Данная статья посвящена эволюции взаимоотношений двух держав на протяжении периода с конца ХХ — начала XXI вв. Модернизация Китая в эпоху глобализации привела к росту противоречий в сотрудничестве двух экономик мира. В статье представлен анализ процесса инвентаризации основных сфер противостояния КНР и США, причин и перспектив современного американо-китайского экономического кризиса.
Ключевые слова: Китай, США, экономическое сотрудничество, торговая война, глобализация, двухстороннее взаимодействие, торговля.
This article is devoted to the evolution of the relationship between the two powers over the period from the end of XX — beginning of XXI century. China’s Modernization in the Era of Globalization led to the growth of contradictions in cooperation between two economies of the world. The article presents analysis of the inventory process of the main areas of confrontation between the PRC and the US, the reasons and prospects for a modern US-China economic crisis.
Keywords: China, USA, economic cooperation, trade war, globalization, bilateral interaction, trade.
На протяжении XX века американо-китайские отношения развивались нестабильно, проходя этапы сотрудничества и конфронтации. В качестве основных тенденций развития можно выделить несколько этапов двусторонних отношений.
1. Послевоенный период (с 1945 года) отличался противостоянием двух мировых держав — США и СССР. Китайская Народная Республика играла роль балансирующего фактора, способного влиять на соотношение сил между этими двумя супердержавами путем поддержки той или иной стороны. Поскольку до начала 1980-х годов отношения между Китаем и СССР только были на стадии нормализации, КНР стремился сблизиться с США для противостояния гегемонии Советского Союза [Виноградов И. С. С.145]. Отношения между США и КНР были натянутыми, особенно после гражданской войны в Китае и появления коммунистического правительства в 1949 году. США предприняли ряд мер, включая поддержание экономической блокады Китая, что ограничивало любые формы сотрудничества.
Ситуация начала меняться с приходом президента Р. Никсона, который впервые посетил Китай в 1972 году, что послужило возобновлению дипломатический отношений и позволило расширить сферу экономического сотрудничества, которое включало экспорт американских технологий и помощь в модернизации китайской экономики и подписанию «Шанхайского коммюнике» [История американо-китайских отношений]. Нормализация американо-китайских отношений произошла в 1979 году, ознаменовавшись такими событиями, как визит Дэн Сяопина в США. Несмотря на возникающие проблемы, в том числе споры из-за Тайваня, обе стороны сохраняли заинтересованность в сближении [Стульникова Э. Ф.].
2. После события на площади Тяньаньмэнь (1989 г.) [«Внешняя политика КНР: опыт сопоставительного анализа периода «культурной революции» и современности» 2015 г.] Вашингтон обвинил Пекин в нарушениях прав человека, а также прекратил военное сотрудничество, объявив об экономических санкциях [Rennack D. С. 16]. Санкции включали: приостановку политических контактов на высоком уровне, мораторий на поставки военной продукции, запрет на закупку военного оборудования и боеприпасов, а также приостановку международных займов и деятельности организаций. Переговоры о вступлении Китая в ВТО были приостановлены. Официальные запреты были дополнены действиями отдельных организаций и компаний, которые решили переосмыслить целесообразность ведения бизнеса с Китаем. Эксимбанк США, а затем и экспортно-кредитные агентства ряда стран ЕС остановили выдачу кредитов и гарантий для товарных поставок в Китай. В то время Китай относился к группе развивающихся стран мира, и ущерб от международных санкций, составивший примерно 7,5 миллиарда долларов, превышал общую сумму иностранных кредитов, использованных в 1989 году (6,286 миллиарда долларов).
Данный инцидент ухудшил американо-китайские отношения, а впоследствии администрация президента Клинтон установила корреляцию между вопросами прав человека и торговыми отношениями, что существенно усложнило двустороннюю динамику. США пересмотрели свою стратегию в отношении Китая, повысив его вовлеченность в глобальную экономику и при этом проводя сдержанную и продуманную политику.
В 1997 году президент Китая Цзян Цзэминь посетил США, по итогам которого было опубликовано совместное заявление. В нем говорилось об общих интересах в решении глобальных проблем, включая мир, стабильность и борьбу с терроризмом. Стороны договорились о сотрудничестве в ряде областей, в частности: в 1999 году лидеры двух стран подписали соглашение о вступлении Китая в ВТО, что сделало Китай крупнейшим экономическим партнером США в мире [«On Сhina»/ «О Китае», 2011/2014].
3. Третий этап (с 2010 г.) обусловлен бурными темпами роста экономики КНР. С конца 1970-х КНР перешла от центрально-плановой системы к системе, ориентированной на рынок, однако при этом сохранялся контроль государственного сектора. В 2010 году Китай стал крупнейшим в мире экспортёром и одной из самых сильных экономик мира, даже за последние годы экономика КНР продемонстрировала достижения мирового масштаба.
