В условиях роста городов и увеличения транспортной нагрузки на инфраструктуру особую актуальность приобретает проблема оптимизации работы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В данной статье автором на основе отечественного опыта функционирования ТПУ выделены современные тенденции в их развитии и предложены решения существующих проблем.
Ключевые слова: имитационное моделирование, транспортно-пересадочный узел, пассажирские перевозки, пассажиропоток.
Эффективное функционирование транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в обеспечении базовых условий жизнедеятельности общества, создании условий для устойчивого роста и перехода на инновационный путь развития национальной экономики в целом.
Инфраструктура транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) является важной составной частью пассажирского комплекса страны. В России в настоящее время пассажирский транспорт перевозит в дальнем, пригородном и городском сообщениях в год более 10 миллиардов пассажиров, которые являются потребителями предоставляемых ТПУ услуг.
С учётом доступности и массовости пассажирских перевозок пассажирский транспорт, ТПУ как важнейший элемент пассажирской инфраструктуры, обеспечивающий пассажирское сообщение, имеет большое социально-экономическое значение.
Современный ТПУ, являющийся базой для координации и взаимодействия всех видов транспорта, обеспечивающего пассажирские перевозки, может и должен рассматриваться как точка роста социальной и деловой активности населения.
Комфортное и безопасное пребывание пассажиров в ТПУ в сочетании с предоставляемым комплексом услуг создает в целом благоприятные предпосылки для жизнедеятельности населения, позитивно влияющие в конечном счете на производительность труда работников, занятых в различных областях народного хозяйства, и повышающие культурный и качественный уровень жизни населения.
Развитие вокзальной инфраструктуры в настоящее время необходимо для обеспечения растущего спроса на пассажирские услуги и недопущения инфраструктурных ограничений технологической модернизации транспорта в целом и, в частности, развития скоростного и высокоскоростного пассажирского движения.
Крупномасштабные инфраструктурные проекты на транспорте имеют выраженный комплексный характер, вовлекая в свою сферу множество сопряженных отраслей, что приводит, в конечном счете, к дополнительному приращению ВВП.
Проработка вопросов комплексной модернизации железнодорожных вокзалов и создания на их базе современных ТПУ показала высокую востребованность таких проектов и, в то же время, обозначила ряд вопросов, требующих решения Правительства Российской Федерации.
Развитие вокзалов и их трансформация в ТПУ осуществляется в России в рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, Концепции эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» до 2030 года. Целью Концепции является создание современной, развитой и эффективной вокзальной инфраструктуры Российской Федерации на основе комплексного развития сети железнодорожных вокзалов и создания на их базе многофункциональных ТПУ.
В проектах реконструкции в настоящее время применяется ряд инновационных управленческих и инженерно-строительных решений:
— создание совместных с железными дорогами — филиалами ОАО «РЖД» проектных офисов для управления конкретными проектами реконструкции / модернизации ТПУ;
— использование передовых архитектурных и технических решений западных компаний, привлекаемых в качестве консультантов отечественными проектными организациями (в том числе в проектах надпутевого строительства, в реставрации и приспособлении для современного использования ТПУ, являющихся памятниками культурного наследия);
— разработка концепции типового малого вокзала, разработка и реализация концепции «умного» вокзала. Реализация концепции «умного» вокзала позволяет обеспечить наряду с созданием современных комфортных и безопасных условий пребывания пассажиров на вокзале высокую надежность, экономичность и экологичность его функционирования;
— внедрение на сети типовых решений санитарных комнат, медицинских пунктов и помещений линейных отделов внутренних дел, отработанных в ходе реконструкции московских вокзалов.
В целом проводимые мероприятия по реконструкции объектов ТПУ ориентированы на создание устойчивой технической и технологической базы, обеспечение безопасности движения, повышения эффективности капитальных вложений в ТПУ и создание задела типовых эффективных проектных решений на будущие периоды.
Состояние платформенного хозяйства является одним из ключевых факторов обеспечения безопасности. Организация посадки и высадки пассажиров, имеющая важное значение для их безопасности и удобства, обеспечивается с помощью разного типа и конструкций платформ, которые могут быть предназначены также для кратковременного ожидания поездов, а в необходимых случаях — для производства почтово-багажных операций.
В настоящее время для обеспечения безопасной и удобной посадки и высадки пассажиров строятся высокие платформы, павильоны и навесы от дождя и непогоды.
Предпринимаемые ОАО «РЖД» меры по развитию ТПУ, приведению их в соответствие современным требованиям и обеспечению безопасных условий пребывания пассажиров в ТПУ и безопасности движения поездов не в полной мере достигают поставленные цели. Ежегодно проводимые специальными департаментами проверки подтверждают факт опережающего старения объектов вокзальной инфраструктуры.
