этого студенты проводят поиски в интернет-пространстве в течение занятия), выводы о характере нарушений саливации (норма, гипо/гиперсаливация), обсуждение возможных причин и механизмов нарушений.
Ниже приводятся экспериментальные данные одного из занятий, связанного с исследованием характера саливации у испытуемых.
Цель занятия — выявить нарушения саливации среди большой группы студентов, оценить их значение для раннего выявления патологии.
Материал и методы
Использована биологическая жидкость — смешанная слюна студентов, которую каждый получает методом сбора собственной слюны путём сплёвывания в течение 5 минут в стерильную пробирку [3]. Полученный материал позволяет рассчитать следующие показатели слюноотделения: 1) объем суточной слюны для этого сначала определяют объем собранной слюны за 1 минуту, полученную величину умножают на количество минут в сутках (24 умножаем на 60), 2) скорость слюноотделения (мл/мин): количество выделенной за 5 минут слюны делят на 5, получают значение скорости в (мл/мин), 3) величину осадка слюны и надосадочной жидкости не менее чем через час стояния пробирки.
Ниже в таблице 1 приведён результаты исследований одной из групп.
Таблица 1
Результаты сбора слюны у студентов
№ |
Объем суточной слюны, мл |
Скорость слюноотделения, мл/мин |
Осадок слюны, мл |
Надосадочная жидкость, мл |
Отношение осадка к общему объему |
1 |
1440 |
1 |
0,98 |
0,52 |
|
2 |
1296 |
0,9 |
1,33 |
0,17 |
|
3 |
864 |
0,6 |
0,28 |
1,05 |
|
4 |
5472 |
3,8 |
1,33 |
0,77 |
0,63 |
5 |
504 |
0,35 |
0,35 |
1,05 |
|
6 |
1108 |
0,77 |
0,84 |
1,12 |
|
7 |
1152 |
0,8 |
0,14 |
1,61 |
|
8 |
1008 |
0,7 |
0,14 |
1,19 |
|
9 |
331 |
0,23 |
0,77 |
1,33 |
0,36 |
10 |
504 |
0,35 |
0,21 |
1,26 |
Проиллюстрируем результаты работы на рис. 1.
Рис. 1. Собранная слюна у одной группы студентов
Аналогичным способом рассчитываются показатели у второй группы, состоящей из 11 студентов. Т. е. общая выборка составила 21 человек.
По литературным данным нормальные суточные колебания объёма слюны варьируются от 0,5 л до 1,5 л, а средняя скорость слюноотделения составляет 0,3 мл/мин [4].
Большинство (90–95 %) обследованных студентов укладываются в эту норму. Однако у отдельных студентов наблюдается отклонение от нормальной саливации (гипосаливация отмечалась в 2-х случаях– 0,3 л и 0,4 л, гиперсаливация — в одном случае — 5,5 л).
Соответственно скорость слюноотделения была сниженной при гипосаливации до 0,23 мл/мин и 0,28 мл/мин при норме 0,3 мл/мин, а при гиперсаливации увеличена до 3,8 мл/мин. Такая же закономерность наблюдалась и при вычислении показателя осадок / надосадочная жидкость: при гипосаливации он был снижен, а при гиперсаливации увеличен.
Полученные данные позволяют перейти к поиску причин отклонений в секреции слюны, их механизмов и последствий.
Причины гиперсаливация многочисленны [4]: они могут быть как местные, так и системные (врожденные инвазии, лекарства, токсины), а также характер питания, использование жевательной резинки. Учитывая возраст испытуемых, наиболее вероятной причиной могли быть две последние. После дополнительного опроса оказалось, что студент с сиалореей пользовался жевательной резинкой. После прекращения использования резинки слюноотделение нормализовалось.
Причины гипосаливации также многочисленны [4]: среди них выделяют такие, как сужение или закупорка слюнных желез, инфекции, опухоли, воспалительные процессы (гингивит, стоматит), лихорадки, сахарный диабет, анемии, тиреотоксикоз, химиотерапия, аллергические заболевания — синдром Шергена, возраст, врождённые заболевания.
У наших испытуемых, скорее всего, причиной гипосаливацией являются:
1) характер питания, например, использование избыточной солёной, острой пищи, бедной растительными, овощными продуктами или: 2) высокая активность СНС.
Для профилактики гипосаливации можно порекомендовать использование перед едой жевательной резинки (натурального состава), питье воды с лимонным соком, использование соответствующей зубной пасты. Смысл этих мероприятий — активировать рецепторы слизистой и центр слюноотделения. При стойкой гипосаливации проконсультироваться со стоматологом для предупреждения развития заболевания.
В механизме саливации большое значение имеет нервная система, а именно угнетение или стимуляция центра слюноотделения, ретикулярной формации и включение симпатического или парасимпатического нервов, иннервирующих слюнные железы [4].
Последствия стойкого нарушения слюноотделения при гиперсаливации связаны с избыточной потерей ионов, которая приводит к хрупкости зубов, а смыв иммуноглобулинов, лизоцима ослабляет защитную функцию слизистой рта.
Исходы гипосаливации связаны с уменьшением секреции слюны и ослаблением всех функций (пищеварительной, минерализующей, регенераторной, буферной) и способствует преждевременному развитию кариеса и пародонтита.
Таким образом, проведённое занятие в отличие от предыдущих (см. практикум по патофизиологии, М., 2014 [5]) построено не на модельных опытах на лягушках, а соответствует натурному моделированию и поэтому вызывает у стоматологов естественную мотивацию, а также способствует формированию их клинического мышления.
Кроме того, это занятие имеет и клиническое значение, т. к. может быть включено в процесс профилактических стоматологических осмотров, которые помимо визуальной оценки состояния зубов и слизистой рта, могут дополниться лабораторными результатами, полученными с помощью экспресс-метода, что поможет более обоснованно выделить группу риска среди обследуемых пациентов.
Литература:
- Неустроев Г., Чикина. Н. Частная патофизиология для стоматологов. Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing 2019г. 140с.
- Курбанова, Р. К. Лечебно-профилактическое значение гомеостатических параметров смешанной слюны в снижении частоты основных стоматологических заболеваний: диссертация кандидата медицинских наук: 3.1.7. / Курбанова Рухшона Каримхоновна; [Место защиты: ГОУ Институт последипломного образования в сфере здравоохранения Республики Таджикистан; Диссовет 73.3.005.01 (Д 737.006.03)]. — Душанбе, 2024.
- Дубова, Л. В. Иммуномодулирующее действие стоматологических материалов: автореферат дис. доктора медицинских наук: 14.01.14 / Дубова Любовь Валерьевна; [Место защиты: Моск. гос. мед.-стоматолог. ун-т]. — Москва, 2010.
- Вавилова Т. П., Янушевич О. О., Островская И. Г. Слюна. Аналитические возможности и перспективы. M. : Изд-во Бином; 2014.
- Практикум по общей патофизиологии: для студентов стоматологических факультетов / [Русанова А. Г. и др.]; под ред. А. Г. Русановой; Московский гос. медико-стоматологический ун-т. — Москва : ЗАО «Кн. мир», 2012. — 182 с.