По статистическим данным, ВВП Китая в 2020 году составил $14,687 трлн., что на $0,40 трлн. больше, чем в 2019 году. ВВП Китая в 2021 году составил $17,734 трлн., что на 3,0 трлн. больше, чем в 2020 году. ВВП Китая в 2022 году составил $18,321 трлн., что на $0,58 трлн. больше, чем в 2021 году. ВВП Китая в 2023 году составил $21,865 трлн., что на $3,54 трлн. больше, чем в 2022 году, а в 2024 г. ВВП вырос на 5 % впервые превысив 130 трлн. юаней (17,6 трлн. долларов) [TV BRICS 2025 г.]. В результате, второй крупнейшей экономикой в мире после США впервые стала КНР, занявшая место Японии.
За XX-XXI века выделяется 5 поколений правителей КНР, политика которых в наибольшей мере повлияла на изменение стратегии американо-китайских отношений.
1. В свое время Мао Цзэдун высказывал мысль о возможности участия Соединенных Штатов в процессе индустриализации Китая. В директиве ЦККПК «О дипломатической работе» от 16 августа 1944 года подчеркивалась необходимость налаживания прямого военного сотрудничества между Китаем и США в контексте Антияпонской войны, а также последующего «культурного, политического и экономического взаимодействия» [政务:河北人社 (2021 г.)]. Мао Цзэдун осуществлял политику, направленную на достижение самодостаточности, что проявлялось в его стремлении минимизировать участие иностранное капитала. Он воспринимал США как империалистическую державу, представляющую угрозу для Китая, и избегал серьезных экономических взаимодействий с ними. На фоне изменений в международной ситуации (1970-е г.) и в ответ на экономические проблемы, Китай постепенно сближается с США. В 1971 году Мао Цзэдун разрешил китайским делегатам участвовать в международных организациях, однако эта конвергенция была в первую очередь политической, а не экономической.
2. Дэн Сяопин инициировал шаги по открытию китайской экономики для международной торговли и инвестиций, что способствовало взаимодействию с Западом. В начале 1980-х годов он применил теорию «трех кошек» («黄猫、黑猫,只要捉住老鼠就是好猫») [CHINA NEWS,2008] для установления сотрудничества с капиталистическими странами, особенно с США, отказавшись от маоистской идеологии глобальной антикапиталистической революции. Его успешная реализация политики открытости улучшила отношения Китая с Западом и способствовала развитию передовых технологий в китайской промышленности.
3. В период 1990-х годов экономические связи между Китаем и Соединенными Штатами заметно усилились. Объем торговли между государствами возрос в 4 раза, а экспорт из Китая в США увеличился в 7 раз. Американские транснациональные компании видели в Китае основу производства и перспективный потребительский сегмент. Китай инвестировал валютные резервы в облигации министерства финансов США, став крупнейшим иностранным держателем американского долга в 2008 году. КНР достиг невиданных масштабов участия в глобальной политике и экономической системе. Китай и западные державы признали начало новой эпохи взаимодействия. В 1997 году заместитель премьера Чжу Жунцзи отметил, что у Китая никогда прежде не было таких частых контактов и связей с внешним миром [Генри Киссинджер «О Китае»].
Цзян Цзэминь отмечал, что не собирается преувеличивать важность собственной страны, но полагал, что «доброе сотрудничество» между США и Китаем важны для всего мира. Вместе с тесными экономическими связями между США и Китаем возникают серьезные политические противоречия, вызванные борьбой за господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе в начале XXI века.
4. Ху Цзиньтао в условиях новых вызовов разрабатывает концепцию «мирного возвышения Китая», которая подразумевает проведение политики крупной державы, утверждение политики силы против США и одновременно стимулировать сотрудничество КНР и США. В начале XXI века Китай инвестирует в регион ЦВЕ, а также обладает здесь максимальным влиянием в дипломатической и экономической сферах. Под руководством Ху Цзиньтао Китай стал второй экономикой мира, обогнав в 2011 г. Японию. В 2012 г. КНР обошла США по объему внешней торговли ($ 3,87 трлн.; у США — $ 3,82 трлн.). Китай пользуется этой ситуацией и усиливает свое влияние через взаимоотношения с Европой (в частности ФРГ и страны ЦВЕ).
5. Си Цзиньпинь акцентирует внимание на активной дипломатии. В ходе встречи с Б.Обамой в июне 2013 года он представил концепцию «нового типа отношений между крупными державами» для предотвращения соперничества с США. Это отличалось от прежней модели, возникшей в результате китайско-американского союза с 1979 года, когда Китай стал второй экономикой мира. После финансового кризиса 2007–2008 годов США признали успехи Китая и предложили создать дуумвират, известный как «формула G-2», однако предложение не было принято, и начался новый этап сдерживания Китая.
