Статья описывает опыт использования воспитательного потенциала уроков математики.
Ключевые слова: традиционные нравственные ценности, воспитательный потенциал, уроки математики
В современном мире в погоне за материальными благами мы забываем, что человеку надо мало. Традиционные ценности — это основа человеческой жизни: семья, патриотизм, приоритет духовного над материальным, справедливость, милосердие, гражданственность — все это отражено в учебном и воспитательном процессе образовательных организаций.
На формирование личности обучающегося влияют разнообразные факторы и одним из таких факторов является формирование традиционных нравственных ценностей. В эпоху перемен, инноваций и цифровизации традиции все больше приобретают актуальность.
Уроки математики влияют на формирование многих качеств обучающихся. Воспитательный потенциал уроков реализуется через содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника [1].
Самый эффективный способ воспитания обучающихся, конечно же, решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение влияет на нравственное и трудовое воспитание.
При реализации воспитательной функции при изучении математики важно правильно сформулировать воспитательную цель урока. Очень важно обращать внимание на уровень воспитанности обучающегося и всего класса в целом, видеть проблемные моменты в воспитании. Необходимо обговорить с обучающимися те качества личности, которые будут затрагиваться на уроке. Это необходимо для того, чтобы ребенок понимал, что хочет воспитать в нем учитель и что необходимо ему самому [2].
При составлении технологической карты урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными за дачами и подробно описать способы достижения этих целей.
В начале урока обучающихся необходимо мотивировать раскручиванием формулировки темы и созданием проблемной ситуации, практические задания исследовательского характера помогут реализовать воспитательный потенциал в большей степени и заинтересовать учеников.
Важной составляющей является этап рефлексии в конце урока. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Любой урок несёт огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность [3].
Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования связывает темы уроков с профессиональной деятельностью и профессиями, в которых нужны математические навыки. В таблице 1 представлены некоторые профессии, связанные с математическими навыками.
Таблица 1
Профессии, связанные с математическими навыками
Профессия |
Деятельность |
Бухгалтер |
Ведет расчеты и составляет отчёты |
Экономист |
Просчитывает финансовые риски, прогнозирует рост или снижение цен и выручку |
Программист |
Специалисты пишут программные коды на различных языках программирования, работают над построением алгоритмов работы различных автоматических систем |
Налоговый консультант |
Занимается расчётами сумм налогов, оптимизацией финансовой деятельности предприятий и составлением налоговых документов |
Аналитик данных (дата-аналитик) |
Занимается сбором, обработкой, изучением и интерпретацией информации |
Криптограф |
Работает в сферах, где важна высокая степень конфиденциальности информации: на предприятиях, связанных с обороной, в финансовых организациях и государственных учреждениях |
Инженер |
Используют математические расчёты при проектировании и конструировании систем |
Воспитательный потенциал урока математики можно реализовать через пример выдающихся личностей. Крайне необходимо донести до обучающихся важность ученой деятельности. Примером могут служить великие математики, выдающиеся личности. Такие личности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Выдающиеся личности в математике
Выдающиеся личности |
Достижение |
Рене Декарт |
Впервые ввёл понятия функции и переменной величины, разработал систему координат, ввёл в математику понятия гиперболы и параболы, овала и листа |
Готфрид Лейбниц |
Один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники |
Николай Лобачевский |
Создал особый раздел в геометрии, до сих пор называемый неэвклидовой геометрией, или попросту, геометрией Лобачевского. Его труды, не признанные современниками, опередили своё время, изменили традиционное представление о пространстве и заложили фундамент для работ Эйнштейна |
Софья Ковалевская |
Первая женщина в России, ставшая профессором математики. Много работала в области небесной механики и математической физики, описывала вращение твёрдого тела, решила одну из так называемых задач Коши |
Содержание урока направлено не только на знания, но и на воспитание личности обучающегося. Формирование воспитательных задач является важным этапом в подготовке к уроку. Одной из приоритетных задач сегодня является реализация воспитательного потенциала урока и воспитание подрастающего поколения.
Литература:
- Артемьева, В. В. Нестандартные задачи как фактор развития математических способностей обучающихся / В. В. Артемьева, И. В. Галиакбарова, Е. А. Артемьева. — Текст: непосредственный // Учитель создает нацию (А-Х. А. Кадыров): сборник материалов V международной научно-практической конференции. — Махачкала; Грозный, 2020. — С. 258–262.
- Воронина, Л. В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике / Л. В. Воронина, В. В. Артемьева, Г. В. Воробьева. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 7. — С. 153–16
- Воспитательный потенциал урока математики: сборник материалов заочных педагогических чтений, посвященных памяти Заслуженного учителя РФ, учителя математики Е. К. Кулаковой. — Курган, 2021 г.– Выпуск 1. — 38 с.