Взаимодействие с семьями воспитанников через проектную деятельность «Семья. Семейные традиции» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Взаимодействие с семьями воспитанников через проектную деятельность «Семья. Семейные традиции» / В. Н. Сигова, Н. Н. Репина, Л. Н. Сигова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 279-281. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123554/ (дата обращения: 02.04.2025).



Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Жизнь любого человека начинается с семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

По словам А. С. Макаренко, истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

Одним из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

С целью организации данного взаимодействия (дети, родители, педагоги) был реализован краткосрочный проект по теме «Семья». Семейные традиции»

Цель проекта — создать условие для совместной работы детского сада и семьи по возрождению и приобщению к семейным традициям через проектную деятельность .

Проект был направлен на решение следующих задач:

Задачи проекта:

Образовательные:

— познакомить с понятиями: «родители», «родные», «семья», «традиции»;

— расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;

— формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Развивающие:

— развивать познавательную активность детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;

— развивать коммуникативные навыки детей;

— развивать интерес к семейным традициям, реликвиям.

Воспитательные:

— воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;

— воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;

— воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения друг с другом, с родными;

Срок реализации: краткосрочный (с января по март)

Тип проекта: групповой, информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Проектная деятельность реализовывалась в три этапа: (Таблица 1)

Этапы

Содержание работы

Сроки

Подготовительный

1)Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по ФГОС ДО и ФОП ДО по теме проекта.

2)Составление плана проведения мероприятий

3)Анкетирование родителей «Семейные традиции в вашей семье»

4) Привлечение родителей к продуктивной и творческой деятельности:

Январь

Основной

- Родительское собрание в форме круглого стола по теме «Зачем нужны семейные традиции»

—Беседы о семье «Моя семья»

«Любимые занятия членов нашей семьи» Выходной день в моей семье»

—Просмотр семейных фотографий, и альбома «Наши семейные традиции».

—Просмотр мультфильмов и прослушивание аудиосказок.

— Отгадывание загадок, разучивание потешек, пальчиковых и артикуляционных гимнастик, чтение худ. литературы по данной теме.

—Сюжетно-ролевые, подвижные и настольно-печатные игры.

—Проведение по теме проекта ООД

Февраль

Заключительный

- Создание альбома «Семейные традиции глазами родителей»

—Разработка методического пособия Лепбук «Семья. Семейные традиции»

—Изготовление кубика Блума, для познавательно-исследовательской деятельности

—Коробка раскладушка «Моя семья»

Март

В ходе работы была проведена выставка «Генеалогическое древо семьи», выставка рисунков «Моя семья», создание фотоальбома «Традиции моей семьи». В процессе работы над проектом мы выявили традиции, существующие в семьях воспитанников. А также выяснили что в одной из семьи есть такая традиция «На зарядку всей семьей» (показ видеоролика).

Наш детский сад, наша группа — это большая семья, у которой тоже есть свои традиций такие как празднование «День 8 марта», «День матери», спортивные мероприятия ко «Дню отца» «День защитника Отечества», празднование «День рождения», «Клуб выходного дня».

Можно прийти к выводу, что, соблюдая семейные традиции, семья становится крепкой и дружной, в такой семье вырастают достойные люди. Проводимые мероприятия повысили родительскую компетентность по вопросу ценности семейных традиций, создали условия для обмена семейным опытом существования семейных традиций в семьях воспитанников.

У воспитанников во время реализации проекта формировали представления о семье, семейных традициях, объединяющих родных и близких, воспитывали уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим традициям и обычаям.

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему, укрепились внутрисемейные связи в процессе совместной деятельности. Педагоги лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать дальнейшему плодотворному сотрудничеству.

Литература:

1. Винс О. А., Григорян Н. В. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 4

2. Долинная А. Родители в дошкольном учреждении: потребители и гости или партнеры-единомышленники? / А. Долинная, О. Низковская // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 1. — С. 6–8

3. Кондрашева Ю. В. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских, В. Ф. Шорстова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 89–91.

4. Веракса Н.Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика — Синтез, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, традиция, ребенок, ваша семья, День, детский сад, моя семья, проект, проектная деятельность, семья воспитанников.


Похожие статьи

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд»

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Похожие статьи

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд»

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Задать вопрос