Отправные начала обеспечения охраны окружающей среды правовыми мерами в ХМАО — Югре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 21.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Гостевских, А. Г. Отправные начала обеспечения охраны окружающей среды правовыми мерами в ХМАО — Югре / А. Г. Гостевских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123552/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье дается краткий обзор формирования нормативно-правовой основы обеспечения охраны окружающей среды в ХМАО — Югре. Приводится статистика показателей состояния законности в сфере охраны окружающей среды по России и ХМАО — Югре. Систематизируется направленность правовых мер реализации охраны окружающей среды в муниципальных образованиях ХМАО — Югре.

Ключевые слова: природопользование, окружающая среда, охрана окружающей среды, экологическое законодательство.

Согласно статистическим данным, публикуемым Генеральной прокуратурой Российской Федерации о показателях надзорной деятельности органов прокуратуры, на выявление нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования ежегодно приходится достаточно весомый показатель. К примеру, за период 2021–2022 годов нарушений закона в указанной сфере было выявлено 290 905 и 292 333 соответственно против нарушений в сфере противодействия коррупции (252 328 и 184 829) или в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности (201 266 и 214 177). При этом показатели нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно поставить на четвертое место после нарушений в сферах ЖКХ (369 966 и 390 178), соблюдения прав несовершеннолетних (758 899 и 792 898), экономики (991 951 и 967 471) и соблюдении прав и свобод человека и гражданина (2 432 633 и 2 405 839) [12].

Органы российской прокуратуры одних только представлений об устранении выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования выносят не меньше, чем по сферам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности или противодействия коррупции.

Характерно, что другой субъект государственного контроля в лице Росприроднадзора более всего применяет в своей деятельности внеплановые проверки, которых в 2022–2023 годах было осуществлено 6 242 и 4 584 против плановых 757 и 2 067 соответственно. Нарушений при этом выявлено в тоже период 11 967 и 15 367, в рамках которых наиболее применяемой санкцией является административный штраф, который накладывается преимущественно на юридическое лицо [11] (то есть, хозяйствующий субъект, обязанный соблюдать требования экологического законодательства).

Соотношение проведенных в 2022–2023 годах Росприроднадзором проверок соблюдения экологического законодательства в разрезе федеральных округов наибольшее количество внеплановых проверок демонстрирует в Уральском федеральном округе [11].

В свою очередь, по сведениям из публикуемых источников о состоянии окружающей среды в ХМАО — Югра возможно судить о следующем:

  1. регион занимает первое место в стране по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников [15];
  2. состояние водных объектов региона определяется природными факторами, воздействием нефтегазодобывающего комплекса и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Природно-климатическими условиями региона обусловлено постоянное повышенное содержание соединений железа, марганца, меди и цинка, что является естественной особенностью водотоков [15].
  3. на 2024 год в регионе числится 121 несанкционированная свалка отходов на площади 239,41 га, выявлено 40 случаев незаконной рубки лесных насаждений (+15 случаев к 2023 году) [14].

Всего по ХМАО — Югра за 2024 год было выявлено 7 613 нарушений экологического законодательства, что почти в два раза больше показателя предшествовавшего года (4 090 нарушений) [14].

Приведенные показатели свидетельствуют не только о сохраняющейся в Российской Федерации проблеме соблюдения законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, но и относительно сложном положении отдельно взятого региона страны.

ХМАО — Югра в устройстве национальной экономики представляет собой один из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Это основной нефтегазоносный субъект Российской Федерации, в котором ожидаемо нефтегазодобывающий комплекс является одним из основных загрязнителей окружающей среды [5].

Население ХМАО — Югры на 2024 год составляет 1 759 386 чел. [16], свыше 90 % которых проживает в 16 городах округа, крупнейшими из которых являются Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск и Нефтеюганск.

С учетом хозяйственной специфики региона на его территории органами государственной власти проводится экологическая политика, которая в законодательном ключе выражена активной нормотворческой деятельностью, в том числе на муниципальном уровне.

