В статье автор на основе трудов советских ученых исследует влияние физических нагрузок на нервную систему человека.
Ключевые слова: физические нагрузки, нервная система, выносливость, подвижность, пластичность, возбуждение, торможение, уравновешенность.
В работах известных советских и российских учёных убедительно доказано, что физкультурно-спортивная практика оказывает на организм человека структурные (морфологические) и функциональные изменения. Основополагающим по значению итогом занятий физкультурно-спортивной деятельностью является совершенствование высшей нервной деятельности, осуществляемой центральной нервной системой и её высшим отделом — корой головного мозга. Известно, что в ходе систематических учебно-тренировочных занятиях и соревновательной деятельности в коре головного мозга происходит ускоренное эффективное образование новых условных (временных) связей между агентами внешней и внутренней среды и различными функциональными системами организма.
По И. П. Павлову, физиологическое воздействие тренировки изменяет основные свойства нервной системы: силу возбудительного и тормозного процессов, равновесие между ними, подвижность и уравновешенность.
Под силой нервной системы И. П. Павлов понимал степень выносливости нервной системы к длительно воздействующему раздражителю, а также к переносимости сильных раздражителей, хотя бы и кратковременных. Основной признак силы нервной системы по отношению к возбуждению — ее способность выдерживать, не обнаруживая запредельного возбуждения, длительное или часто повторяющееся возбуждение. Важнейший признак силы нервной системы по отношению к торможению — способность выдерживать длительное или часто повторяющееся действие тормозного раздражителя. Следовательно, чем сильнее нервная система, тем выше пороги чувствительности. Повысить их помогут выполнение физические упражнения на развитие специальных физических качеств. В процессе их выполнения ускоряются процессы обмена и распада веществ, увеличивается содержание аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, что способствует увеличению порогов чувствительности, которые стимулируют повышение выносливости мышц.
Следующее свойство нервной системы — подвижность — быстрота перестройку нервной системы в ответ на меняющиеся раздражители. Повышение подвижности активно ведёт к более быстрой перестройке и приспособляемости организма к меняющимся условиям внешней среды, то есть к уменьшению времени реакции организма на раздражитель, быстрой выработке новых условных связей, рефлексов. Для развития подвижности в тренировочном процессе следует применять физические упражнения с резко и часто изменяющимися условиями выполнения. Наличие данного свойства нервной системы необходимо в ациклических и игровых видах спорта.
Еще одно свойство нервной системы, по И. П. Павлову, — уравновешенность — это соотношение возбуждения и торможения. Уравновешенность нервных процессов раскрывается в соотношении и балансе возбуждения и торможения. От этого свойства нервной системы зависит способность к импульсивным действиям. В идеале у человека должен соблюдаться баланс: процессы возбуждения должны уравновешиваться процессами торможениями. Проведённые И. П. Павловым многочисленные эксперименты убедительно показали, что тренировкой можно добиться торможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения. Систематическое подконтрольное занятия спортом способствуют эффективному развитию уравновешенности, позволяют регулировать тренировочную нагрузку: определять различные режимы двигательных действий, оценивать эффективность занятий, следить за правильностью выполнения физических упражнений и контролировать состояние, расход сил и энергии, не допуская всплесков, нервозных рывков и тем самым регулировать деятельность центральной нервной системы, совершенствуя уравновешенность.
Одним из важнейших свойств нервной системы является лабильность. И. П. Павлов в своих работах не выделял лабильность как отдельное свойство, а относил её к подвижности. Впоследствии термин «подвижный» стал оцениваться как более многозначный, а известный советский психолог В. Д. Небылицын выделил лабильность как отдельное свойство нервной системы. Очевидно, лабильность отвечает за скорость ответа организма на некоторые раздражители. Лабильность — величина непостоянная, она может как уменьшаться, так и увеличиваться. Курение, алкоголь, токсикомания, наркомания и другие нездоровые привычки активно снижают лабильность, так как замедляются процессы восстановления нервной системы организма. Отсюда следует, что лабильность можно существенно увеличить посредством активных занятий физическими упражнениями.
Особенно ценным свойством нервной системы нейрофизиолог Н. А. Бернштейн назвал пластичность. По его мнению, это определённое по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее духовный и внутренний мир человека. Н. А. Бернштейн установил, что систематические занятия спортивной деятельностью позволяют активно развивать и совершенствовать пластичность, то есть способность центральной нервной системы быстро, точно, в нужным момент перестраиваться на разнообразные двигательно-координационные действия. Наибольший успех в овладении пластичностью достигается учащимися в раннем возрасте.
Пластичность как двигательно-координационное качество относится к свойству нервной системы, развитие которого невозможно без высокого уровня согласованности двигательной активности мышц, ритмичности движений, обеспечивающей чередование работы мышц — сгибателей и разгибателей, а также темпа, ритма, динамики и гармонии.
Рассмотрев основные свойства нервной системы, следует сказать, что все они не существуют изолированно друг от друга. В процессе изучения свойств центральной нервной системы И. П. Павлов отмечал, что все они вместе взятые образуют темперамент человека, влияют на формирование его характера и способностей. По И. П. Павлову, у каждого человека индивидуальная выраженность и разное сочетание свойств нервной системы, которые определяют тип высшей нервной деятельности.
