Развитие функциональной грамотности через формат «Покажи и расскажи» на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 21.03.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Цыбина, А. С. Развитие функциональной грамотности через формат «Покажи и расскажи» на уроках английского языка / А. С. Цыбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 285-289. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123555/ (дата обращения: 02.04.2025).



В данной статье рассматривается роль методики «покажи и расскажи» как способа развития функциональной грамотности, анализируется история методики, преимущества. Особое внимание уделяется рассмотрению этапов подготовки, и приводятся примеры уроков для разных возрастных групп.

Ключевые слова: функциональная грамотность, формат покажи и расскажи, развитие коммуникативных навыков, развитие коммуникативных навыков.

Сегодня перед образовательными системами стоит задача не только научить учащихся запоминать и воспроизводить информацию, но и развить у них способность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. В этом случае, функциональная грамотность, становится ключевым элементом успешной адаптации человека.

Одним из эффективных инструментов для развития функциональной грамотности на уроках английского языка является формат Show and Tell. Этот метод, широко используемый в зарубежной педагогической практике, позволяет ученикам демонстрировать свои знания, развивать навыки публичного выступления, аргументации и взаимодействия с аудиторией.

Формат Show and Tell (покажи и расскажи) зародился в зарубежной педагогической практике как способ развития речи и коммуникативных навыков у детей младших классов, но со временем он стал использоваться в более широком диапазоне, включая среднюю и старшую школу.

Ранее, формат акцентировался на развитии базовых навыков, таких как чтение, письмо и устная речь. Отмечается, что дети лучше усваивают материал, когда они могут поделиться своими личными впечатлениями и опытом. Формат стал популярным в дошкольном и начальном образовании благодаря своей простоте и эффективности. Он позволял детям не только развивать речь, но и учиться слушать друг друга, задавать вопросы и участвовать в обсуждениях.

В дальнейшем, широкое использование метода «покажи и расскажи» стало использоваться не только для развития речи, но и для формирования социальных навыков. В процесс обучения стали включать элементы критического мышления, например, просить детей обосновать выбор темы или объяснить, почему предмет, который они принесли, важен для них.

С развитием технологий формат начал включать использование визуальных материалов, таких как фотографии, рисунки и даже слайдовые презентации. Это сделало выступления более информативными.

В начальной школе формат Show and Tell остается популярным инструментом для развития речи и социальных навыков. Дети приносят на урок предметы, которые имеют для них значение, и рассказывают о них перед классом. В средней и старшей школе формат используется для развития более сложных навыков, таких как критическое мышление, аргументация и работа с информацией. Ученики могут выбирать темы, связанные с учебной программой, например, рассказывать о знаменитых ученых или экологических проблемах.

Формат Show and Tell основывается на нескольких ключевых педагогических теориях:

  1. Принципы активного обучения: активное обучение предполагает, что учащиеся не просто пассивно воспринимают информацию, но активно участвуют в процессе ее получения и применения. Формат Show and Tell позволяет учащимся самостоятельно выбирать тему, готовить материал и представлять его перед аудиторией, что способствует более глубокому усвоению знаний.
  2. Личностно-ориентированный подход: формат учитывает интересы и опыт каждого ученика, что делает обучение более мотивирующим и значимым. Ученики имеют возможность поделиться своими увлечениями и интересами, что способствует развитию их личности.
  3. Развитие коммуникативных навыков: формат Show and Tell способствует развитию устной речи, умения структурировать информацию и взаимодействовать с аудиторией. Ученики стараются задавать вопросы, слушать других и участвовать в обсуждениях.

Использование на уроках методики Show and Tell обладает рядом преимуществ, которые делают его эффективным инструментом для развития функциональной грамотности:

Ученики учатся логично излагать свои мысли, использовать языковые средства и взаимодействовать с аудиторией. Формат способствует развитию диалогической речи и умения вести дискуссию, помогает детям преодолеть страх публичных выступлений и стать более уверенными в себе.

Подготовка выступления требует анализа информации, выделения главного и аргументации своей точки зрения. Ученики учатся критически оценивать информацию и делать обоснованные выводы.

Ученики самостоятельно выбирают тему, готовят материал и представляют его, что способствует развитию их творческих способностей. Формат позволяет учащимся проявить инициативу и ответственность.