На текущий момент в ХМАО — Югра действуют Закон от 18 апреля 1996 года «О недропользовании» [4], в котором отдельные статьи регулируют особенности недропользования в границах территорий традиционного природопользования малочисленных коренных народностей, охрану участков недр с особой научной и культурной ценностью. Закон от 18 декабря 2006 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» [2] с развивающими его положения актами губернатора и правительства региона. Законы и подзаконные акты об обращении с отходами. Закон от 22 июня 2000 года об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры [3] и другие, регулирующие сферу охраны окружающей среды и природопользования. Административная ответственность на уровне региона закреплена в главе IV Закона ХМАО — Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях» (далее — Закон ХМАО — Югры «Об административных правонарушениях») [1], в которой предусматриваются такие административные правонарушения как уничтожение редких видов животных и растений, нарушение нормативов проведения проектных работ, использования природных ресурсов и т. д.

Номенклатура нормативно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования в ХМАО — Югра дополнена актами программно-целевого развития региона, среди которых следует выделить два постановления регионального правительства — от 10 ноября 2023 года, которым была утверждена программа «Экологическая безопасность» [5], и от 27 декабря 2021 года о мерах по реализации одноименной государственной (региональной) программы [6]. А также Распоряжение Правительства ХМАО — Югры от 10 апреля 2007 года № 110-рп «О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на период до 2030 года» [10].

На фоне регионального нормотворчества в ХМАО — Югра активизирована соответствующая деятельность органов местного самоуправления, которая идет по направлениям утверждения муниципальных программ экологической безопасности, развития территорий традиционного природопользования и охраны окружающей среды при осуществлении определенной хозяйственной деятельности.

На примере городов Сургут, Ханты-Мансийск и Нижневартовск возможно судить о следовании общему законодательному курсу региона при разработке правовых мер реализации охраны окружающей среды в муниципальных образованиях ХМАО — Югра. В частности:

  1. на муниципальном уровне формируются ответственные структуры в сфере реализации полномочий органов местного самоуправления по охране окружающей среды и выполнении мероприятий программных актов региональных властей;
  2. на муниципальном уровне в нормативно-правовые акты о бюджете закладываются необходимые объемы финансирования мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
  3. на муниципальном уровне уточняется перечень конкретных мер, реализуемых в сфере охраны окружающей среды и природопользования на каждой территории муниципального образования;
  4. на муниципальном уровне принимаются административные регламенты, закрепляющие порядок действий уполномоченных лиц в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также устанавливаются отчетные показатели соответствующей деятельности.

В целом, анализ актов нормативной основы охраны окружающей среды показывает, что многое из приведенного находит себя в муниципальных программах, которые принимаются как непосредственно целевые в сфере охраны окружающей среды, так и смежные. К примеру, в первом случае администрация города Сургута в конце 2024 года утвердила новую муниципальную программу «Охрана окружающей среды и организация ритуальных услуг в городе Сургуте» [8]. Во втором — Дума города Ханты-Мансийска еще в 2011 году приняла программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города [9], в которой учитываются некоторые экологические аспекты использования водных ресурсов на территории муниципального образования.

Литература:

