Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной деятельности выпускников 9-х классов в образовательном учреждении как основа развития самостоятельной, творческой личности, способной к выбору профессии «От увлечения к профессии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 22.03.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Милютина, Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной деятельности выпускников 9-х классов в образовательном учреждении как основа развития самостоятельной, творческой личности, способной к выбору профессии «От увлечения к профессии» / Е. Г. Милютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 190-191. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123550/ (дата обращения: 02.04.2025).



В данной работе представлена система психолого-педагогического сопровождения профориентационной деятельности учащихся 9-х классов. Предлагается использование инновационных методов в работе с подростками. В частности, исследование своих способностей и склонностей рекомендуется осуществлять в виде онлайн-тестирования при помощи яндекс-форм и QR-кодов, в просветительской деятельности использовать интерактивные игры. Предлагается разработка интерактивной профориентационной игры «Своя игра».

Если не знаешь куда плыть, не один ветер не будет попутным.

Л. А. Сенека

Профориентация обучающихся — одна из важнейших задач, стоящих перед системой образования. Несмотря на большое количество различных профориентационных форматов, реализуемых общеобразовательными учреждениями, таких как федеральный проект «Билет в будущее», проект «ПроеКТОриЯ», программы внеурочной деятельности, у выпускников 9-х классов отмечаются трудности в построении профессионального маршрута. Это происходит по разным причинам. В частности, огромное профессиональное пространство размывает представления учащихся о конкретной профессиональной деятельности, ее особенностях и требованиях.Ктому же недостаточные знания своих личностных качеств, таких как способности, склонности и интересы затрудняют формирование профессионального самоопределения подростков. Связи между своими личными особенностями и профессиональными требованиями не устанавливаются и профессиональные ориентиры не формируются. Таким образом, возникает необходимость в психолого-педагогическом сопровождении профориентационной деятельности учащихся, создании особой профориентационной среды.

Цель психологической поддержки школьников –формирование осознанности и способности к выбору обучающимся профессиональной траектории.

Задачи:

1. Диагностика профессиональных склонностей выпускников;

2. Формирование у учащихся, осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого;

3. Организация образовательного пространства профориентационной направленности, посредством интерактивных методов и цифровых элементов;

4. Формирование актуального для старшеклассника «информационного поля» о мире профессий и профессиях будущего, об устройстве рынка труда.

Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной деятельности представляет собой систему, включающую в себя:

  1. Профессиональную диагностику
  2. Развивающую работу по формированию индивидуальной профессиональной траектории.
  3. Профессиональное консультирование

Для педагогов-психологов, осуществляющих деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке школьников, рекомендуется следующий примерный режим работы:

—на профессиональную диагностику

индивидуальная — 30–45 минут в среднем на 1 школьника;

групповая — 45 минут в среднем на группу;

—на оказание психологической поддержки:

индивидуальная — 45 минут — 1 час в среднем на 1 школьника;

групповая 1–2 часа в среднем на группу;

—на профессиональное консультирование:

индивидуальное — 40 минут на 1 школьника;

групповое — 1 час — 1 час 30 минут на группу.

Психологическое сопровождение профориентационной деятельности педагогом-психологом осуществляется в течение года.

Основные направления профессиональной ориентации школьников:

  1. Профессиональная диагностика

Данное направление осуществляется через диагностику профессиональных склонностей выпускников к определенной сфере деятельности, определение предпочтений дальнейшего профессионального пути, формирование представлений о выборе учащимися, собирающимися в 10 класс, профиля обучения. Тестирование проводится при помощи forms.yandex.ru и QR-кода. Использование интерактивных методов позволяет упростить и ускорить процедуру получения результатов, а также способствует повышению мотивации выпускников на прохождения тестирования.

Методический инструментарий:

— Тест «ДДО (Дифференциально-диагностический опросник)» Е. А. Климова.

— Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной).

На основе полученных результатов делается вывод о профессиональных предпочтениях выпускников, намачивается траектория их дальнейшего пути.

