Роль музейной педагогики в сохранении и трансляции культурного наследия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 21.03.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кулягина, А. С. Роль музейной педагогики в сохранении и трансляции культурного наследия / А. С. Кулягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123532/ (дата обращения: 02.04.2025).



Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир — мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого — это понимание современности.

Современность — это итог прошлого, а прошлое — это еще неразвившееся будущее.

Д. С. Лихачев

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика — отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики, психологии, социологии и культурологии. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией.

Музейная педагогика сегодня является значимым компонентом коммуникационной деятельности музея, определяющим его социальную миссию, инструментом реализации его культурно-образовательного потенциала.

Становление музейной педагогики прошло несколько этапов своего развития. Само понятие появилось в конце XIX — начале XX в. в Германии и изначально было ориентировано на работу с детьми. Немецкий педагог Г. Кершенштейнер предложил модель специальной учебной экспозиции-учебника, построенной в соответствии с педагогическими принципами и школьной программой. В ней были разделы, главы и параграфы, как в учебнике.

Музейная педагогика опирается на общепедагогические и специфические принципы. К общепедагогическим относят наглядность, доступность, динамичность, содержательность, последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями, гуманизм.

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея в образовательной организации.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Задачи музейной педагогики:

– формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

– воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

– формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

– развивать творческие и организаторские способности, предоставлять возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

– формировать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;

– формировать систему критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры. Приступая к организации мини-музеев в детском саду, необходимо обсудить в своем коллективе, с детьми и родителями, что такое музей, для чего он создается и как можно использовать музеи в дошкольном образовании.

Некоторые направления музейной педагогики:

– Информирование. Предполагает передачу знаний и навыков в процессе музейной коммуникации.

– Обучение. Проходит в рамках интересов посетителя, потому что он сам определяет сферу изучения информации. Специфическим методом обучения является музейный урок.

– Общение. Предполагает установление дружеских контактов на основе общих интересов между посетителями. Часто организовывается в формате встреч, тематических собраний и онлайн-форумов.

– Рекреация. Под этим термином понимается организация досуга населения в музейном пространстве.

– Развитие творчества. Удовлетворение потребности аудитории в творчестве может быть реализовано в рамках курсов и мастер-классов.

Роль музейной педагогики в сохранении и трансляции культурного наследия заключается в следующем:

– Приобщение к музею и музейной культуре с раннего возраста. Формирование потребности в общении с культурным наследием и ценностного отношения к нему.

– Активизация творческих способностей личности. Поиск новых форм общения с культурным наследием.

– Создание многоступенчатой системы музейного образования (детский сад — музей — учреждения дополнительного образования — школа — вуз).

Некоторые направления музейной педагогики, способствующие сохранению и трансляции культурного наследия:

– Духовно-нравственное воспитание. Музей может стать площадкой для размышлений о ценностях, морали, этике. Музейные экспонаты, исторические и культурные объекты помогают проследить эволюцию моральных установок и первоначальных идеалов общества.

– Гражданско-патриотическое воспитание. Направлено на формирование осознанной гражданской позиции, любви и уважения к своей стране и её истории. Музей может проводить тематические выставки и мероприятия, посвящённые важным событиям и деятелям, знаковым для национальной истории.

– Историко-краеведческое воспитание. Способствует познанию истории своего региона, культуры и традиций. Музеи могут организовывать различные мероприятия по изучению исторических событий и личностей, связанных с конкретной местностью.

В нашем детском саду несколько лет назад возникла идея создать мини-музей «Русская изба», его дополнили предметами и сувенирами русского быта. Музейная экспозиция, предметы обихода собирались педагогическим коллективом детского сада и родителями воспитанников по крупицам. Все собранные экспонаты музея — подлинные.

Воспитанникам детского сада можно наглядно показать элементы деревенского быта, рассказать об укладе жизни наших предков, поведать им об обрядах и праздниках, рассказать о ремесленных чудесах.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.

Дети могут не только рассматривать экспонаты, но и действовать с ними, узнавать их применение. Особый интерес у детей вызывает поставить ухватом чугунок в печку. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал. В атмосфере «Русской избы» дети даже раннего дошкольного возраста имеют возможность ощутить себя частью русского народа, хотя еще в полной мере и не осознавая этого.

Также в нашем дошкольном учреждении организован мини-музей «ПОБЕДА» посвященный ВОВ и является одной из форм работы. Для того, чтобы дети осознали и прочувствовали важность и трагедию долгих лет ВОВ, получили эмоциональный отклик в своих сердцах, испытали чувство гордости за свой народ и надолго сохранили в памяти события тех дней, необходимо использовать разные методы и формы работы в этом направлении, в которых дети должны быть активными участниками образовательного процесса.

Важная особенность организации мини — музея — возможность принимать участие в его создании детям и родителям. Участие детей в создании мини — музеев, подготовка и поиск экспонатов способствует развитию у них познавательного интереса, связной речи, усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.

В нашем музее есть вещи, которыми пользовались люди старшего поколения перед войной, во время войны, после войны. Они дороги тем, что хранят память о прошлом, которого забывать нельзя. Эта история и её нельзя переписать или забыть. Её надо знать и хранить. Есть настоящие вещи, найденные на раскопках в наше мирное время: гильза от винтовки, планшет.

Таким образом, музейная педагогика помогает формированию целостной личности обучающегося, способной к анализу исторического опыта, культурному и моральному развитию, а также развивает познавательные и творческие способности.

Покидая музей, мы выходим из него богаче, чем были, когда входили в его двери.

Литература:

  1. Короткова М. В. Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-v-svete-tendentsiy-razvitiya-istoricheskogo-obrazovaniya-xxi-veka
  2. Медведева Е. Б. Музейная педагогика: определение дефиниции // Здравствуй музей: Тезисы международ. музейно-педагогического семинара. СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос ун-та, 1995 С.
  3. Морозова А. Н., Мельникова О. В. (ред.). Музейная педагогика: Из опыта методической работы. Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей. — М.: ТЦ Сфера.
  4. Музейно-педагогические технологии / Е. Г. Артемов — СПб.:ФГУК ГМПИР, 2006.
  5. Решетников Н. И. Музейная педагогика как теоретическая проблема., М., 1991
  6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  7. А. Ф. Некрылова, Л. В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
  8. В. В. Владимиров «История для детей: Кто страну хлебом кормит или Как жилось крестьянам на Руси» Москва Дом печати издательства книготорговли «Капитал» 2017 г.
  9. «Музей в детском саду» Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина, Сфера, 2011
Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, детский сад, музей, культурное наследие, ребенок, дошкольное образование, дошкольное учреждение, научная дисциплина, образовательный процесс, русский народ.


Задать вопрос