  1. Об административных правонарушениях: Закон ХМАО — Югры от 11 июня 2010 г. № 102-оз (ред. от 28 февраля 2025 г.) // Новости Югры. 2010. № 107.
  2. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре: Закон ХМАО — Югры от 28 декабря 2006 г. № 145-оз (ред. от 26 марта 2020 г.) // Новости Югры. 2007. № 7.
  3. Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре: Закон ХМАО от 22 июня 2000 г. № 56-оз (ред. от 27 июня 2024 г.) // Новости Югры (спецвыпуск). 2000. № 85.
  4. О недропользовании: Закон ХМАО — Югры от 18 апреля 1996 г. № 15-оз (ред. от 25 мая 2023 г.) // Новости Югры. 2005. № 3.
  5. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Экологическая безопасность»: Постановление Правительства ХМАО — Югры от 10 ноября 2023 г. № 566-п (ред. от 26 декабря 2024 г) // Новости Югры. 2024. № 14.
  6. О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Экологическая безопасность»: Постановление Правительства ХМАО — Югры от 27 декабря 2021 г. № 595-п (ред. от 11 декабря 2024 г.) // Новости Югры. 2022. № 18.
  7. О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на период до 2030 года: Распоряжение Правительства ХМАО — Югры от 10 апреля 2007 г. № 110-рп (ред. от 25 мая 2023 г.) // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. 2007. № 4, ст. 595.
  8. Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды и организация ритуальных услуг в городе Сургуте» и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов: Постановление Администрации города Сургута от 12 декабря 2024 г. № 6698 (ред. от 19 февраля 2025 г.) // Официальные документы города Сургута. URL: docsurgut.ru (дата обращения: 16.03.2025).
  9. О Программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Ханты-Мансийска»: Решение Думы города Ханты-Мансийска от 04 февраля 2011 г. № 1119 (ред. от 26 декабря 2024 г.) // Самарово-Ханты-Мансийск. 2011. № 7.
  10. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2018–2025 годы и на период до 2030 года»: Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09 октября 2013 г. № 426-П [документ утратил силу] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/460188185?section=text (дата обращения: 16.03.2025).
  11. Доклад о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2023 году. М., Росприроднадзор, 2024. — 158 с.
  12. Основные результаты прокурорской деятельности за январь — декабрь 2022 года. [электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт Генпрокуратуры России. Раздел: Результаты деятельности органов прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения: 16.03.2025).
  13. Состояние окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2024 год. [электронный ресурс]. Интернет-портал Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений. URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/doklady-i-otchyety/otchety-o-deyatelnosti-prirodnadzora/itogi-ser/2024/11014414/sostoyanie-okruzhayushchey-sredy-na-territorii-khanty-mansiy/ (дата обращения: 16.03.2025).
  14. Состояние окружающей среды. Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра. [электронный ресурс]. СОТИ. URL: https://nbcrs.org/regions/khanty-mansiyskiy-avtonomnyy-okrug-yugra/sostoyanie-okruzhayushchey-sredy (дата обращения: 16.03.2025).
  15. Состояние окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. [электронный ресурс]. URL: http://prirodnadzor.admhmao.ru (дата обращения: 16.03.2025).
  16. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 01 января 2024 года. [электронный ресурс]. Интернет-портал Федеральной службы государственной статистики. URL: http://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Сhisl_MO_01–01–2024.xlsx (дата обращения: 16.03.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Югра, сфера охраны, муниципальный уровень, экологическое законодательство, природопользование, Российская Федерация, Сургут, местное самоуправление, Ханты-Мансийский автономный округ.


Похожие статьи

Правовые и организационные основы охраны окружающей среды в муниципальном образовании

В статье исследованы ключевые правовые и организационные основы охраны окружающей среды на уровне муниципального образования. Актуальность темы обусловлена ростом внимания к проблемам экологии и разработки правовых инструментов охраны окружающей сред...

Информационное обеспечение природопользования и охраны окружающей среды в Республике Башкортостан

В статье анализируется современное состояние, значение и структура информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды в Республике Башкортостан. Рассматривается деятельность, направленная на организацию системы мониторинга окруж...

Стратегическое планирование в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях устойчивого развития региона (на примере Томской области)

В статье рассмотрена оценка природоохранной деятельности населения как основной критерий управления в области охраны окружающей среды. Определен комплекс мероприятий, необходимых для экономического и социального развития области с сохранением жизнесп...

Организационно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы надзорной деятельности природоохранных прокуратур за соблюдением законодательства в экологической сфере. Приводятся научные точки зрения, статистические данные о количестве правонарушений...

Экологические проблемы Липецкого региона. Меры, направленные на улучшение окружающей среды Липецкой области

В данной статье рассматривается влияние промышленности на экологическую обстановку в Липецкой области. Анализируются основные загрязнители атмосферного воздуха, а также их воздействие на здоровье населения. Уделяется внимание природоохранительным мер...

