В данной работе представлена система психолого-педагогического сопровождения профориентационной деятельности учащихся 9-х классов. Предлагается использование инновационных методов в работе с подростками. В частности, исследование своих способностей и склонностей рекомендуется осуществлять в виде онлайн-тестирования при помощи яндекс-форм и QR-кодов, в просветительской деятельности использовать интерактивные игры. Предлагается разработка интерактивной профориентационной игры «Своя игра».
Если не знаешь куда плыть, не один ветер не будет попутным.
Л. А. Сенека
Профориентация обучающихся — одна из важнейших задач, стоящих перед системой образования. Несмотря на большое количество различных профориентационных форматов, реализуемых общеобразовательными учреждениями, таких как федеральный проект «Билет в будущее», проект «ПроеКТОриЯ», программы внеурочной деятельности, у выпускников 9-х классов отмечаются трудности в построении профессионального маршрута. Это происходит по разным причинам. В частности, огромное профессиональное пространство размывает представления учащихся о конкретной профессиональной деятельности, ее особенностях и требованиях.Ктому же недостаточные знания своих личностных качеств, таких как способности, склонности и интересы затрудняют формирование профессионального самоопределения подростков. Связи между своими личными особенностями и профессиональными требованиями не устанавливаются и профессиональные ориентиры не формируются. Таким образом, возникает необходимость в психолого-педагогическом сопровождении профориентационной деятельности учащихся, создании особой профориентационной среды.
Цель психологической поддержки школьников –формирование осознанности и способности к выбору обучающимся профессиональной траектории.
Задачи:
1. Диагностика профессиональных склонностей выпускников;
2. Формирование у учащихся, осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого;
3. Организация образовательного пространства профориентационной направленности, посредством интерактивных методов и цифровых элементов;
4. Формирование актуального для старшеклассника «информационного поля» о мире профессий и профессиях будущего, об устройстве рынка труда.
Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной деятельности представляет собой систему, включающую в себя:
- Профессиональную диагностику
- Развивающую работу по формированию индивидуальной профессиональной траектории.
- Профессиональное консультирование
Для педагогов-психологов, осуществляющих деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке школьников, рекомендуется следующий примерный режим работы:
—на профессиональную диагностику
индивидуальная — 30–45 минут в среднем на 1 школьника;
групповая — 45 минут в среднем на группу;
—на оказание психологической поддержки:
индивидуальная — 45 минут — 1 час в среднем на 1 школьника;
групповая 1–2 часа в среднем на группу;
—на профессиональное консультирование:
индивидуальное — 40 минут на 1 школьника;
групповое — 1 час — 1 час 30 минут на группу.
Психологическое сопровождение профориентационной деятельности педагогом-психологом осуществляется в течение года.
Основные направления профессиональной ориентации школьников:
- Профессиональная диагностика
Данное направление осуществляется через диагностику профессиональных склонностей выпускников к определенной сфере деятельности, определение предпочтений дальнейшего профессионального пути, формирование представлений о выборе учащимися, собирающимися в 10 класс, профиля обучения. Тестирование проводится при помощи forms.yandex.ru и QR-кода. Использование интерактивных методов позволяет упростить и ускорить процедуру получения результатов, а также способствует повышению мотивации выпускников на прохождения тестирования.
Методический инструментарий:
— Тест «ДДО (Дифференциально-диагностический опросник)» Е. А. Климова.
— Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной).
На основе полученных результатов делается вывод о профессиональных предпочтениях выпускников, намачивается траектория их дальнейшего пути.
Опираясь на результаты исследования и учитывая профессиональные склонности учащихся, формируются профильные 10-е классы. В частности, в текущем учебном году, на базе МБОУ «СОШ № 60 имени героев Курской битвы» был открыт психолого-педагогический класс, в котором 3 человека уже выбрали профессию «вожатый», а двое учащихся рассматривают профессию «учитель». В 2024–2025 учебном году планируется открытие первого в городе предпринимательского класса.
- Психологическое просвещение
Данное направление реализуется нами через различные формы взаимодействия с учащимися: круглые столы, классные часы и т. д. Однако одной из эффективных методик являются игровые интерактивные методы.
Инновационные методы работы позволяют привлечь внимание выпускников, способствуют активному вовлечению учащихся в профориентационную деятельность.
Интерактивная профориентационная игра «Своя игра» позволяет в игровой форме познакомить школьников с различными профессиями, в том числе с профессиями будущего, актуализировать свои знания о мире «рабочих» профессий.
Для использования игрового материала необходим компьютер и проектор.
Игра предполагает участие 2-х и более команд. Участникам предоставляется на выбор 5 категорий: «Профсловарь», «Факты», «пословицы», «Узнай по описанию», «Профголоволомка».
— Категория «Профсловарь» — предполагает описание профессии по ее основным характеристикам.
— Категория «Факты» — описывает профессиональные факты.
— Категория «Пословицы» — предполагает составление пословиц.
— Категория «Узнай по описанию» — описывает особенности профессии.
— Категория «Профголоволомка» — решение профессиональных головоломок.
За правильный ответ команде присуждается от 10 до 40 баллов. Задания имеют разный уровень сложности. Количество баллов прямо пропорционально сложности задания.
Игра не требует специальных знаний и умений, может быть модифицирована в соответствии с полученными результатами диагностики. Ссылка на игру представлена в презентации данной работы и прикреплена к QR-коду.
- профессиональное консультирование
Третьим этапом сопровождения профориентационной деятельности педагогом-психологом является профессиональное консультирование, основная цель которого оказание школьникам помощи в профессиональном и личностном самоопределении, принятии осознанного, обоснованного решения о выборе профессионального пути с учётом мотивации, ценностных установок, его индивидуальных психологических особенностей и возможностей. На данном этапе проводится углубленная диагностика личностных качеств учащегося и выстраивается профессиональный маршрут.
Ожидаемые результаты:
— сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;
— сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);
— наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей).