В статье описываются особенности девиантного поведения подростков в условиях образовательной организации, понятие, основные виды девиантного поведения подростков. Девиантное поведение подростков является проблемой современного общества, возникают новые формы отклоняющегося поведения, которые могут нести явную и скрытую опасность как для самих подростков, так и для окружающих. Автором проанализирован комплекс научных исследований по девиантологии, изучены научные работы, посвященные непосредственно подростковым девиациям и девиантному поведению учащихся в условиях образовательного учреждения.
Ключевые слова: девиантное поведение, девиации, подростки, мотивация, образовательная организация
Подростковый возраст — это период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью, период взросления, физических и психологических изменений, физиологической перестройки. По разным возрастным периодизациям наступает с 11–12 лет и продолжается до 16–17 лет. Виду этого можно отметить подростковый возраст как один из ключевых этапов формирования личности, где закладываются основные ценности, модели поведения и отношение к окружающему миру [1]. В этот период подростки особенно уязвимы к влиянию различных факторов, что может приводить к возникновению девиантных форм поведения.
Неотъемлемой частью работы педагогического состава образовательного учреждения является профилактика и коррекция девиантного поведения подростков, в связи с чем понимание особенностей девиантного поведения подростков становится крайне важным. Высокомотивированные подростки могут демонстрировать девиантное поведение, например, в попытках самоутвердиться или самореализоваться, в то время как низкомотивированные подростки могут проявлять девиантность в качестве защитной реакции на неуспехи и сложности в учебе. Изучение данных особенностей позволит разработать дифференцированные подходы к работе с подростками, повысить эффективность профилактических и коррекционных мероприятий.
Девиантное поведение подростков представляет собой отклонение от социальных норм и правил, и может проявляться в различных формах: от мелких правонарушений до более серьезных деяний. У подростков такие поведения часто обусловлены воздействием окружающей среды, в том числе семейной, образовательной и социальной [3].
В современных общеобразовательных организациях имеют место различные формы девиантного поведения подростков, а также варианты отклонения от нормы, обусловленные возрастными особенностями подростков, а также теми или иными этапами развития общественных отношений.
Для более детального анализа особенностей девиантного поведения подростков необходимо описать основные формы девиации, наиболее распространенных в образовательном учреждении:
— антидисциплинарное поведение — наиболее распространена сегодня в школах и колледжах. Проявляется в нарушении учебного распорядка, попытках сорвать учебные занятия, невыполнении домашних заданий и других формах, нарушающих дисциплину образовательного учреждения);
— асоциальное поведение. Подростки прямо уклоняются от социальных моральных и нравственных норм, проявляют агрессию к окружающим, употребляют ненормативную лексику, стараются выделиться из коллектива за счет аморальных и асоциальных поступков [3].
— аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Угроза целостности и развития личности. Проявляется через внешний вид, отличающийся вызывающим характером — одежда, которая не регламентируется школьными правилами и нормами, это яркие костюмы или отдельные предметы одежды, массивные аксессуары, а также одежда с вызывающими надписями или рисунками. Кроме того, такие подростки предпочитают ярко окрашенные волосы, могут носить дреды, ирокезы, а также иметь различные татуировки и множественный пирсинг. Здесь также часто имеет место подражание известным звездам интернет-пространства, музыкальных шоу или других продуктов развлекательной индустрии.
— делинквентное поведение проявляется в поступках, за которые может наступить административная или уголовная ответственность [1].
Современные подростки осваивают средства массовой коммуникации не только с целью самореализации, но и с целью демонстрации своего превосходства, поведения, давления на окружающих. В таком случае, информационное давление в сети Интернет тоже следует рассматривать как одну из форм девиантного поведения (кибербуллинг) [4].
Возникновение девиантного поведения у подростков вызвано рядом социальных причин, особенно выделяющихся в отечественной литературе: взаимоотношения в семье, с родителями, личностные особенности (возрастные, характерологические, психические), дезадаптация в школе, воздействие асоциальной окружающей среды [1].
Девиантное поведение представляет собой стойкую и повторяющуюся форму поведения, которое может проявляться как множественными эпизодами, так и в виде затяжных периодов. Оно обычно сопровождается разнообразными проявлениями социальной дезадаптации. Это явление демонстрирует выраженные индивидуальные, а также возрастные и половые особенности. Следовательно, девиантным поведением можно считать устойчивое поведение индивида, которое отклоняется от основных социальных норм, нанося при этом реальный вред как обществу, так и самой личности, и характеризуется социальной дезадаптацией [2].
На сегодняшний день в современных образовательных учреждениях наблюдается тенденция к увеличению числа подростков, проявляющих девиантное поведение. В этой связи крайне важно принимать меры для снижения уровня девиантности или, по крайней мере, поддерживать его на стабильно низком уровне, предотвращая рост этого явления. Снижение уровня девиантного поведения требует реализации комплекса профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на изменение мотивации к обучению у подростков, развитие их самооценки, улучшение атмосферного климата в классе и стимулирование творческих способностей. Важно включать тренинги по саморегуляции, а также организовывать культурные и спортивные мероприятия, что способствует эффективному взаимодействию с родителями и педагогами.
В сфере профилактики также возникает потребность в раннем вовлечении детей и их семей в здоровый образ жизни. Кроме того, роль государства в профилактике возникновения и развития девиаций среди молодежи является ключевой. Следовательно, создание положительного мотивационного пространства в образовательной организации может содействовать снижению склонности к девиантному поведению. Работа педагогов и психологов в данной области имеет решающее значение для гармоничного и всестороннего развития подростков.
Литература:
- Агаджанова, Э. Р. Девиантное поведение подростков: причины, формы, профилактика / Агаджанова Э. Р. — Текст: электронный// Симбирский научный вестник. — 2019.- № 4 (38). — С. 7–11. — URL: https://elibrary.ru/wbgtgi (дата обращения: 27.11.2024). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
- Минюрова, С. А. Аддиктивное поведение подростков и юношей в системе образования: обзор психолого-педагогических исследований / Минюрова С. А., Кружкова О. В., Воробьева И. В., Матвеева А. И. — Текст: электронный // Образование и наука. — 2022. — С.84–121. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48642945 (дата обращения: 27.11.2024). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
- Разувай, А. П. Способы диагностики девиантного поведения в образовательной среде / Разувай А. П., Черняева С. П. — Текст: электронный // Человек и общество: история и современность. — 2022. — вып.21. — С. 124–131. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49578623 (дата обращения: 27.11.2024). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
- Рослякова, С. В. Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика / Рослякова С. В., Черникова Е. Г. — Текст: электронный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — № 1(34). — С. 209–212. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44817683 (дата обращения: 27.11.2024). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.