Для изучения воздействия физических нагрузок на основные свойства нервной системы нами было выбрано такое средство диагностика, как тэппинг-тест. Для проведения этого тестирования использовался листок бумаги, с предварительно нарисованными и пронумерованными на нем шестью прямоугольниками 6×9,25 сантиметров, ручка и секундомер. Суть теста заключалась в максимально быстрой постановке точек в рамках заданных прямоугольников в течение 10 секунд. После звукового сигнала тестируемый начинает выставлять точки в первом прямоугольнике, с каждым последующим сигналом тестируемый переходит к новому прямоугольнику, и так до последнего. Далее производится подсчёт точек в каждом прямоугольнике, в результате чего определяется 6 значений (T), благодаря которым можно рассчитать показатели нервной системы:
- Индекс эффективности нервной системы, рассчитанный по формуле:
- Индекс силы нервной системы, рассчитанный по формуле:
- Индекс выносливости нервной системы, рассчитанный по формуле:
Для изучения такого показателя нервной системы, как лабильность, необходимо было подвергнуть тестируемого физической нагрузке и после провести повторное тестирование, сравнивая полученные при проведении теста показатели, по следующей формуле:
С целью сохранения объективности тестирования, должны были быть разработаны индивидуальные комплексы упражнений, включающие 5 видов физической нагрузки:
- Легкоатлетические упражнения (бег на короткую дистанцию, бег на выносливость, прыжки в длину, прыжки в высоту, многоборья).
- Тяжелоатлетические упражнения (поднятие штанги над головой, жим штанги лёжа от груди, понимание гири над головой).
- Упражнения на калистенику (приседания, планка, скручивания, отжимания, берпи).
- Гимнастические упражнения (круговые движения руками, вращения тазом, наклоны в сторону, подъёмы ног лёжа на боку).
- Спортивная игра (партия в футбол).
Для этого перед проведением теста все тестируемые проходили анкетирование. В анкете было необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как часто вы занимаетесь спортом?
- За какое время вы выполняете бег на 60 метров?
- Какой вес вы используете при выполнение становой тяги?
- Какие у вас показатели при выполнении теста на растяжку?
- С какой активностью вы занимаетесь игровыми видами спорта?
- Сколько повторений вам удаётся сделать при выполнении отжиманий?
По результатам опроса участвующие были разделены на две группы (активно занимающиеся развитием своих физических качеств (I) и не занимающиеся развитием своих физических качеств (II)). Именно это послужило основанием для формирования индивидуальных комплексов упражнений.
Результаты тестирования и их анализ
В тестирование принимало участие 10 человек, студенты ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» в возрасте от 17 до 18 лет. В результате мы получили показатели представленные в таблице 1.
Таблица 1
Показатели, характеризующие свойства нервной системы тестируемых
№ участника и группы |
I 1 |
I 2 |
I 3 |
I 1 ’ |
I 4 |
Среднее (I) |
59,8 |
1,07 |
1,05 |
49,87 |
16,6 % |
1 (I) |
63 |
1,17 |
1,11 |
53,62 |
17,49 % |
2 (I) |
57 |
1,01 |
1 |
49,21 |
15,82 % |
3 (I) |
68 |
1,21 |
1,19 |
57,24 |
18,88 % |
4 (I) |
52 |
0,92 |
0,91 |
45,44 |
14,43 % |
5 (I) |
59 |
1,05 |
1,04 |
50,7 |
16,38 % |
Среднее (II) |
60,4 |
0,98 |
0,95 |
49,72 |
18,5 % |
6 (II) |
58 |
0,94 |
0,91 |
49,25 |
17,76 % |
7 (II) |
64 |
1,04 |
1,01 |
53,52 |
19,6 % |
8 (II) |
60 |
0,97 |
0,96 |
50,68 |
18,38 % |
9 (II) |
68 |
1,07 |
1,07 |
56,28 |
20,83 % |
10 (II) |
52 |
0,82 |
0,82 |
44,85 |
15,93 % |
Проводя сравнительный анализ по всем показателям, полученным в результате тестирования, получается, что:
- Показатели эффективности нервной системы не зависят от развитости физических качеств.
- Показатели силы нервной системы взаимосвязаны с развитостью физических качеств, и больше у тех тестируемых, кто занимается развитием своих физических качеств.
- Показатели выносливости нервной системы взаимосвязаны с развитостью физических качеств, и больше у тех тестируемых, кто занимается развитием своих физических качеств.
- Показатели лабильности нервной системы взаимосвязаны с развитостью физических качеств, и больше у тех тестируемых, кто занимается развитием своих физических качеств.
Так, можно, пронаблюдав установившуюся закономерность, сказать, что, хотя физические нагрузки и занятие спортом не влияют на общую эффективность нервной системы, они позволяют развивать выносливость нервной системы, способность переносить сильные раздражители, а также скорость и степень её восстановления после возбуждения (нагрузки).
Литература:
- Польза физической культуры для общего развития ребенка / Е. А. Амиралиева [и др.]. // Сборник научных трудов. Международный журнал экспериментального образования, 2014. N° 7–2. C. 72.
- Кравченко А. А., Антонова-Рафи Ю. В. Система оценки свойств нервной системы на основе тестирования нейродинамических показателей человека // Сборник научных трудов. Международный научно-исследовательский журнал, 2014. No3–2 (22). C. 30–31.
- Николаев П. П., Николаева И. В. Психологическая аспекты спортивной подготовки // Сборник научных трудов, 2012. С. 156–157.
- Ревтова О. А. Влияние спорта на нервную систему человека. // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XLI международной студенческой научно-практической конференции. Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2018. С. 482–486.
- Зеленин, Л. А. Влияние тренажеров на основные свойства нервной системы спортсменов / Л. А. Зеленин. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-trenazherov-na-osnovnye-svoystva-nervnoy-sistemy-sportsmenov???history=14&pfid=1&sample=2&ref=0 (дата обращения: 22.03.2025).