Недостаточные темпы реализации планов обновления инфраструктуры ТПУ обусловлены следующими факторами. Существует дефицит инвестиционной программы ОАО «РЖД», наряду с необходимостью значительных объемов капитальных вложений в реализацию проектов реконструкции инфраструктуры ТПУ и большим количеством объектов, нуждающихся в реконструкции или модернизации. Существенная часть таких проектов имеет низкие экономические показатели с большими сроками окупаемости (15–25 лет) или являются затратными (аварийные ТПУ или ТПУ с высокой степенью физического износа коммуникаций и несущих конструкций). В связи с большими сроками окупаемости проектов, наряду с дефицитом собственных средств ОАО «РЖД», а также учитывая высокую социальную значимость проектов, необходимо привлечение к их реализации органов государственного и муниципального управления, которые имеют возможность финансировать.
В ряде случаев ТПУ являются памятниками истории и архитектуры. Реконструкция ТПУ, являющихся памятниками истории и культуры федерального или регионального значения, требует выполнения большого объема реставрационных работ, что влечет за собой как дополнительные финансовые вложения, отягощающие экономику проекта, так и затягивание сроков реализации проектов в связи с необходимостью решения возникающих при этом проблемных вопросов реставрации и приспособления таких ТПУ для современного использования.
Значительные потоки пассажиров транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), организованных с участием метрополитена, приводят к проблемам перегрузки платформ и вестибюлей станций в часы пик [1]. Эти трудности обусловлены не только недочётами в проектировании пассажирской транспортной инфраструктуры, но и особенностями организации движения пассажиров. Ограниченное количество эскалаторов вызывает скопление людей на входе и выходе со станций, особенно учитывая большое количество пересекающихся пассажиропотоков.
Решение существующих проблем может включать в себя несколько подходов [2]:
— рационализация внутренних планировочных решений ТПУ;
— развязка пересекающихся пассажиропотоков ТПУ;
— выбор рациональных параметров, влияющих на функционирование ТПУ.
Прежде чем внедрять тот или иной подход, важно оценить его потенциальную эффективность. Для этой цели используют метод имитационного моделирования, который позволит спрогнозировать результат от планируемых изменений в структуре ТПУ, собрать необходимую статистическую информацию о функционировании ТПУ и оценить соответствие предложенных решений поставленным задачам [3].
Сегодня имитационное моделирование остается довольно специализированной отраслью, в которой работает ограниченной число специалистов. Также ограничено число доступных инструментов для разработки моделей. Такие модели редко становятся основными инструментами для управления транспортными потоками и обычно не интегрированы в ключевые интеллектуальные транспортные системы [4].
Литература:
- Власов, Д. Н. Транспортно-пересадочные узлы: монография / Д. Н. Власов. — Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 192 c.
- Евреенова, Н. Ю. Применение имитационного моделирования при управлении работой транспортно-пересадочного узла / Н. Ю. Евреенова // Наука и техника транспорта. — 2020. — № 2. — С. 8–12. — EDN FTBYCD.
- Вакуленко, С. П. Формирование транспортно-пересадочного узла при взаимодействии автомобильного и железнодорожного транспорта / С. П. Вакуленко, А. К. Головнич, Н. Ю. Евреенова // Транспорт Урала. — 2024. — № 2(81). — С. 62–66. — DOI 10.20291/1815–9400–2024–2–62–66. — EDN ESXFWA.
- Рахмангулов А. Н., Мишкуров П. Н., Александрин Д. В. Имитационные модели в цифровых двойниках железнодорожных станций // В сб.: Академик Владимир Николаевич Образцов − основоположник транспортной науки. Тр. международной научно-практ. конференции, посвященной 125-летию университета. — М.:, 2021. − С. 574−582.
- Постановление Правительства Москвы № 413-ПП от 06.09.2011 г. «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве».
- Азаренкова З. В. Транспортно-пересадочные узлы в планировке городов: монография // М.: ОАО Типография «Новости», 2011. — 96 с.
- Голубев, П. В. Выбор параметров пассажирских устройств при организации пригородно-городских перевозок в узле: дисс. канд. технич. наук: 05.22.08 / Голубев Петр Владимирович. — М., 2005. — 165 с.
- М. Н. Прокофьев Ускоренные грузовые перевозки железнодорожным транспортом / М. Н. Прокофьев и др. — Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 234 с. — ISBN 978–5–7876–0394–1.
- Евреенова, Н. Ю. Особенности планировочной структуры крупного транспортно-пересадочного узла / Н. Ю. Евреенова, Д. Н. Мельничук // Наука и техника транспорта. — 2024. — № 1. — С. 17–20. — EDN GJAIVC.
- Вакуленко, С. П. Транспортно-пересадочные узлы и комплексы: Учебное пособие / С. П. Вакуленко, Н. Ю. Евреенова, А. А. Горбунов. — Москва: Российский университет транспорта, 2023. — 213 с. — ISBN 978–5–7876–0399–6. — EDN IUCCPL.