Нормативно-правовая база охраны окружающей среды в Казахстане в советский период

В статье рассматривается содержание и этапы развития экологического законодательства в Казахстане в советский период, начиная с знаменитого «Декрета о земле» и заканчивая актом «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» от 1989 года. Ана...

Административно-правовой статус высших учебных заведений в Российской Федерации

В статье автором сформулирована система высшего образования в Российской Федерации, определено федеральное министерство, отвечающее за руководство системой высшего образования, дана характеристика учебных заведений, осуществляющих образовательную и н...

Анализ программно-целевого метода государственного регулирования развития отрасли животноводства в Амурской области

В статье рассмотрен программно-целевой метод государственного регулирования одной из важнейших отраслей сельского хозяйства — животноводства. От эффективности поддержки животноводческой отрасли зависит продовольственная безопасность отдельных регионо...

Правовые аспекты организации и функционирования национальных парков в Российской Федерации

В статье раскрываются особенности правового режима национальных парков в связи законодательными изменениями 2020 года. Уделяется внимание проблеме соотношения правовых режимов территорий национальных парков и расположенных на них населенных пунктов. ...

Система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Опыт Томской области

Обозначены проблемы истощения мировых запасов природных богатств, определено, что данный факт отрицательно сказывается на благополучии нынешних поколений и создает риски и проблемы для будущих поколений. Представлена Томская область, как важный ресур...

Похожие статьи

Правовые и организационные основы охраны окружающей среды в муниципальном образовании

В статье исследованы ключевые правовые и организационные основы охраны окружающей среды на уровне муниципального образования. Актуальность темы обусловлена ростом внимания к проблемам экологии и разработки правовых инструментов охраны окружающей сред...

Информационное обеспечение природопользования и охраны окружающей среды в Республике Башкортостан

В статье анализируется современное состояние, значение и структура информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды в Республике Башкортостан. Рассматривается деятельность, направленная на организацию системы мониторинга окруж...

Стратегическое планирование в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях устойчивого развития региона (на примере Томской области)

В статье рассмотрена оценка природоохранной деятельности населения как основной критерий управления в области охраны окружающей среды. Определен комплекс мероприятий, необходимых для экономического и социального развития области с сохранением жизнесп...

Организационно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы надзорной деятельности природоохранных прокуратур за соблюдением законодательства в экологической сфере. Приводятся научные точки зрения, статистические данные о количестве правонарушений...

Экологические проблемы Липецкого региона. Меры, направленные на улучшение окружающей среды Липецкой области

В данной статье рассматривается влияние промышленности на экологическую обстановку в Липецкой области. Анализируются основные загрязнители атмосферного воздуха, а также их воздействие на здоровье населения. Уделяется внимание природоохранительным мер...

Нормативно-правовая база охраны окружающей среды в Казахстане в советский период

В статье рассматривается содержание и этапы развития экологического законодательства в Казахстане в советский период, начиная с знаменитого «Декрета о земле» и заканчивая актом «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» от 1989 года. Ана...

Административно-правовой статус высших учебных заведений в Российской Федерации

В статье автором сформулирована система высшего образования в Российской Федерации, определено федеральное министерство, отвечающее за руководство системой высшего образования, дана характеристика учебных заведений, осуществляющих образовательную и н...

Анализ программно-целевого метода государственного регулирования развития отрасли животноводства в Амурской области

В статье рассмотрен программно-целевой метод государственного регулирования одной из важнейших отраслей сельского хозяйства — животноводства. От эффективности поддержки животноводческой отрасли зависит продовольственная безопасность отдельных регионо...

Правовые аспекты организации и функционирования национальных парков в Российской Федерации

В статье раскрываются особенности правового режима национальных парков в связи законодательными изменениями 2020 года. Уделяется внимание проблеме соотношения правовых режимов территорий национальных парков и расположенных на них населенных пунктов. ...

Система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Опыт Томской области

Обозначены проблемы истощения мировых запасов природных богатств, определено, что данный факт отрицательно сказывается на благополучии нынешних поколений и создает риски и проблемы для будущих поколений. Представлена Томская область, как важный ресур...

Задать вопрос