Элементы речевого портрета Уэнсдей Аддамс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 24.03.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Туманова, А. Д. Элементы речевого портрета Уэнсдей Аддамс / А. Д. Туманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 294-297. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123598/ (дата обращения: 02.04.2025).



В данной статье автор приводит определение понятия речевого портрета и рассматривает схему и концепцию речевого портрета на примере персонажа Уэнсдей Аддамс из известного сериала «Уэнсдей»

Ключевые слова: речевой портрет, элементы речевого портрета, персонаж, человек, Уэнсдей Аддамс, лингвокультурный типаж, концепция Л. П. Крысина, схема, особенности

Речевой портрет — это способ описания или характеристики индивидуального стиля общения человека, его особенностей в выражении мыслей, эмоций, убеждений и манере общения. Речевой портрет включает в себя такие элементы, как выбор слов, интонации, темп речи, паузы, жесты и мимика. Он позволяет выделить особенности индивида в процессе общения на устном уровне [4]. Актуальность данной работы заключается в том, что анализ речевого портрета персонажа позволяет глубже понять его характер, внутренний мир, ценности и мотивацию. Используя язык, мы можем выявить индивидуальные черты, социальный статус и культурный контекст персонажа. Важно отметить, что реалистичное изображение речи персонажа делает его более убедительным и правдоподобным, что способствует погружению читателя или зрителя в произведение.

Изучение речевого портрета может быть полезным в различных областях, таких как психология, лингвистика, лечение речевых нарушений, нейролингвистика, лингводидактика и другие. Речевой портрет каждого человека уникален и отражает его индивидуальность, опыт и характер. До 60-х годов XX века понятие речевого портрета использовалось преимущественно в литературоведении, где оно служило одним из средств создания художественного образа, особенно в драматургии. Однако последние лингвистические исследования, ориентированные на речевое портретирование, показывают значительное усложнение и расширение содержания данного термина в сравнении с его первоначальным значением. Для более глубокого понимания обратимся к трудам исследователей, работающих в области лингвоперсонологии, таких как В. И. Карасик и О. А. Дмитриева, а также к диссертационным исследованиям Е. А. Ярмаховой, А. Ю. Коровиной и других ученых [3]. В их работах, в частности, в статье «Лингвокультурный типаж: к определению понятия», лексическое содержание речевого портрета рассматривается в контексте сопоставления с близкими понятиями. Здесь речевой портрет определяется как системное описание коммуникативного поведения [3].

Лингвокультурный типаж является более обширным понятием, в которое речевой портрет может быть включен, но при этом остаётся самостоятельным элементом. Он демонстрирует, как коммуникативное поведение отражает особенности языковой личности, а также рассматривается как ценный инструмент для анализа отношений между языковыми и социальными аспектами. А. Ю. Коровина, в частности, подчеркивает важность разграничения понятий «лингвокультурный типаж» и «языковая личность», ставя речевой портрет в более общее поле соотносимых понятий [3].

Помимо этого, такие исследователи, как А. В. Асадуллаева, описывают речевой портрет как индивидуальный стиль, зафиксированный в языке. Он может служить основой для моделирования типичного образа персонажа, что позволяет глубже понять язык как социальный феномен [2]. О. Г. Алюнина описывает речевой портрет как отражение языковой личности в определенной социальной группе. В этом контексте четко выделяются компоненты, такие как социопсихолингвистический портрет, уровни лексикона и речевой культуры, позволяющие глубже понять индивидуальные и социальные аспекты речевого поведения [1].

Речевой портрет в целом включает в себя несколько компонентов:

— языковой компонент — владение нормами языка;

— социокультурный компонент — умение воздействовать на эмоции и чувства слушателей или читателей;

— речевой компонент — точное и уместное использование слов в соответствии с речевой ситуацией;

— коммуникативный компонент — соответствие слов и выражений целям и условиям общения [4].

Речевой портрет персонажа — это специфический способ изображения героя через его речь. Согласно концепции Л. П. Крысина, речевой портрет включает в себя различные лингвостилистические средства, такие как [4]:

  1. Фонетический: звуки, интонации и эмоции в выражении чувств персонажа.
  2. Лексический: используемые слова, жаргон, профессиональные термины или диалектизмы, которые помогают определить социальный статус, образование и мировоззрение персонажа.
  3. Грамматический: структура речевых конструкций, длина предложений, сложность построений, что может отражать уровень интеллекта или эмоциональное состояние героя.
  4. Стиль речи: официальный или неформальный стиль, наличие устойчивых выражений, метафор, оборотов, что может указывать на характер и привычки персонажа.
  5. Психологический подход: восприятие мира через речевые выражения, эмоциональная окраска слов.

