Коллектив обучающихся является важным элементом образовательного процесса, поскольку именно в коллективе формируются социальные связи, происходит обмен опытом и знаниями, развиваются коммуникативные навыки и моральные ценности. Эффективное формирование коллектива требует целенаправленной работы классного руководителя, который выступает как наставник, психолог и организатор.
Сплоченность коллектива обучающихся проявляется в нескольких ключевых аспектах, отражающих уровень взаимодействия и взаимопонимания между нахимовцами:
- Позитивная атмосфера: во взводе царит дружелюбная и оптимистичная обстановка, где взаимоотношения основаны на сотрудничестве, взаимопомощи и поддержке. Обучающиеся охотно участвуют в совместных мероприятиях.
- Нормы справедливости: в коллективе соблюдаются принципы справедливого и уважительного отношения ко всем его участникам. Обучающиеся взвода следуют нормам, обеспечивающим равноправие и взаимоуважение.
- Ценностные ориентиры: высокое значение придается таким качествам, как честность, трудолюбие, принципиальность и бескорыстие. Эти черты личности становятся основой для укрепления доверия и взаимопонимания внутри коллектива.
- Активность и энергия: нахимовцы проявляют высокую активность и энергичность, готовы откликнуться на любые полезные инициативы и демонстрируют высокие показатели в учебной и внеурочной деятельности.
- Эмпатия и поддержка: успехи и неудачи отдельных нахимовцев вызывают искренние эмоции и сопереживание всего взвода. Поддержка и участие являются важными элементами сплоченной команды.
Исходя из этого мною были определены основные этапы формирования коллектива, каждый из которых имеет свои особенности и задачи:
1. Этап знакомства проходит в первые недели обучения. Обучающиеся пребывают в Нахимовское военно-морского училище из разных регионов России и на данном этапе происходит знакомство друг с другом, изучаются общие интересы и формируются первичные представления о коллективе.
В этот целесообразно проводить мероприятия, направленный на установку доверительных отношений между обучающимися, создание атмосферы открытости и доброжелательности.
Например, такие как: «Давайте знакомиться», «География моего курса», «Мир моих увлечений».
2. Этап адаптации характеризуется привыканием обучающихся к новым условиям жизни. Совместная работа классного руководителя с педагогом-психологом играет ключевую роль в поддержке нахимовцев, помогая им интегрироваться в коллектив и чувствовать себя комфортно.
Проведение командообразующих игр и упражнений, направленны на укрепление доверия и сотрудничества внутри взвода. Это могут быть задания, требующие совместного решения проблем, например, квесты или ролевые игры.
Совместные досуговые мероприятия: организация походов, экскурсий или спортивных соревнований — создают неформальную обстановку, где легче установить дружеские контакты и улучшить взаимопонимание.
3. Этап становления структуры коллектива. В этот период начинают формироваться лидеры, выделяются активные участники и пассивные наблюдатели. Задача классного руководителя заключается в обеспечении равноправия всех членов коллектива, стимулировании активности и вовлеченности каждого участника.
Для этого необходимы занятия, которые помогают обеспечить равноправие и вовлеченность всех участников мероприятия, развить лидерские качества и укрепить командный дух. Например, тренинг «Искусство переговоров», где нахимовцы учатся вести переговоры, договариваться и находить компромиссы. Тренинг полезен для развития лидерских качеств и улучшения коммуникации внутри коллектива.
Фестиваль талантов «Каждый важен», на данном мероприятии каждый участник может продемонстрировать свои уникальные таланты и способности. Фестиваль подчеркивает ценность индивидуального вклада каждого члена коллектива.
Круглый стол «Моя роль в коллективе» на котором каждый участник делится видением своей роли в коллективе и получает обратную связь от одноклассников. Это помогает лучше понять ожидания и потребности каждого участника.
4. Этап функционирования коллектива, который начинает функционировать как единое целое, вырабатываются нормы поведения и взаимодействия.
Классный руководитель следит за соблюдением правил, поддерживает конструктивное общение и регулирует конфликты, используя различные формы внеклассных мероприятий такие как: дискуссионный клуб, где проводятся дискуссий на актуальные темы. Обучающиеся учатся аргументированно высказывать свою точку зрения, слушать и уважать мнение других, а также искать компромиссные решения.
Практическое занятие «Искусство разрешения споров», на котором нахимовцы узнают о причинах возникновения конфликтов, осваивают методы их предупреждения и урегулирования. Это помогает развивать навыки мирного разрешения споров и улучшает общую атмосферу в коллективе.
Игра-симуляция «Выживи в дикой природе», где участники оказываются в экстремальной ситуации и должны совместно принимать решения для выживания. Это упражнение развивает навыки командной работы, взаимопомощи и доверия.
Все мероприятия направлены на поддержание гармонии в коллективе, развитие конструктивного общения и предотвращение конфликтов.
5. Этап совершенствования коллектива. На заключительном этапе коллектив достигает максимальной сплоченности и эффективности. Классный руководитель продолжает способствовать развитию позитивной атмосферы, поощряет инновационные идеи и инициативы.
На всех этапах классный руководитель занимает центральное место в процессе формирования коллектива. Его основные задачи включают:
- Создание благоприятной психологической атмосферы, обеспечивая комфортную обстановку для обучающихся, способствующую взаимному уважению и пониманию.
- Организация совместной деятельности, которая помогает укрепить межличностные связи и развить чувство командной работы.
- Поддержка лидеров и активистов. Классный руководитель выявляет активных участников и поддерживает их инициативы, создавая условия для проявления лидерских качеств.
- Решение конфликтов, которые неизбежны в любом коллективе, и задача классного руководителя состоит в своевременном разрешении возникающих противоречий, сохраняя уважение и доверие между участниками.
- Контроль за соблюдением норм и правил.
- Психологическая поддержка.
Функции классного руководителя разнообразны и многогранны. Они охватывают широкий спектр обязанностей, связанных с управлением классом и взаимодействием с учащимися:
- Организационная функция. Включает организацию учебных процессов, внеклассных мероприятий и контроля за посещаемостью и успеваемостью учащихся.
- Воспитательная функция. Направлена на военно-патриотическое, гражданское, духовно-нравственное и физкультурно-оздоровительное воспитание.
- 3.Коммуникативная функция заключается в установлении и поддержании эффективных коммуникаций между всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, родителями, педагогами и администрацией школы.
- Координационная функция включает работу всех субъектов образовательного процесса, обеспечивая согласованность действий педагогов, родителей и нахимовцев.
Формирование коллектива обучающихся — это сложный и многогранный процесс, который требует целенаправленных усилий со стороны классного руководителя. Его роль выходит далеко за рамки простого администрирования и контроля. Классный руководитель становится связующим звеном между обучающимися, их семьями и педагогическим коллективом, обеспечивая благоприятные условия для роста и развития каждого нахимовца.
Основные функции классного руководителя — организационная, воспитательная, коммуникативная, диагностическая, координационная и коррекционная — направленные на создание сплочённого коллектива. Эффективное выполнение этих функций способствует не только академическим успехам, но и личностному росту обучающихся, развитию их социальных навыков и формированию прочных основ для дальнейшей жизни.
Таким образом, классный руководитель играет ключевую роль в формировании коллектива, который способен стать опорой и поддержкой для каждого его участника, создавая условия для раскрытия потенциала и успешной социализации нахимовцев.