Формирование коллектива обучающихся: роль и функции классного руководителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 21.03.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Пущак, А. М. Формирование коллектива обучающихся: роль и функции классного руководителя / А. М. Пущак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123535/ (дата обращения: 02.04.2025).



Коллектив обучающихся является важным элементом образовательного процесса, поскольку именно в коллективе формируются социальные связи, происходит обмен опытом и знаниями, развиваются коммуникативные навыки и моральные ценности. Эффективное формирование коллектива требует целенаправленной работы классного руководителя, который выступает как наставник, психолог и организатор.

Сплоченность коллектива обучающихся проявляется в нескольких ключевых аспектах, отражающих уровень взаимодействия и взаимопонимания между нахимовцами:

  1. Позитивная атмосфера: во взводе царит дружелюбная и оптимистичная обстановка, где взаимоотношения основаны на сотрудничестве, взаимопомощи и поддержке. Обучающиеся охотно участвуют в совместных мероприятиях.
  2. Нормы справедливости: в коллективе соблюдаются принципы справедливого и уважительного отношения ко всем его участникам. Обучающиеся взвода следуют нормам, обеспечивающим равноправие и взаимоуважение.
  3. Ценностные ориентиры: высокое значение придается таким качествам, как честность, трудолюбие, принципиальность и бескорыстие. Эти черты личности становятся основой для укрепления доверия и взаимопонимания внутри коллектива.
  4. Активность и энергия: нахимовцы проявляют высокую активность и энергичность, готовы откликнуться на любые полезные инициативы и демонстрируют высокие показатели в учебной и внеурочной деятельности.
  5. Эмпатия и поддержка: успехи и неудачи отдельных нахимовцев вызывают искренние эмоции и сопереживание всего взвода. Поддержка и участие являются важными элементами сплоченной команды.

Исходя из этого мною были определены основные этапы формирования коллектива, каждый из которых имеет свои особенности и задачи:

1. Этап знакомства проходит в первые недели обучения. Обучающиеся пребывают в Нахимовское военно-морского училище из разных регионов России и на данном этапе происходит знакомство друг с другом, изучаются общие интересы и формируются первичные представления о коллективе.

В этот целесообразно проводить мероприятия, направленный на установку доверительных отношений между обучающимися, создание атмосферы открытости и доброжелательности.

Например, такие как: «Давайте знакомиться», «География моего курса», «Мир моих увлечений».

2. Этап адаптации характеризуется привыканием обучающихся к новым условиям жизни. Совместная работа классного руководителя с педагогом-психологом играет ключевую роль в поддержке нахимовцев, помогая им интегрироваться в коллектив и чувствовать себя комфортно.

Проведение командообразующих игр и упражнений, направленны на укрепление доверия и сотрудничества внутри взвода. Это могут быть задания, требующие совместного решения проблем, например, квесты или ролевые игры.

Совместные досуговые мероприятия: организация походов, экскурсий или спортивных соревнований — создают неформальную обстановку, где легче установить дружеские контакты и улучшить взаимопонимание.

3. Этап становления структуры коллектива. В этот период начинают формироваться лидеры, выделяются активные участники и пассивные наблюдатели. Задача классного руководителя заключается в обеспечении равноправия всех членов коллектива, стимулировании активности и вовлеченности каждого участника.

Для этого необходимы занятия, которые помогают обеспечить равноправие и вовлеченность всех участников мероприятия, развить лидерские качества и укрепить командный дух. Например, тренинг «Искусство переговоров», где нахимовцы учатся вести переговоры, договариваться и находить компромиссы. Тренинг полезен для развития лидерских качеств и улучшения коммуникации внутри коллектива.

Фестиваль талантов «Каждый важен», на данном мероприятии каждый участник может продемонстрировать свои уникальные таланты и способности. Фестиваль подчеркивает ценность индивидуального вклада каждого члена коллектива.

Круглый стол «Моя роль в коллективе» на котором каждый участник делится видением своей роли в коллективе и получает обратную связь от одноклассников. Это помогает лучше понять ожидания и потребности каждого участника.