Персонаж Уэнсдей Аддамс из фильма «Семейка Аддамс» — дочь Гомеса и Мортиши Аддамс, и ее характер является одним из наиболее ярких и запоминающихся в истории кино. Уэнсдей представлена как умная, таинственная и немного чудаковатая девочка с темными волосами и атлетическим телосложением. Она обожает мрачные и аномальные явления, интересуется темными предметами, искусством и животными [6, 7]. Уэнсдей выделяется среди остальных членов своей «необычной» семьи своим холодным и сдержанным подходом к общению, красноречием, проявляет завидные ловкость и смекалку, а также обладает черным чувством юмора. Несмотря на свою странность, Уэнсдей обладает открытым и любящим сердцем, готова защищать своих близких любыми способами [6]. В целом, Уэнсдей — это противоречивый персонаж, который сочетает в себе элементы темноты, эксцентричности и теплоты. Ее культовый образ стал неотъемлемой частью истории кинематографа и остается любимым среди поклонников старого фильма «Семейка Аддамс» [7]. Составляя речевой портрет в ходе наблюдения за данным персонажем, мы можем заметить, что речи Уэнсдей полны иронии, сарказма и темного юмора, что подчеркивает ее неполное принятие социальной нормы и одобрения окружающих. Она демонстрирует явное пренебрежение к традиционным ценностям и стандартам, что видно из ее реплик [6, 7].

При составлении речевого портрета данного персонажа [5] были выделены особенности, которые можно рассмотреть в таблице № 1.

Таблица 1

Речевой портрет Уэнсдей Аддамс

Категория

Подкатегория

Примеры

Фонетические особенности

Низкий и монотонный тон

1) «I’m not interested in your opinion». — Меня не интересует ваше мнение. 2) «I see no purpose in emotions». — Я не вижу смысла в эмоциях. 3) «Death is just a part of life». — Смерть — это всего лишь часть жизни

Четкость произношения

1) «Colors are for the weak». — Цвета — это для слабаков. 2) «Joy is an illusion». — Радость — это иллюзия. 3) «All experiments end in failure… or death». — Все опыты заканчиваются провалом… или смертью. 4) «Every person is a puzzle that is not worth solving». — Каждый человек — это загадка, которую не стоит разгадывать

Лексические особенности

Высокопарные слова

1) «I’m not dramatic. I’m just expressive». — Я не драматичная. Я просто выразительная. 2) «I embrace my darkness». — Я принимаю свою тьму. 3) «Life is a mystery to be solved». — Жизнь — это загадка, которую нужно разгадать. 4) «Normal is overrated». — Нормальность жизни переоценена. 5) «I prefer the company of the dead». — Я предпочитаю общество мертвых

Сарказм

«Sarcasm is the only friend I need». — Сарказм — единственный друг, который мне нужен

Язык, наполненный метафорами

«I introduce you with emojis: rope, shovel, hole». — Представляю тебя с эмодзи: веревка, лопата, яма

Грамматические особенности

Прямолинейность и лаконичность

«My personal philosophy is kill or be killed». — Мой личный философский подход — убивать или быть убитым

Отсутствие эмоциональных выражений

«I suddenly felt nauseous. And not in a good way». — Я вдруг почувствовала тошноту. И не в хорошем смысле

Структура предложений

1) «I’m not good at small talk». — Я не умею вести светские беседы. 2) «I prefer the darkness». — Я предпочитаю темноту. 3) «People are often afraid of what they don’t understand». — Люди часто боятся того, чего не понимают. 4) «I don’t do well with emotions». — У меня плохо с выражением эмоций. 5) «Life is a mystery, and so am I». — Жизнь — это загадка, и я тоже

Таким образом, Уэнсдей Аддамс становится символом независимости, размышлений и противостояния стандартам общества, а ее речевой портрет позволяет понять не только личные черты характера, но и более широкий социальный контекст, в котором она существует. Все это делает персонажа одним из самых запоминающихся и культовых в истории поп-культуры [7].

Литература:

  1. Алюнина О. Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях. — URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=1 (дата обращения: 22.10.2024). — Текст: электронный.
  2. Асадуллаева А. В. Исторический криминальный лингвокультурный типаж «английский пират»: дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2011. — 170 с.
  3. Коровина А. Ю. Лингвокультурный типаж «английский сноб»: дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2008. — 226 с.
  4. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. — 2001. — № 1. — С. 90–106.
  5. Сценарии на английском. — URL: https://snegiri-studio.ru/scenarii-filmov-i-serialov-na-anglijskom-yazyke-chitat (дата обращения: 21.11.2024). — Текст: электронный.
  6. Уэнсдей Аддамс. — URL: https://characters-power.fandom.com/ru/wiki/ Уэнcдэй_Аддамс (дата обращения: 13.01.2025). — Текст: электронный.
  7. Уэнсдэй: слишком странная для дома странных детей. — URL: https://www.mirf.ru/serial/wednesday (дата обращения: 21.11.2024). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): речевой портрет, коммуникативное поведение, особенность, персонаж, речевой портрет персонажа, социальный статус, язык, языковая личность.