Формат Show and Tell создает условия для естественного использования языка, что делает обучение более осмысленным. Дети применяют свои знания в реальных ситуациях, что способствует их лучшему усвоению.

Возможность поделиться своими интересами и увлечениями делает процесс обучения более мотивирующим. Формат способствует созданию положительной атмосферы в классе.

Формат Show and Tell может быть успешно интегрирован в уроки английского языка на базе различных УМК. Для этого необходимо учитывать несколько этапов:

1. Подготовка

Выбор темы: ученики выбирают тему, связанную с их личным опытом, учебной программой или актуальными событиями. Темы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Для младших школьников темы могут быть простыми, например, My Favorite Toy или My Pet. Для старших школьников — более сложными, например, Environmental Issues или Famous Scientists.

Инструктаж учащихся: учитель объясняет, как подготовить выступление, какие элементы должны быть включены (введение, основная часть, заключение), и как использовать визуальные материалы.

Планирование речи: ученики готовят план выступления, который включает ключевые моменты: введение: краткое представление темы, основная часть: описание предмета или изображения, его значимости и связи с личным опытом, заключение: выводы или рефлексия.

2. Исследование и сбор информации

Дети собирают информацию о выбранной теме, используя различные источники: книги, интернет, личный опыт. Учитель помогает учащимся оценить достоверность источников и отобрать наиболее важную информацию. Если ученик выбирает тему «My Trip», он может описать достопримечательности, которые посетил, и поделиться впечатлениями.

3. Анализ и структурирование материала

Ученики анализируют собранную информацию, выделяют ключевые моменты и структурируют материал. Разрабатывается план выступления, который включает введение, основную часть и заключение. Ученик, готовящий выступление на тему My Favorite Animal, может структурировать материал следующим образом:

– введение: «Today I will tell you about my favorite animal, a dog»,

– основная часть: описание внешности, характера и привычек собаки,

– заключение: «Dogs are my favorite animals because they are loyal and friendly».

4. Использование визуальных материалов

Учащиеся готовят визуальные материалы, это может быть реальный предмет, фотография, рисунок или цифровая презентация. Ученик, рассказывающий о своей поездке, может показать фотографии или видео с достопримечательностями.

5. Обратная связь

Учитель дает обратную связь, отмечая сильные стороны выступления и предлагая рекомендации для улучшения. «You used great vocabulary, but try to speak more slowly next time». Одноклассники также могут давать обратную связь, используя заранее подготовленные критерии.

6. Самооценка и рефлексия

Учащиеся проводят самооценку, анализируя свои сильные и слабые стороны. Ученик может написать: «I think I did well with my vocabulary, but I need to work on my pronunciation».

Перспективы использования формата Show and Tell

Формат может быть интегрирован не только на уроках английского языка, но и на других предметах, таких как история, география или биология. В будущем можно расширить использование цифровых инструментов, таких как виртуальные презентации или онлайн-платформы для обмена материалами. Формат может быть использован для организации обмена выступлениями между учащимися из разных стран, что будет способствовать развитию межкультурной коммуникации.

Рекомендации для учителей

Начинайте с простых тем и коротких выступлений, постепенно увеличивая сложность и продолжительность. Помогайте учащимся на всех этапах подготовки, от выбора темы до структурирования материала. Поощряйте использование фотографий, рисунков и презентаций. Регулярно давайте обратную связь, отмечая сильные стороны выступлений и предлагая рекомендации для улучшения.

Примеры планов уроков с использованием формата Show and Tell

Урок для начальной школы: тема My Favorite Animal

Цель: развитие речевых навыков, работа с текстами.

Этапы урока:

Введение: учитель объясняет задание и показывает пример выступления. Подготовка: учащиеся выбирают тему, готовят материал и визуальные средства. Выступление: учащиеся представляют свои рассказы перед классом. Вопросы и обсуждение: одноклассники задают вопросы, выступающий отвечает. Обратная связь: учитель и одноклассники дают обратную связь.

Пример выступления:

Введение: «This is my cat, Whiskers. She is very playful and loves to sleep in the sun». Основная часть: «I take care of her by feeding her and playing with her every day». Заключение: «Cats are my favorite animals because they are independent and affectionate».

Урок для средней школы: тема Famous People Around the World

Цель: описание людей, использование времен (Past Simple, Present Perfect).

