В статье авторы исследуют нравственные ценности и духовность в современном обществе.
Ключевые слова: образование, нравственные ценности, духовность.
Воспитание нравственных ценностей и духовности — не просто важная, а жизненно необходимая задача современного общества.
Мы живем в переломную эпоху, когда наибольшая угроза исходит не от экономических неурядиц или политических бурь, а от эрозии самой личности. Преклонение перед материальным, забвение духовного ведет к искажению нравственных ориентиров у детей, размывает представления о гражданственности и любви к Родине. Школа переживает кризис воспитания, будто сад, где увядают вековые традиции и идеалы. В этой ситуации вопросы духовно-нравственного воспитания приобретают особую остроту, ведь молодое поколение все чаще упрекают в бездуховности, отсутствии веры в свою страну и агрессивном поведении.
Новые веяния в образовании неизбежно влекут за собой перемены в воспитательной работе, в том числе и в нравственном становлении. Масштаб этих изменений покажет лишь время. Но сейчас, когда воспитание претерпевает столь глубокую трансформацию, особенно важно бережно сохранять ценный опыт прошлого, словно жемчужины мудрости.
К. Д. Ушинский предостерегал: реформы должны быть взвешенными, чтобы не навредить устоявшимся принципам, проверенным временем и принесшим добрые плоды.
Важность нравственного воспитания для формирования гармоничной личности осознавалась в педагогике испокон веков. Выдающиеся умы прошлого неустанно подчеркивали, что образование и интеллектуальное развитие — это лишь часть целого, а нравственное воспитание должно стоять во главе угла.
Трудности социальной адаптации юного поколения — зеркало непростого времени.
Современная Россия переживает период уникальных преобразований, когда политическая, экономическая и социальная структуры меняются до неузнаваемости, а кризис идеологии и переоценка ценностей стали приметами времени. Общество охвачено состоянием нестабильности и неуверенности, как корабль в бушующем море. Привычные нормы поведения устарели, а новые формируются с большим трудом. И в этой буре перемен молодежь особенно уязвима.
В процессе социализации личность впитывает общественные нормы, осваивает социальные роли и навыки поведения, будто актер, готовящийся к выходу на сцену жизни. Основой социализации является познание окружающего мира во всем его многообразии.
Изменения в образовательной системе России направлены на то, чтобы содержание и методы обучения соответствовали стремительному прогрессу общества, науки и культуры. Современный мир требует от образования подготовки молодого поколения к активной и созидательной жизни в мировом сообществе, способного решать глобальные проблемы, словно мудрые правители, готовые взять на себя ответственность за судьбу мира.
Социальное развитие в дошкольных учреждениях — это процесс усвоения и формирования социально-культурного опыта, необходимого для успешной интеграции в систему общественных отношений. Это включает в себя трудовые навыки, знания, нормы, ценности, традиции, правила, а также те качества, которые делают личность поистине человечной.
Источниками социализации личности являются:
— опыт раннего детства — фундамент, на котором строится здание психики и поведения;
— социальные институты — системы воспитания, обучения и образования, как заботливые садовники, взращивающие юные таланты;
— взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности, будто переплетение нитей, создающих узор человеческих отношений.
Социализация — это не просто наложение на индивида «готовой социальной формы», а активный процесс самопостроения личности, стимулируемый определенными социальными условиями. Социализация индивида неразрывно связана с формированием у него адекватного отношения к социальным ценностям.
Приобщение индивида к социальному наследию — это приобщение его к культуре общества, как погружение в океан мудрости и красоты. В понятиях культуры зафиксированы эталоны необходимого поведения людей в различных сферах жизни (труд, быт, общественная и политическая деятельность). Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества, таких как ум, характер, манера и стиль поведения, воспитанность и образованность, социальная адаптированность.
К основным особенностям современной социализации подрастающего поколения относятся следующие:
— гуманистическая направленность в отношении общества к детству, что проявляется в признании ребенка главной ценностью семьи и общества, словно бесценный дар, который нужно беречь и лелеять;
— длительность протекания (по сравнению с предшествующими периодами, что связано прежде всего с изменением статуса детства);
— проявление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества;
— стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.
Многие исследователи единодушны во мнении, что первые годы жизни имеют решающее значение для становления личности, развития интеллекта и социальных навыков. Именно в этот период осуществляется самоидентификация, закладываются основы самовосприятия, устанавливаются модели общения и усваиваются моральные принципы и социальные нормы, будто семена, из которых вырастает дерево жизни.