В 2018 году Соединенные Штаты ввели тарифы на китайскую продукцию, приведя к ответным мерам со стороны Китая. В 2019 году обострилась ситуация из-за политических волнений в Гонконге и Тайване. Китай оказался перед двумя пакетами требований от американской стороны: относительно торговых изменений и ограничений на развитие технологий. В 2020 году было достигнуто временное соглашение в торговой войне, однако Си Цзиньпин не присутствовал на встрече с Трампом, ожидая ухудшение отношений.
Джо Байден стал первым президентом США после Джимми Картера, не посетившим Китай. Пандемия COVID-19 и ухудшение двусторонних отношений стали главными причинами. Дж. Байден и Си Цзиньпинь обменялись лишь краткими контактами, впервые встретившись на саммите АТЭС в ноябре 2023 года.
Председатель КНР заявил, что «цель Китая по обеспечению стабильного, здорового и устойчивого развития китайско-американских отношений не изменилась, приверженность Пекина взаимному уважению, мирному сосуществованию и взаимовыгодному сотрудничеству как принципам ведения китайско-американских отношений не изменились» [РИА НОВОСТИ, 2024 г.]. В 2025 г. США ввел новый пакет санкций, мешающий производить чипы и развивать ИИ, против КНР, на что получили ответ в виде прямого запрета на экспорт ряда материалов в США, которые, по мнению китайских властей, могут иметь потенциальное военное применение.
Таким образом, КНР оказывает влияние на международные отношения и активно участвует в решении глобальных проблем, что вызывает обеспокоенность США, рассматривающие рост КНР как вызов американской гегемонии. Политика США заключается в защите национального производителя путем выхода из нескольких крупных международных торговых соглашений, таких как Парижского соглашения по климату, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Совета по правам человека ООН и через повышение торговых пошлин на импорт товаров ЕС и Китая [FORBES, 2025 г.].
В контексте геополитического соперничества между КНР и США, наблюдаются укрепляющиеся позиции Китая в ключевых регионах мира. При наличии конфликта интересов между двумя странами в каком-либо регионе, Китай, как правило, предпочитает делать уступки, а не эскалировать ситуацию, стремясь избежать прямой конфронтации с США, обладающими значительным военно-техническим и политическим влиянием на международной арене. В результате данной ситуации, правительство США интерпретирует действия Китая как вызов своему государству.
В целом, описанные выше три этапа американо-китайских отношений демонстрируют следующую эволюцию: «КНР — трансформация из союзника в основного противника Соединённых Штатов».
Литература:
- Виноградов И. С. «Основные вехи эволюции взаимоотношений КНР и СССК (России) // Современная научная мысль. 2018. № 4.С. 143–147
- История американо-китайских отношений // TACC [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/4159288 (дата обращения: 02.04.2024).
- Стульникова Э. Ф. «Внешняя политика КНР: опыт сопоставительного анализа периода «культурной революции» и современности» /Стульникова Э. Ф // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://jurnal.org/articles/2015/hist5.html (дата обращения: 03.05.2023).
- Rennac D. China economic sanctions // U.S. department of state. 2005. URL: http://fpc.state.gov/documents/organization/48375.pdf [Электронный ресурс]. (дата обращения: 07.05.2024).
- Генри Киссинджер: «Шанхайское коммюнике» заложило основу для американо-китайских отношений // Жэньминь Жибао URL. https://shygystanu.kz/rus/archives/2367 (дата обращения: 21.04.2024).
- TV BRICS [Электронный ресурс]. URL: https://tvbrics.com/news/vvp-kitaya-vyros-na-5-v-2024-godu/ (дата обращения: 06.03.25).
- 政务:河北人社 (18.08.21) URL: https://m.thepaper.cn/baijiahao_14106344 (дата обращения: 19.03.25)
- Белая Книга правительства Китая (Глава IV) [Электронный ресурс]. URL:https://www.fmprc.gov.cn/rus/zl/ce_ceml_chn/zfbps/200212/t20021231_878957.html (дата обращения: 17.02.25)
- Генри Киссинджер «О Китае» (Глава XVII «Возвышение Китая и рефлексии Цзян Цзэминя») URL: https://document.wikireading.ru/hVUEo9t7dO?ysclid=m8izqh8xcp199402073 (дата обращения: 15.03.25)
- РИА НОВОСТИ: «Си Цзиньпин рассказал о принципах в отношениях с США», 2024г. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20241117/kitay-1984210288.html (дата обращения: 11.03.25)
- CNEWS, [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru (дата обращения: 12.03.25)
- Forbes: «Уход от проблем: почему США выходят из международных организаций» 26.02.25 // [Электронный ресурс]. URL:https://www.forbes.ru/mneniya/531509-uhod-ot-problem-pocemu-ssa-vyhodat-iz-mezdunarodnyh-organizacij (дата обращения: 10.03.25)