Реализация воспитательного потенциала урока математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 24.03.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, А. С. Реализация воспитательного потенциала урока математики / А. С. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123611/ (дата обращения: 02.04.2025).



Статья описывает опыт использования воспитательного потенциала уроков математики.

Ключевые слова: традиционные нравственные ценности, воспитательный потенциал, уроки математики

В современном мире в погоне за материальными благами мы забываем, что человеку надо мало. Традиционные ценности — это основа человеческой жизни: семья, патриотизм, приоритет духовного над материальным, справедливость, милосердие, гражданственность — все это отражено в учебном и воспитательном процессе образовательных организаций.

На формирование личности обучающегося влияют разнообразные факторы и одним из таких факторов является формирование традиционных нравственных ценностей. В эпоху перемен, инноваций и цифровизации традиции все больше приобретают актуальность.

Уроки математики влияют на формирование многих качеств обучающихся. Воспитательный потенциал уроков реализуется через содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника [1].

Самый эффективный способ воспитания обучающихся, конечно же, решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение влияет на нравственное и трудовое воспитание.

При реализации воспитательной функции при изучении математики важно правильно сформулировать воспитательную цель урока. Очень важно обращать внимание на уровень воспитанности обучающегося и всего класса в целом, видеть проблемные моменты в воспитании. Необходимо обговорить с обучающимися те качества личности, которые будут затрагиваться на уроке. Это необходимо для того, чтобы ребенок понимал, что хочет воспитать в нем учитель и что необходимо ему самому [2].

При составлении технологической карты урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными за дачами и подробно описать способы достижения этих целей.

В начале урока обучающихся необходимо мотивировать раскручиванием формулировки темы и созданием проблемной ситуации, практические задания исследовательского характера помогут реализовать воспитательный потенциал в большей степени и заинтересовать учеников.

Важной составляющей является этап рефлексии в конце урока. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Любой урок несёт огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность [3].

Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования связывает темы уроков с профессиональной деятельностью и профессиями, в которых нужны математические навыки. В таблице 1 представлены некоторые профессии, связанные с математическими навыками.

Таблица 1

Профессии, связанные с математическими навыками

Профессия

Деятельность

Бухгалтер

Ведет расчеты и составляет отчёты

Экономист

Просчитывает финансовые риски, прогнозирует рост или снижение цен и выручку

Программист

Специалисты пишут программные коды на различных языках программирования, работают над построением алгоритмов работы различных автоматических систем

Налоговый консультант

Занимается расчётами сумм налогов, оптимизацией финансовой деятельности предприятий и составлением налоговых документов

Аналитик данных (дата-аналитик)

Занимается сбором, обработкой, изучением и интерпретацией информации

Криптограф

Работает в сферах, где важна высокая степень конфиденциальности информации: на предприятиях, связанных с обороной, в финансовых организациях и государственных учреждениях

Инженер

Используют математические расчёты при проектировании и конструировании систем

Воспитательный потенциал урока математики можно реализовать через пример выдающихся личностей. Крайне необходимо донести до обучающихся важность ученой деятельности. Примером могут служить великие математики, выдающиеся личности. Такие личности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Выдающиеся личности в математике

Выдающиеся личности

Достижение

Рене Декарт

Впервые ввёл понятия функции и переменной величины, разработал систему координат, ввёл в математику понятия гиперболы и параболы, овала и листа

Готфрид Лейбниц

Один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники

Николай Лобачевский

Создал особый раздел в геометрии, до сих пор называемый неэвклидовой геометрией, или попросту, геометрией Лобачевского. Его труды, не признанные современниками, опередили своё время, изменили традиционное представление о пространстве и заложили фундамент для работ Эйнштейна

Софья Ковалевская

Первая женщина в России, ставшая профессором математики. Много работала в области небесной механики и математической физики, описывала вращение твёрдого тела, решила одну из так называемых задач Коши

Содержание урока направлено не только на знания, но и на воспитание личности обучающегося. Формирование воспитательных задач является важным этапом в подготовке к уроку. Одной из приоритетных задач сегодня является реализация воспитательного потенциала урока и воспитание подрастающего поколения.

Литература:

  1. Артемьева, В. В. Нестандартные задачи как фактор развития математических способностей обучающихся / В. В. Артемьева, И. В. Галиакбарова, Е. А. Артемьева. — Текст: непосредственный // Учитель создает нацию (А-Х. А. Кадыров): сборник материалов V международной научно-практической конференции. — Махачкала; Грозный, 2020. — С. 258–262.
  2. Воронина, Л. В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике / Л. В. Воронина, В. В. Артемьева, Г. В. Воробьева. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 7. — С. 153–16
  3. Воспитательный потенциал урока математики: сборник материалов заочных педагогических чтений, посвященных памяти Заслуженного учителя РФ, учителя математики Е. К. Кулаковой. — Курган, 2021 г.– Выпуск 1. — 38 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательный потенциал, личность, урок, урок математики.


Похожие статьи

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Методические особенности построения процесса обучения математике в национальных школах Севера

В статье рассматриваются особенности процессуального компонента процесса обучения математике учащихся национальных школ российского Севера, охарактеризована обучающая деятельность учителя и описана учебно-познавательная деятельность учащихся.

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Использование дидактических игр для повышения учебной мотивации в начальной школе

В работе рассматривается использование дидактических игр как метода повышения учебной мотивации младших школьников. Обосновывается значимость игровых технологий в начальной школе, выделяются их психологические и педагогические аспекты. Анализируется ...

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

В данной статье даются сведения о роли дидактических игр в преподавании русского языка в начальных классах узбекской школы, их видах и структуре. Раскрываются наиболее важные вопросы содержания, методов, приёмов, инновационных форм обучения учащихся-...

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Похожие статьи

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Методические особенности построения процесса обучения математике в национальных школах Севера

В статье рассматриваются особенности процессуального компонента процесса обучения математике учащихся национальных школ российского Севера, охарактеризована обучающая деятельность учителя и описана учебно-познавательная деятельность учащихся.

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Использование дидактических игр для повышения учебной мотивации в начальной школе

В работе рассматривается использование дидактических игр как метода повышения учебной мотивации младших школьников. Обосновывается значимость игровых технологий в начальной школе, выделяются их психологические и педагогические аспекты. Анализируется ...

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

В данной статье даются сведения о роли дидактических игр в преподавании русского языка в начальных классах узбекской школы, их видах и структуре. Раскрываются наиболее важные вопросы содержания, методов, приёмов, инновационных форм обучения учащихся-...

Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познава-тельной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспектив-ный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их ис...

Задать вопрос