Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Жизнь любого человека начинается с семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.
По словам А. С. Макаренко, истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.
Одним из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
С целью организации данного взаимодействия (дети, родители, педагоги) был реализован краткосрочный проект по теме «Семья». Семейные традиции»
Цель проекта — создать условие для совместной работы детского сада и семьи по возрождению и приобщению к семейным традициям через проектную деятельность .
Проект был направлен на решение следующих задач:
Задачи проекта:
Образовательные:
— познакомить с понятиями: «родители», «родные», «семья», «традиции»;
— расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
— формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
Развивающие:
— развивать познавательную активность детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
— развивать коммуникативные навыки детей;
— развивать интерес к семейным традициям, реликвиям.
Воспитательные:
— воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;
— воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;
— воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения друг с другом, с родными;
Срок реализации: краткосрочный (с января по март)
Тип проекта: групповой, информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Проектная деятельность реализовывалась в три этапа: (Таблица 1)
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Подготовительный |
1)Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по ФГОС ДО и ФОП ДО по теме проекта. 2)Составление плана проведения мероприятий 3)Анкетирование родителей «Семейные традиции в вашей семье» 4) Привлечение родителей к продуктивной и творческой деятельности: |
Январь |
Основной |
- Родительское собрание в форме круглого стола по теме «Зачем нужны семейные традиции» —Беседы о семье «Моя семья» «Любимые занятия членов нашей семьи» Выходной день в моей семье» —Просмотр семейных фотографий, и альбома «Наши семейные традиции». —Просмотр мультфильмов и прослушивание аудиосказок. — Отгадывание загадок, разучивание потешек, пальчиковых и артикуляционных гимнастик, чтение худ. литературы по данной теме. —Сюжетно-ролевые, подвижные и настольно-печатные игры. —Проведение по теме проекта ООД |
Февраль |
Заключительный |
- Создание альбома «Семейные традиции глазами родителей» —Разработка методического пособия Лепбук «Семья. Семейные традиции» —Изготовление кубика Блума, для познавательно-исследовательской деятельности —Коробка раскладушка «Моя семья» |
Март |
В ходе работы была проведена выставка «Генеалогическое древо семьи», выставка рисунков «Моя семья», создание фотоальбома «Традиции моей семьи». В процессе работы над проектом мы выявили традиции, существующие в семьях воспитанников. А также выяснили что в одной из семьи есть такая традиция «На зарядку всей семьей» (показ видеоролика).
Наш детский сад, наша группа — это большая семья, у которой тоже есть свои традиций такие как празднование «День 8 марта», «День матери», спортивные мероприятия ко «Дню отца» «День защитника Отечества», празднование «День рождения», «Клуб выходного дня».
Можно прийти к выводу, что, соблюдая семейные традиции, семья становится крепкой и дружной, в такой семье вырастают достойные люди. Проводимые мероприятия повысили родительскую компетентность по вопросу ценности семейных традиций, создали условия для обмена семейным опытом существования семейных традиций в семьях воспитанников.
У воспитанников во время реализации проекта формировали представления о семье, семейных традициях, объединяющих родных и близких, воспитывали уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим традициям и обычаям.
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему, укрепились внутрисемейные связи в процессе совместной деятельности. Педагоги лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать дальнейшему плодотворному сотрудничеству.
Литература:
1. Винс О. А., Григорян Н. В. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 4
2. Долинная А. Родители в дошкольном учреждении: потребители и гости или партнеры-единомышленники? / А. Долинная, О. Низковская // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 1. — С. 6–8
3. Кондрашева Ю. В. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских, В. Ф. Шорстова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 89–91.
4. Веракса Н.Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика — Синтез, 2010.