Опираясь на результаты исследования и учитывая профессиональные склонности учащихся, формируются профильные 10-е классы. В частности, в текущем учебном году, на базе МБОУ «СОШ № 60 имени героев Курской битвы» был открыт психолого-педагогический класс, в котором 3 человека уже выбрали профессию «вожатый», а двое учащихся рассматривают профессию «учитель». В 2024–2025 учебном году планируется открытие первого в городе предпринимательского класса.

  1. Психологическое просвещение

Данное направление реализуется нами через различные формы взаимодействия с учащимися: круглые столы, классные часы и т. д. Однако одной из эффективных методик являются игровые интерактивные методы.

Инновационные методы работы позволяют привлечь внимание выпускников, способствуют активному вовлечению учащихся в профориентационную деятельность.

Интерактивная профориентационная игра «Своя игра» позволяет в игровой форме познакомить школьников с различными профессиями, в том числе с профессиями будущего, актуализировать свои знания о мире «рабочих» профессий.

Для использования игрового материала необходим компьютер и проектор.

Игра предполагает участие 2-х и более команд. Участникам предоставляется на выбор 5 категорий: «Профсловарь», «Факты», «пословицы», «Узнай по описанию», «Профголоволомка».

— Категория «Профсловарь» — предполагает описание профессии по ее основным характеристикам.

— Категория «Факты» — описывает профессиональные факты.

— Категория «Пословицы» — предполагает составление пословиц.

— Категория «Узнай по описанию» — описывает особенности профессии.

— Категория «Профголоволомка» — решение профессиональных головоломок.

За правильный ответ команде присуждается от 10 до 40 баллов. Задания имеют разный уровень сложности. Количество баллов прямо пропорционально сложности задания.

Игра не требует специальных знаний и умений, может быть модифицирована в соответствии с полученными результатами диагностики. Ссылка на игру представлена в презентации данной работы и прикреплена к QR-коду.

  1. профессиональное консультирование

Третьим этапом сопровождения профориентационной деятельности педагогом-психологом является профессиональное консультирование, основная цель которого оказание школьникам помощи в профессиональном и личностном самоопределении, принятии осознанного, обоснованного решения о выборе профессионального пути с учётом мотивации, ценностных установок, его индивидуальных психологических особенностей и возможностей. На данном этапе проводится углубленная диагностика личностных качеств учащегося и выстраивается профессиональный маршрут.

Ожидаемые результаты:

— сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;

— сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);

— наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей).

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное консультирование, профориентационная деятельность, профессиональная диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, интерактивная профориентационная игра, профессиональная склонность выпускников, профессиональный маршрут, профессия будущего, профориентационная деятельность учащихся, психологическая поддержка школьников.


Похожие статьи

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Повышение познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий

Статья раскрывает содержание понятия «познавательный интерес» и его развитие у младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ. Познавательный интерес является фундаментом в развитии личности младшего школьника. Развитие познавательного ...

Старт в будущую профессию

В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре, педагога-психолога и музыкальных руководителей дошкольного учреждения по ранней спортивной профориентации детей старшего дошкольного возраста через авторское дидактическое пособие «...

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается важность проблемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, обосновывается эффективность использования блочной системы работы в исследуемом направлении, описывается опыт работы с детьми, приводит...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Подготовка личности обучающегося к профессиональному и личностному самоопределению посредством психологического сопровождения в средней общеобразовательной школе

В статье представлен опыт психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников как системы подготовки личности старшеклассника к обоснованному выбору направлений будущего профильного образования, профессиональног...

Похожие статьи

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Повышение познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий

Статья раскрывает содержание понятия «познавательный интерес» и его развитие у младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ. Познавательный интерес является фундаментом в развитии личности младшего школьника. Развитие познавательного ...

Старт в будущую профессию

В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре, педагога-психолога и музыкальных руководителей дошкольного учреждения по ранней спортивной профориентации детей старшего дошкольного возраста через авторское дидактическое пособие «...

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается важность проблемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, обосновывается эффективность использования блочной системы работы в исследуемом направлении, описывается опыт работы с детьми, приводит...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Подготовка личности обучающегося к профессиональному и личностному самоопределению посредством психологического сопровождения в средней общеобразовательной школе

В статье представлен опыт психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников как системы подготовки личности старшеклассника к обоснованному выбору направлений будущего профильного образования, профессиональног...

Задать вопрос