Ключевые слова

человек, персонаж, схема, особенности, речевой портрет, лингвокультурный типаж, элементы речевого портрета, Уэнсдей Аддамс, концепция Л. П. Крысина

Похожие статьи

Вербально-семантический уровень языковой личности: описание речевого портрета на материале внеплановых обращений британской королевы

В статье авторы раскрывают значение понятия «языковая личность», а также описывают вербально-семантический уровень языковой личности, приводят в качестве иллюстративного материала многочисленные образные высказывания британской королевы.

Особенности литературного диалога как типа дискурса (на материале пьесы Дж. Б. Пристли «Они пришли к городу»)

Статья посвящена рассмотрению коммуникативной специфики литературного диалога. Особое внимание уделяется анализу стратегий и тактик речевого поведения как дискурсивных характеристик диалогической речи.

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Дисперсный лингвокультурный типаж «золотая молодежь»: понятийная составляющая

В статье приводится краткая социокультурная справка лингвокультурного типажа «золотая молодежь», а также анализируется понятийная составляющая типажа. Определяются перспективы дальнейшего исследования.

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Индивидуальная трактовка концепта «политика» в дискурсе носителя немецко-разговорной речи Сибири

В статье рассматривается содержание концепта «политика», характерного для речевого поведения рядовой языковой личности, а также показана динамика отражения данного концепта с учетом соединения в его структуре текстоведческого и жанроведческого аспект...

Прецедентные феномены в искусствоведческом дискурсе: лингвопрагматический аспект

Статья посвящена рассмотрению функционирования прецедентных феноменов в искусствоведческом дискурсе, а также лингвопрагматического потенциала, которым различные виды прецедентных феноменов обладают. В процессе анализа контекстов, выбранных методом сп...

Информационно-структурная иерархизация лекционного дискурса (на материале английского языка)

Статья содержит результаты исследования информационно-структурного построения современного лекционного дискурса. В ходе эксперимента были установлены особенности информационной структуры экспериментальных текстов англоязычных лекций в зависимости от ...

Взаимосвязь типа личности и способностей к развитию soft skills на примере типологии архетипов Пирсон

Похожие статьи

Вербально-семантический уровень языковой личности: описание речевого портрета на материале внеплановых обращений британской королевы

В статье авторы раскрывают значение понятия «языковая личность», а также описывают вербально-семантический уровень языковой личности, приводят в качестве иллюстративного материала многочисленные образные высказывания британской королевы.

Особенности литературного диалога как типа дискурса (на материале пьесы Дж. Б. Пристли «Они пришли к городу»)

Статья посвящена рассмотрению коммуникативной специфики литературного диалога. Особое внимание уделяется анализу стратегий и тактик речевого поведения как дискурсивных характеристик диалогической речи.

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Дисперсный лингвокультурный типаж «золотая молодежь»: понятийная составляющая

В статье приводится краткая социокультурная справка лингвокультурного типажа «золотая молодежь», а также анализируется понятийная составляющая типажа. Определяются перспективы дальнейшего исследования.

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Индивидуальная трактовка концепта «политика» в дискурсе носителя немецко-разговорной речи Сибири

В статье рассматривается содержание концепта «политика», характерного для речевого поведения рядовой языковой личности, а также показана динамика отражения данного концепта с учетом соединения в его структуре текстоведческого и жанроведческого аспект...

Прецедентные феномены в искусствоведческом дискурсе: лингвопрагматический аспект

Статья посвящена рассмотрению функционирования прецедентных феноменов в искусствоведческом дискурсе, а также лингвопрагматического потенциала, которым различные виды прецедентных феноменов обладают. В процессе анализа контекстов, выбранных методом сп...

Информационно-структурная иерархизация лекционного дискурса (на материале английского языка)

Статья содержит результаты исследования информационно-структурного построения современного лекционного дискурса. В ходе эксперимента были установлены особенности информационной структуры экспериментальных текстов англоязычных лекций в зависимости от ...

Взаимосвязь типа личности и способностей к развитию soft skills на примере типологии архетипов Пирсон

Задать вопрос