Формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 21.03.2025

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Панарина, Л. Н. Формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ / Л. Н. Панарина, И. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123560/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье авторы рассматривают формы работы в ДОУ по воспитанию у детей дошкольного возраста традиционных семейных ценностей.

Ключевые слова: дети, семья, уважение, забота, обязанности, детский сад, преемственность.

Семья — это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, характеризующаяся общностью быта, взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью. Также семья может рассматриваться как социальный институт, совокупность социальных норм, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, позволяющая удовлетворять важные человеческие потребности.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего взрослого.

Значение семьи в воспитании гармонично развитой личности, с устойчивыми моральными и духовными ценностями огромно.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». И от того каким будет, в этом вопросе, сотрудничество семьи и дошкольного учреждения зависит, какие нравственные качества будут приоритетными в воспитании ребёнка.

На сегодняшний день имеются негативные существенные изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Во многих семьях духовные ценности занимают далеко не центральное место в жизни, а иногда и вовсе отсутствуют. Не всегда родители понимают значимость и необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Отсюда идет тенденция к искажению у детей представлений о семье, родственных связях, уважительном и заботливом отношении друг к другу.

К тому же, ребёнок растёт и взрослеет не только в семье, он играет на детских площадках, посещает детский сад и общественные места. И влияние социума на его восприятие социальных норм очевидно, ребёнок учится не только в семье, но и получая внешний опыт. Поэтому, очень важно родителям и педагогам детского сада выстраивать устойчивые, партнёрские отношения в области воспитания и обучения ребёнка.

В первую очередь необходимо выяснить и найти общие точки соприкосновения в вопросах воспитания, при этом родитель должен иметь ясное представление о том, что детский сад опирается на традиционные для России семейные ценности.

В российской семье присутствует:

— комплекс ролей (в семье у нас существуют роли мамы, папы, детей, брата и сестры);

— наличие определенных норм поведения (в семье существуют особые правила, которых должны придерживаться её члены);

— семейные ценности (родственные связи, семейный очаг, материнство, забота о младших, уважение старших).

Взаимодействие ДОУ с родителями проводиться по принципу «семья и дошкольное учреждение — единое воспитательно-образовательное пространство». Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Каждый воспитатель в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта оказывает помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации. Для этого, в первую очередь мы проводим мониторинг: беседу с детьми «Моя семья, родословная семьи, традиции семьи» и анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности нашей семьи». Данные методики могут быть составлены на основе сборника диагностических методик по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников под редакцией Т. М. Бабуновой, Н. И. Левшиной.

Анализ беседы с детьми «Моя семья, родословная семьи, традиции семьи» помог нам выяснить уровень знаний ребёнка о родственных связях внутри семьи, понимания традиций. Анкетирование родителей позволило выявить уровень сформированных представлений о семье у родителей, выяснить существование традиций в семьях.

Следующим нашим шагом был анализ образовательной программы ДОУ, по которой работает детский сад. Большее внимание при анализе программы мы уделили изучению содержания и форм работы с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей.

Изучив данные мониторинга и содержания образовательной программы, педагоги ДОУ пришли к выводу, что необходимо усилить работу с родителями по следующим направлениям:

— педагогическая поддержка (осуществляется воспитателями, учитывая интересы родителей с целью удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей, педагог организует разные формы взаимодействия);

— педагогическое образование родителей (воспитатель учитывает развивающиеся возможности родителей и детей, помогает родителям устанавливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни);

— совместная деятельность педагогов и родителей (заключается в организации совместных детско-родительских проектов поисково-познавательной и творческой направленности, организации различных форм совместной деятельности — игры, конкурсы, викторины, сюрпризы).

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения по формированию традиционных семейных ценностей у дошкольников, заложены основные принципы, это единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг, к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равная ответственность родителей и педагогов.

Таким образом, созданные условия в дошкольном образовательном учреждении, по направлению формированию традиционных семейных ценностей у дошкольников, не только позволят родителям и педагогам придерживаться одних принципов воспитания и обучения, но и будут способствовать становлению гармонично развитой, здоровой личности ребёнка.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  2. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников: учеб. пособие / под ред. Т. М. Бабуновой, Н. И. Левшиной. — 2-е изд. испр. и доп. — Магнитогорск: МаГУ, 2008.
  3. Гущина, Н. А. Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве / Н. А. Гущина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2013.
  4. Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду: учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, ценность, анкетирование родителей, Моя семья, образовательная программа, родословная семья.


Похожие статьи

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду

В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

«Растим патриотов» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

В статье раскрывается система работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом концептуально новых подходов с опорой на старые, традиционные.

Похожие статьи

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО

В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду

В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

«Растим патриотов» (из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

В статье раскрывается система работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом концептуально новых подходов с опорой на старые, традиционные.

Задать вопрос