Этапы урока

Введение: учитель объясняет задание и показывает пример выступления. Подготовка: учащиеся выбирают известного человека, готовят материал и визуальные средства. Выступления: учащиеся представляют свои рассказы перед классом. Вопросы и обсуждение: одноклассники задают вопросы, выступающий отвечает. Обратная связь: учитель и одноклассники дают обратную связь.

Пример выступления:

Введение: «Albert Einstein was a famous physicist. He developed the theory of relativity». Основная часть: «He won the Nobel Prize in Physics in 1921». Заключение: «His work has changed the way we understand the universe».

Урок для старшей школы: тема Environmental Issues

Цель: культурный аспект, расширение словарного запаса.

Этапы урока

Введение: учитель объясняет задание и показывает пример выступления. Подготовка: учащиеся выбирают экологическую проблему, готовят материал и визуальные средства. Выступления: учащиеся представляют свои рассказы перед классом. Вопросы и обсуждение: одноклассники задают вопросы, выступающий отвечает. Обратная связь: учитель и одноклассники дают обратную связь.

Пример выступления:

Введение: «Forests are important because they provide oxygen and are home to many animals». Основная часть: «Deforestation is a serious problem. We need to protect forests by planting trees and reducing paper waste». Заключение: «We must take action to protect our environment».

Формат Show and Tell позволяет учащимся развивать ключевые компоненты функциональной грамотности, такие как коммуникативная грамотность, критическое мышление, информационная и цифровая грамотность. Ученики применяют свои знания в реальных ситуациях, что делает обучение более осмысленным и приближенным к жизни. Возможность поделиться своими интересами и увлечениями делает процесс обучения более мотивирующим и личностно ориентированным. Дети самостоятельно выбирают тему, готовят материал и представляют его, что способствует развитию их ответственности и инициативности. Интеграция этого формата в школьную программу — это шаг к созданию образовательной среды, которая готовит учащихся к реальной жизни и помогает им раскрыть свой потенциал.

Литература:

  1. Амабиле Т. Креативность в образовании / Т. Амабиле. — М.: Издательство «Инновации», 1996. — 190 с.
  2. Цыбина А. С. Геймификация как способ развития функциональной грамотности на уроках английского языка / А. С. Цыбина. — Издательские решения, 2025.—60с.
Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, основная часть, формат, учащийся, функциональная грамотность, выступление, развитие, ученик, материал, английский язык.


Ключевые слова

функциональная грамотность, развитие коммуникативных навыков, формат покажи и расскажи

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Использование форм интерактива в процессе обучения подростков (на примере английского языка)

В статье представлен опыт использования форм интерактивного обучения на уроках английского языка по УМК «Enjoy English» М.З.Биболетовой. Делаются выводы об особенностях использования форм интерактива: вариативность форм; активная позиция ученика в об...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Методика eduScrum и развитие учебной мотивации в начальной школе

В статье рассматривается возможность применения методики eduScrum в начальной школе, с целью повышения уровня учебной мотивации. Отражены характерные особенности и факторы, положительно влияющие на учебную мотивацию. Изложены этапы работы с использов...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Развитие навыков говорения через инфографику

В настоящей статье рассматривается одна из актуальных проблем- развитие коммуникативных навыков в образовании и предлагается инновационный метод, основанный на визуализации информации через инфографику. В ходе исследования были изучены теоретические ...

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Использование форм интерактива в процессе обучения подростков (на примере английского языка)

В статье представлен опыт использования форм интерактивного обучения на уроках английского языка по УМК «Enjoy English» М.З.Биболетовой. Делаются выводы об особенностях использования форм интерактива: вариативность форм; активная позиция ученика в об...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Методика eduScrum и развитие учебной мотивации в начальной школе

В статье рассматривается возможность применения методики eduScrum в начальной школе, с целью повышения уровня учебной мотивации. Отражены характерные особенности и факторы, положительно влияющие на учебную мотивацию. Изложены этапы работы с использов...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Развитие навыков говорения через инфографику

В настоящей статье рассматривается одна из актуальных проблем- развитие коммуникативных навыков в образовании и предлагается инновационный метод, основанный на визуализации информации через инфографику. В ходе исследования были изучены теоретические ...

Задать вопрос