}}}
В статье рассмотрены путей повышения экономической эффективности деятельности организации в условиях современного функционирования. Рассматриваются теоретические основы экономической эффективности, включая понятие, цели и задачи, а также методы анализа и оценки. Особое внимание уделено практическим аспектам, таким как управление затратами, оптимизация производственных процессов, внедрение инноваций и совершенствование системы управления. Правильная оценка экономической эффективности транспортной компании позволяет сбалансировать работу процессов, расширить рынок сбыта, повысить производительность труда, внедрить наиболее эффективные инструменты и технологии, спрогнозировать дальнейшее развитие найти новые направления ведения бизнеса.
Ключевые слова: экономическая эффективность, производительность, управление затратами, оптимизация процессов, система управления.
В современных условиях функционирования для каждой компании рынок формирует условия, в соответствии с которыми нужно вовремя поймать волну изменений, и определить направление развития с учетом этих изменений, характерных рынку в данный момент.
В настоящее время существует множество методов для определения и оценки экономической эффективности деятельности транспортной организации, как зарубежных, так и отечественных авторов. Тем не менее, до сих пор не сложилось единого мнения по данному вопросу. Существующие подходы к оценке эффективности характеризуют функционирование организации с разных сторон, дополняя друг друга.
Экономическая эффективность представляет собой результативность, то есть результат деятельности (эффект), который получает общество, предприятие на единицу использованных (или примененных) ресурсов [1].
Эффективность транспортных организаций — это показатель, который отражает связь между факторами производства и результатом их деятельности. Он показывает соотношение между затратами и достигнутыми результатами в бизнесе.
Эффективность транспортных организаций оценивается на основе организации транспортного процесса и технико-эксплуатационных показателях автопарка, а также на объеме и качестве предоставляемых услуг.
Управление экономической эффективности деятельности транспортной организации помогают определить свои стратегические цели, а затем оценивать и управлять деятельностью по достижению поставленных целей с максимально эффективным использованием доступных ресурсов.
Правильная оценка экономической эффективности транспортной компании позволяет сбалансировать работу процессов, расширить рынок сбыта, повысить производительность труда, внедрить самые эффективные инструменты и технологии, а также спрогнозировать дальнейшее развитие и найти новые направления ведения бизнеса.
Эффективное управление предприятием складывается в первую очередь путем разработки грамотной стратегии развития транспортного предприятия, что обусловлено мониторингом процессов и показателей компании, оперативным реагированием на внешние факторы для улучшения положения на рынке.
Каждому предприятию необходимы индивидуальные методы и подходы повешения эффективности предприятия. Основные методики повышения эффективности предприятия, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные методы повышения эффективности предприятия
Основные показатели эффективности работы организации транспортного сектора включают:
– объемы выполненной транспортной деятельности, включая перевозку грузов и пассажиров, а также пассажиро- и грузооборот;
– технические характеристики, такие как грузоподъемность, пропускная способность, количество единиц транспортного парка и их мощность;
– показатели использования транспортных средств, включая часы работы, годовой наработанный фонд часов и скорость перемещения;
– экономические параметры, такие как выручка от перевозок и дополнительных услуг, расходы, себестоимость, прибыль и рентабельность.
Повышению эффективности деятельности предприятий транспортной отрасли будет способствовать принятие таких мер, как [2]:
– техническое переоснащение предприятий городского электротранспорта с целью повышения качества перевозок, в том числе с внедрением новейших энергосберегающих технологий;
– применение лизинговых операций при несостоятельности прямой закупки;
– передача целостных имущественных комплексов в аренду или концессию.
Все эти стратегии направленные на повышение эффективности деятельности дают синергетический и экономический эффект, который будет получен за счет повышения качества транспортных услуг и снижения издержек на перевозки.
Для оценки экономической эффективности деятельности транспортных предприятий можно предложить, как универсальные ключевые показатели эффективности, так и специфические. К универсальным ключевым показателям эффективности транспортных компаний можно отнести выручку от реализации, прибыль к вычету процентов и налогов, рентабельность услуг транспортных организаций, долю доходов от перевозок в общей сумме доходов предприятия, производительность труда, рентабельность активов, операционная прибыль, коэффициент оборачиваемости и т. д. [3].
Оценка эффективности деятельности транспортной организации включает себя следующие направления:
- «Финансовый анализ, состоящий из следующих элементов:
– анализ прибыльности;
– анализ рентабельности;
– анализ использования собственного капитала;
– анализ платежеспособности;
– анализ абсолютных и относительных показателей ликвидности;
– анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости;
– анализ использования заемного капитала;
– оценка экономической добавленной стоимости;
– анализ деловой активности;
– анализ движения денежных средств;
– анализ и расчет эффекта финансового рычага.
- Анализ менеджера, состоящий из следующих элементов:
– оценка места предприятия на рынке услуг;
– анализ использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
– оценка результатов производства и реализации услуг;
– принятие решений по ассортименту и качеству услуг;
– выработка стратегии управления затратами;
– определение политики ценообразования;
– анализ безубыточности».
- «Стратегический анализ, состоящий из следующих элементов:
– анализ ассортиментной политики;
– анализ факторов внутренней среды предприятия;
– анализ факторов внешней среды предприятия;
– анализ конкурентных позиций;
– анализ рекламной деятельности;
– анализ PR деятельности.
Каждому предприятию необходимы индивидуальные методы и подходы повешения эффективности предприятия, наиболее популярные методы (подходы) оценки эффективности деятельности предприятия, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методы оценки эффективности деятельности предприятия
Метод |
Описание |
Горизонтальный (трендовый) анализ |
Показатели эффективности оцениваются путём изучения их динамики за рассматриваемый период времени. Также здесь рассчитываются темпы прироста (роста) конкретных показателей, изучаются тенденции возможных изменений. |
Вертикальный (структурный) анализ |
В ходе данного анализа изучаются показатели и элементы формирования прибыли предприятия. При анализе активов предприятия оценивается соотношение текущих и оборотных активов, их динамика, структура, состав и другие параметры. |
Сравнительный анализ |
Анализ происходит путём расчёта относительных и абсолютных отклонений показателей и сравнения их между собой. |
Анализ финансовых коэффициентов |
Наиболее быстрый и простой метод анализа, основанный на расчёте пяти групп финансовых коэффициентов: ликвидности, рентабельности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рыночной активности. |
Сбалансированная система показателей |
Концепция состоит из четырёх составляющих: «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы», «Обучение и развитие», связанных друг с другом при помощи причинно-следственных связей. |
Экономическая эффективность транспортной компании зависит от множества факторов и требует комплексного подхода к ее улучшению. Использование современных методов управления, инвестиций в инновации и развитие кадрового потенциала позволит транспортным компаниям оставаться конкурентоспособными на рынке и обеспечивать высокий уровень качества своих услуг.
Литература:
- Гончаров А. А. Проблемы экономической эффективности в современных условиях // Научные записки ОрелГИЭТ, — № 2 (26), — 2019. — С. 48–57
- Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: «Финансы и статистика»,2021. — 416 с.
- Жиляева, В. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли / В. В. Жиляева. — М.: ИнФолио, 2024. — 224 c.
- Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Изд–во Эксмо, 2020. — 544 с.
- Пурлик, В. М. Управление эффективностью деятельности организации: учебник для вузов / В. М. Пурлик. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 207 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–12817–8.