На процесс социализации ребенка оказывают значительное влияние агенты социализации — люди, с которыми он непосредственно взаимодействует: семья (родители, опекуны, братья и сестры), воспитатели в детском саду и сверстники.
В ходе социализации ребенок усваивает правила поведения, учится эмоционально реагировать на различные ситуации и выражать свои чувства, как художник, осваивающий палитру эмоций. Постепенно формируется его понимание окружающего мира, способы организации деятельности, моральные ориентиры и навыки эффективного общения.
Семья играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая первый социальный опыт, словно колыбель, в которой зарождается личность. Развить самосознание, чувство собственного достоинства и уважение к другим, а также интегрировать ребенка в социум невозможно без участия родителей.
Духовно-нравственное воспитание — одна из важнейших задач современного общества. В условиях глобализации необходимо поддерживать веру подрастающего поколения в свою страну, как огонь, который не должен угаснуть в сердцах молодых. Акцент на нравственности обусловлен потребностями государства. Образование как долгосрочная стратегия обеспечивает позитивное взаимодействие в глобальном мире. Для успешного обучения необходимы не только знания и навыки, но и духовно-нравственные ценности.
Культивирование духовно-нравственных ценностей представляет собой систематическую работу педагогов и воспитанников, направленную на формирование цельной личности, развитие ее морально-мировоззренческой сферы путем передачи базовых национальных и духовно-нравственных ориентиров.
Сегодня общество сталкивается с серьезной угрозой — деградацией личности. Молодое поколение утратило ключевой элемент личностного роста — духовное воспитание.
Духовность — это состояние сознания, проявляющееся в мыслях, словах и поступках. Она характеризует степень освоения различных форм духовной культуры, таких как философия, искусство, религия и другие, как компас, указывающий путь к истине.
Нравственность — это внутренние, духовные качества, определяющие этические нормы и правила поведения человека, будто невидимый стержень, поддерживающий личность в любых обстоятельствах.
Нравственное воспитание — это целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие чувств и выработка нравственных привычек.
Воспитание — это длительный и непрерывный процесс, ориентированный на будущее, словно путешествие длиною в жизнь. Педагог не может гарантировать, что у воспитанника сформируется определенная система ценностей и убеждений.
Духовно-нравственное воспитание сопровождает человека на протяжении всей жизни, через общение, труд и повседневные дела, помогая ему становиться лучше, словно солнечный свет, проникающий в самые темные уголки души. Стать нравственным — значит научиться мыслить самостоятельно, находить принципы, объединяющие этические требования и жизненные впечатления в гармоничное целое.
Духовно-нравственное развитие — это намеренный процесс взаимодействия преподавателей и учеников, направленный на становление целостной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством передачи ей моральных устоев и базовых национальных идеалов.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание молодежи выдвинулось на первый план в образовательной системе, что обусловлено требованиями современной жизни. Многие ценности, формировавшиеся веками, сегодня, к сожалению, утеряны.
Цель духовно-нравственного воспитания — формирование нравственной личности, проявляющейся в социально значимых качествах.
Нравственная воспитанность включает в себя моральную грамотность, устойчивость позитивных привычек, культуру общения, сильную волю, а также способность к самоконтролю, как щит и меч, защищающие человека от соблазнов и помогающие ему преодолевать трудности. Нравственность развивается через преодоление трудностей и противоречий. Каждый подросток должен пройти свой путь, обрести опыт нравственной жизни, почувствовать удовлетворение от добрых дел, победы над собой и укрепления духа.
Актуальность духовно-нравственного воспитания в современной образовательной системе заключается в создании среды, способствующей духовному развитию ребенка, будто плодородной почвы, в которой может расцвести личность. Воспитание ответственного, инициативного, компетентного и духовно развитого гражданина — приоритетная задача общества и государства. Семья играет первостепенную роль в формировании благочестия, а родители — первые воспитатели, словно зодчие, закладывающие фундамент нравственности. А. С. Макаренко считал причиной появления «трудных» детей нездоровые отношения между поколениями.
В последние годы в России принят ряд ключевых законодательных актов в сфере образования, акцентирующих внимание на важности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Литература:
- Гончаров, И. Ф. Сущность национальной русской школы : (историко-философский взгляд) / И. Ф. Гончаров // Воспитание школьников. — 2013. — № 5. — С. 57–68.
- Скокова, Г. В. Современные методы духовно-нравственного воспитания / Г. В. Скокова // Начальная школа. — 2006. — № 11. — С. 45–49.
- Созонов, В. П. Как воспитать нравственного человека в безнравственных обстоятельствах? / В. П. Созонов // Народное образование. — 2013. — № 4. — С. 237–246.