4. Этап функционирования коллектива, который начинает функционировать как единое целое, вырабатываются нормы поведения и взаимодействия.

Классный руководитель следит за соблюдением правил, поддерживает конструктивное общение и регулирует конфликты, используя различные формы внеклассных мероприятий такие как: дискуссионный клуб, где проводятся дискуссий на актуальные темы. Обучающиеся учатся аргументированно высказывать свою точку зрения, слушать и уважать мнение других, а также искать компромиссные решения.

Практическое занятие «Искусство разрешения споров», на котором нахимовцы узнают о причинах возникновения конфликтов, осваивают методы их предупреждения и урегулирования. Это помогает развивать навыки мирного разрешения споров и улучшает общую атмосферу в коллективе.

Игра-симуляция «Выживи в дикой природе», где участники оказываются в экстремальной ситуации и должны совместно принимать решения для выживания. Это упражнение развивает навыки командной работы, взаимопомощи и доверия.

Все мероприятия направлены на поддержание гармонии в коллективе, развитие конструктивного общения и предотвращение конфликтов.

5. Этап совершенствования коллектива. На заключительном этапе коллектив достигает максимальной сплоченности и эффективности. Классный руководитель продолжает способствовать развитию позитивной атмосферы, поощряет инновационные идеи и инициативы.

На всех этапах классный руководитель занимает центральное место в процессе формирования коллектива. Его основные задачи включают:

  1. Создание благоприятной психологической атмосферы, обеспечивая комфортную обстановку для обучающихся, способствующую взаимному уважению и пониманию.
  2. Организация совместной деятельности, которая помогает укрепить межличностные связи и развить чувство командной работы.
  3. Поддержка лидеров и активистов. Классный руководитель выявляет активных участников и поддерживает их инициативы, создавая условия для проявления лидерских качеств.
  4. Решение конфликтов, которые неизбежны в любом коллективе, и задача классного руководителя состоит в своевременном разрешении возникающих противоречий, сохраняя уважение и доверие между участниками.
  5. Контроль за соблюдением норм и правил.
  6. Психологическая поддержка.

Функции классного руководителя разнообразны и многогранны. Они охватывают широкий спектр обязанностей, связанных с управлением классом и взаимодействием с учащимися:

  1. Организационная функция. Включает организацию учебных процессов, внеклассных мероприятий и контроля за посещаемостью и успеваемостью учащихся.
  2. Воспитательная функция. Направлена на военно-патриотическое, гражданское, духовно-нравственное и физкультурно-оздоровительное воспитание.
  3. 3.Коммуникативная функция заключается в установлении и поддержании эффективных коммуникаций между всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, родителями, педагогами и администрацией школы.
  4. Координационная функция включает работу всех субъектов образовательного процесса, обеспечивая согласованность действий педагогов, родителей и нахимовцев.

Формирование коллектива обучающихся — это сложный и многогранный процесс, который требует целенаправленных усилий со стороны классного руководителя. Его роль выходит далеко за рамки простого администрирования и контроля. Классный руководитель становится связующим звеном между обучающимися, их семьями и педагогическим коллективом, обеспечивая благоприятные условия для роста и развития каждого нахимовца.

Основные функции классного руководителя — организационная, воспитательная, коммуникативная, диагностическая, координационная и коррекционная — направленные на создание сплочённого коллектива. Эффективное выполнение этих функций способствует не только академическим успехам, но и личностному росту обучающихся, развитию их социальных навыков и формированию прочных основ для дальнейшей жизни.

Таким образом, классный руководитель играет ключевую роль в формировании коллектива, который способен стать опорой и поддержкой для каждого его участника, создавая условия для раскрытия потенциала и успешной социализации нахимовцев.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, коллектив, участник, образовательный процесс, обучающийся, ключевая роль, командная работа, конструктивное общение, позитивная атмосфера, укрепление доверия.


Похожие статьи

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Технологии и формы организации социально-воспитательной работы в условиях профессиональной подготовки

Роль личности педагога в образовательном процессе

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Похожие статьи

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Технологии и формы организации социально-воспитательной работы в условиях профессиональной подготовки

Роль личности педагога в образовательном процессе

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования

Задать вопрос